РЕБЯТА (ПАРНИ, МОЛОДЦЫ, МАЛЬЦЫ)
Собирательное название мужской совершеннолетней молодежи, выступавшей в общинной жизни чаще всего единым коллективом — ватагой. Парень осознавал себя и идентифицировал через коллектив.
Для юноши совершеннолетие становилось реальным только с момента его вхождения в такую группу. Прием в компанию взрослых подразумевал признание его физической и интеллектуальной зрелости, а также обеспечивал полноту возрастных прав, главные из которых — возможность ухаживать за девушками и женитьба.
В общении с внешним миром парень проявлял себя прежде всего как член группы, связанной происхождением («по крови») с определенной территорией, соответствовавшей чаще всего деревне и ее округе. Но на юге России в крупных селах такой территорией мог стать конец села, квартал или улица. В сравнительно малонаселенных приходах северо-запада и Русского Севера единицей самоидентификации был приход. В многонаселенных и широко раскинувшихся приходах в этом качестве выступал куст деревень, расположенных на расстоянии 1—3 км друг от друга и имевших часто общее происхождение. В то же время понятие «свои» могло расширяться. Во-первых, в зависимости от социальных причин, например во время гуляний некрутов, компании которых зачастую включали представителей враждебных деревень. А во-вторых, по степени удаления от родных мест. На праздничном гулянье парни из отдаленных мест выступали единым коллективом, приобретавшим название, например, от наименования реки, по которой располагались их деревни. В Старорусском р-не Новгородской обл. парни из деревень по р. Редье назывались «редьяны», а из деревень по р. Ловоти — «ловоцкие».
Принадлежность к локальной группе, как и противопоставление «своих» и «чужих», актуализировалась во время престольных праздников, молодежных вечеров, но наиболее ярко проявлялась в драках, переводивших территориальный вопрос в социальную плоскость. Иногда во время конфликтов из-за размежевания земель между двумя общинами парни выступали боевой силой, сходясь в драке на спорном поле. В молодежной среде демонстрация «завоеванной» территории называлась «оставить деревню за собой» и осознавалась как право данной группы на единоличное гулянье и ухаживание за девушками.
Подобное освоение «внешнего» или «чужого» мира находилось в тесной связи с процессом взросления, сопровождавшегося выходом за границы внутреннего пространства деревни и более глубоким проникновением во внешнее пространство, в котором в дальнейшем протекала хозяйственная деятельность мужчины. Пока мужской статус не был сформирован окончательно, то есть до вступления в брак и рождения детей (благодаря чему смыкались звенья цепи «предки — потомки»), выход во внешний мир, осмысляемый
Также как потусторонний, представлял для парня опасность. Поэтому существовала необходимость в новом замкнутом пространстве, каковым и являлась возрастная локальная группа — социальное пространство, восходившее к мужским сообществам древности. Как и любое социальное пространство, противостоящее «внешнему» «неокультуренному» миру, сообщество парней имело иерархическую структуру. Прежде всего, оно делилось на старших — двадцатилетних, которые должны были вскоре идти в армию, младших — «молодяшек» и новичков, гулявших первый год.
Младшие, а в особенности новички, проходили постоянную проверку на возрастную состоятельность и должны были отстаивать свой новый статус, поэтому их поведение характеризовалось большей задиристостью, агрессивностью и «скоморошеством» (см. Игровое испытание парня на посиделках). Им приходилось пользоваться меньшим кругом для выбора невест, а в общих делах были на подхвате. Старшие, осуществлявшие по отношению к «молодяшке» руководящую функцию, могли направить их ходить по деревне с песнями, завязать драку или выманить небольшую группу противника за околицу, где устраивали засаду. В кулачных боях «стенка на стенку» младшие дрались первыми, в то время как старшие, настоящие, серьезные бойцы, вступали позже.
Старшие даже внешне выделялись из общего числа парней, так как имели наиболее полный костюм, предписанный возрасту (см. Наряд парня). В Кушалинском р-не Тверской обл. существовал обычай, по которому парнише — ская артель следила, чтобы подростки не носили пояс, а рубахи заправляли в штаны, в отличие от взрослых, носивших их навыпуск, После принятия парня в первую из взрослых — «младшую беседу» — ему разрешалось носить пояс шириной в палец, через три года — в два пальца, а еще через три, при переходе в «старшую беседу», шириной в три пальца.
Старшие имели сбережения из самостоятельно заработанных средств, повидали свет и приобрели определенный жизненный опыт, поэтому считали себя вправе учить младших уму-разуму и оказывать им покровительство. Именно они назывались «женихами», гуляли с лучшими невестами, первенствовали на гулянье, в пляске, играх.
Место во внутригрупповой иерархии определяли личные качества и способности. На Русском Севере лидирующее положение занимали «славутники» («славники») — наиболее видные из деревенских парней, отличавшиеся бойкостью, ловкостью, богатством, щегольством. В Поморье эту часть мужской молодежи называли «форсуны», «парни первого разряда». В других местах для подобного негласного лидера бытовал термин «первый парень на деревне». Они ходили в первой паре хоровода, вместе со «славутницами» руководили беседой, им принадлежали роли ведущих в играх и ряженъях, а также наиболее шикарные выезды на Масленицу. Особым уважением среди молодежи пользовались парни, уезжавшие на отхожий промысел в столицы: «питер — буры» («питерцы») и «москвичи», являвшиеся законодателями мод и вкусов в деревне. Наибольшим авторитетом и властью обладал глава группы — атаман, бывший заступником молодежи и гарантом мира и порядка внутри молодежного коллектива.
Иерархия группы утверждалась на основе соперничества. Парни состязались в играх, силовых противоборствах, в демонстрации престижных навыков. Так, в Вологодской губ. могло дойти до драки, если кто-либо из парней «перепоет», «перепляшет» другого или лучше сыграет на гармони. Причиной для столкновения могла быть и внешность, дававшая, по мнению драчуна, преимущество сопернику в глазах девушки. Случались драки из-за участия в первой паре хоровода. В результате соперничества происходило самоутверждение парня внутри группы и осознание себя в новом возрастном качестве. Но чаще парни, входившие в одну локальную группу, не дрались между собой.
Кроме территориального аспекта, закреплявшего единство молодежной группы, существовал половозрастной: парни проявляли взаимовыручку в противостоянии девичьей группе своей общины. Если на индивидуальном уровне формой общения парня с девушкой было ухаживание, общественным выражением которого становилось «величание», иногда оплачиваемое на посиделке самим парнем, то на коллективном уровне отношения строились в рамках игрового противоборства, сопровождавшегося взаимным подтруниванием и насмешками и обострявшегося в праздничных и обрядовых ситуациях.
Подобные формы противостояния были наиболее актуальны в период весенне-летних гуляний. В Рязанской обл. парни и девушки из одной деревни, шедшие по улице в две параллельные линии, старались перепеть друг друга. Девушки заводили «страдания», частушки про любовь, а парни время от времени пытались перекричать их «страмачом», частушками матерного содержания. Во время пляски выходившая в кружок пара — парень и девушка — устраивала шуточные перепалки в частушках. В Пестовском р-не Новгородской обл. в таком кружке происходило символическое соревнование на выносливость в пляске: парень с девушкой выплясывали друг перед другом, насколько это было им под силу, если же становилось невмоготу, то парень просил товарища, а девушка подругу подменить их.
Ярким проявлением шуточной «войны» были святочные розыгрыши, игры ряженых, мазанье сажей, валяние девок в снегу на Масленице, рискованное раскачивание на качелях, обливание водой на русальной неделе.
На Святки парни развлекались запугиванием гадающих девушек и подшучиванием над ними. Проведав о том, где и когда те собирались гадать, парни рядились и изображали нечисть, к которой девушки обращались с вопросом о своей судьбе. Во время гаданий в овине или бане кто-нибудь из парней или даже взрослых мужиков изображал банника (или овинника), поглаживая гадающую по выставленному в темноту заду голой рукой («к бедности») или рукой в рукавице — мохнатой («к богатству»), В хлеву, куда девушки ходили за овечьей шерстью, чтобы узнать цвет волос жениха, одна из овец — завернутый в шубу парень — вдруг вставала на дыбы, хватала девку за подол и начинала говорить человеческим голосом. В поле во время гаданий на соломе оживал и начинал надвигаться на девушек сноп; кроме того, гнавшийся за гадающими черт, покойник в белом балахоне, летевшая вслед девушкам свиная туша также были делом рук веселящихся парней.
Будучи развлечением, противоборство тех и других выражало индивидуальную свободу и достоинство, как необходимые возрастные качества. Кроме того, в действиях парней противоборство имело целью подчеркнуть свое более высокое положение, преимущественные мужские права. Демонстрация независимости и главенства проявлялась, например, в обычае, бытовавшем в деревнях на Пинеге в первые десятилетия XX в. Здесь парню, стоявшему на гулянье вместе с другими, считалось зазорным идти с девушкой в хоровод по первому ее зову, она должна была пригласить его трижды с поклоном, при этом первый, принявший приглашение, всегда высмеивался остальными. Для парня было нормой некоторое показное пренебрежение в отношениях с девушкой, так как повышенное внимание, трепетное отношение к какой-нибудь из них высмеивалось и осуждалось товарищами.
Утверждая свою власть над девичьей группой, парни пытались при помощи одобрения и принуждения повлиять на девушек, добиться от них желаемого поведения и воспитать характер, главными чертами которого были бы терпение и скромность. При этом главным объектом осмеяния, а в особенности силового воздействия, становились строптивые, излишне гордые девушки, а также известные нечестным поведением или провинившиеся чем-либо перед одним из парней. За провинности девушку наказывала вся группа, а арбитром в споре часто выступал предводитель. Местом разборок и «воспитания» чаще всего становились посиделки и вечеринки с играми и ряженьем, элементом которых было принуждение и наказание за неповиновение, воспринимавшиеся большинством парней и девушек как веселое развлечение.
Во время игры в «палача и суд» каждую из девушек заставляли назвать имя возлюбленного, за отказ приподнимали за руки на спину одного из ряженых парней и стегали скрученными в жгут полотенцами. Ряженые «катовалы», изображая процесс изготовления валенок, раскатывали девок по полу дубинками. Парень, обряженый «бабкой», бил девушек мешочком с трухой, а то и с камнем. В широко известном святочном развлечении с «покойником» их насильно тащили его целовать, а упиравшихся подгоняли ударами. Каждую из подошедших «прощаться» (или только наиболее строптивых) «покойник» обсыпал мукой, набитой у него во рту, вымарывал в саже, которой было натерто его лицо, колол «усами» из иголок и т. п. Тех, кто особенно сопротивлялся, пугали розгой, хлестали скрученным полотенцем или соломенным жгутом, били по спине лаптем с камнем, и достаточно сильно, если эта девушка кому-нибудь досадила.
В Касимовском р-не Рязанской обл. в 1920-е гг. молодые мужики и парни наряжались «стариками» и «дедами калёными». Поплясав на посиделке и позабавившись над девушками, они хватали нескольких их них и тащили на улицу, где задирали им подолы и натирали между ног снегом. В другом варианте забавы двое «дедов» брали девушку за ноги, переворачивали ее вниз головой, расправляли юбку колоколом, куда третий насыпал лопатой снег. После этой экзекуции девушка, отряхнувшись, благодарила ряженых: «Спасибо, дедушка родимый!» — и бежала в избу. В Тотем — ском р-не Вологодской обл. девушек валяли в снегу «медведица с медвежатами» или два «медведя». Но в этом случае «медведица» («медведь») мяла только тех девок, которые подсмеивались над парнями. Иногда «медвидята» тушили свет, а «медведица» с «вожаком» тащили заранее намеченную девку на улицу и напихивали ей снег за пазуху и под подол. Название этих действий содержит очистительный и воспитательный смысл: «девок чистить», «девок солить, чтобы не портились». Но в самом обычае заключено посвятительное и брачное значение. В некоторых местах катание девушек в снегу устраивалось в Крещение, после демонстрации ими нарядов. Когда уходил священник, ребята начинали катать девок, приговаривая: «Это вот моя невеста будет!» Возможно, что раньше инициационное значение описанных выше обычаев заключалось в символическом свидании с предком (эвфемизмы «дед», «старик» — обозначение предка), вступлении с ним в брак, что наделяло способностью к реальному браку и деторождению.
Воспитательный элемент, тесно связанный с брачной тематикой (воспитание жены) и «плодородным» значением битья, был частью игры «дутье со стула». Посреди избы устанавливали скамью, на которую рассаживали девушек, парни поочередно подходили к ним сзади и с размаху ударяли каждую. Девушка должна была стерпеть удар молча, а если выражала недовольство, ее наказывали. В Череповецком у. парни на беседах подобным образом «пекли блины». Один из них, взяв хлебную лопату или широкую доску, становился в центре избы, другой поочередно подводил к нему девушек и, придерживая за руки, поворачивал спиной; первый со всей силы бил по спине лопатой. В некоторых
Местах эта игра стала частью сценки святочного ряженья, в которой «старик» и «старуха» «шаньги пекли». При этом воспитательный момент заключался в том, что наиболее сильный удар доставался той, которая чем-либо досадила одному из парней, остальных же «старик» лишь слегка касался лопатой. В ряде деревень аналогичное наказание должно было воспитать в девушке расторопность, так как касалось только тех, кто опаздывал на беседу. Бытовавшее там название обычая — «давать девкам хрену» — также указывает на его брачную символику.
Одним из наиболее распространенных способов влияния на поведение девушек было высмеивание и «хуление». Так, в сценке ряженых «Сидор и Дзюд» реальные или выдуманные отрицательные качества приписывались каждой из присутствовавших девушек.
1. Морозов И. А Женитьба добра молодца М., 1998; 2. Архив РЭМ, ф. 10, on. 1, д. 99, 103.
В. Холодная