РАЗБОЙНИК
В фольклоре и народных представлениях человек, жи
Вущий грабежом и убийствами. Судя по фольклорным текстам, Р. промышляли ватагами (артелями, партиями), устраивая засады возле лесных дорог или речных путей. Разбойничья ватага по своей организации была аналогична той, в которые объединялись парни — участники деревенских Драк. Во главе ее стоял атаман, вокруг которого группировались пять — десять «товарищей», составлявших костяк сообщества, а на периферии его были новички и подростки. Разбойничьи обычаи известны, главным образом, по песням — балладам и историческим преданиям, в изображении которых разбойничьи обычаи в свою очередь воспроизводили нравы и обычаи разгулявшейся компании мужской молодежи (некрутов).
|
Брачный статус Р. неопределен; как правило, они не имеют семьи и их поведение скорее связано с разрушением семьи, нередко своей собственной. В фольклорных текстах Р. изображались чаще всего в роли насильников, соблазняющих, силком уводящих и убивающих женщин.
Лихой путь Р. начинался с преступления против родства, материнства или вообще женщин. В песнях о Р. постоянно встречался мотив нарушения материнского запрета как исходной точки неправедного пути: парень уходит в Р. вопреки предостережению или прямому запрету со стороны матери, то есть символически порывает с родительской семьей. В качестве своеобразного «посвящения» в Р. описывается обычай «первой встречи». Будущий Р. должен убить первого встреченного на пути человека, даже если это будет его родственник, иначе у него не будет удачи и ему самому не сносить лихой головы. В одной из песен молодая жена корит Р. за то, что тот убил ее брата с невесткою, и слышит в ответ:
Ох, глупая, молода жена, Молода жена, неразумная! Первая встреча не встречается, Огцу и матери не спускается.
Тот же обычай упомянут и в другой песне — о девице-Р. Она плачет-кается, что «в младыих летах во разбой пошла», и вот как описывает начало разбойничьей биографии:
Лет пятнадцати стала души (грабити).
Первая встреча — родной батюшка,
Вторая встреча — родная матушка.
Первым преступлением и, вероятно, условием обретения разбойничьего статуса, судя по песням, было преступление против уз родства. Как правило, первой жертвой становится кто-нибудь из родственников. Тем самым новый член разбойничьей ватаги демонстрировал свою верность «товарищам», которая была сильнее даже кровной связи.
Обычай «первой встречи» имел свою параллель в культуре молодечества — традиционных праздничных гуляньях Мужской молодежи. В праздничные вечера, особенно на Святках и Масленице, парни, подвыпив, компаниями гуляли от деревни к деревне. Эти гулянья сопровождались почти ритуальными бесчинствами. В вологодских и ярославских газетах начала XX в. упоминался существовавший у парней — рекрутов обычай бить первого встреченного во время их перехода из деревни в деревню. Отправляясь в другую деревню, парни бросали жребий, и вытянувший его должен избить первого, кто попался на дороге; если он струсит, то били его самого. Описывался случай, когда парень без всякого повода ударил ножом встретившегося на пути компании подростка.
К числу наиболее распространенных балладных сюжетов относится сюжет «братья-разбойники и сестра», зафиксированный в северно-русских, белорусских и украинских песенниках с конца XVIII в. Здесь ко греху убийства добавляется еще грех кровосмесительства (см. Блудный грех):
Как во городе было во Астрахани
Тут жила-была молода вдова;
Как у этой-то у вдовы
Было восемь сынов, а девятая дочь.
Затем дочь выходит замуж «за море», а сыновья «в разбой пошли». Через девять лет сестра, у которой к тому времени родился сын, едет с ним и мужем в гости к матери. К несчастью, на пути их встречаются Р.:
Поехавши же, она встретилась
Со своим братцам, с разбойникам.
Они же, не узнав ее,
Морянчика (т. е. ее ребенка. — Т. Щ.) в воду
Бросили,
А морянушку в полон взяли…
Ночью старший брат, расспросив пленницу, выясняет, что
Убили мы зятя милого, морянина,
Племянничка же в воду бросили,
Сестрицу же родную в полон взяли!
В фольклоре редко рассказывается о женитьбе Р. Если они женятся, то перестают быть Р.: жертвуют деньги на монастырь, основывают селение и начинают вести жизнь домохозяина и землевладельца. Чаще встречается мотив похищения Р. девушки, надругательства над нею и жестокой расправы. До сих пор в деревнях поют еще жалостливую песню о Гале, сбежавшей с Р. (в других вариантах — казаками или солдатами). Позабавившись с нею, те привязывают ее за косы к толстой сосне, под которой зажигают костер; огонь разгорается, слышатся стенания Гали, горько раскаявшейся в своем поступке. Если Р. берут себе «полюбовницу», то в конце концов бросают ее за борт, отдают товарищам или «посекают» ей голову своей острою саблей.
Фольклор подчеркивает безбрачный статус Р., а разбойничья ватага по своему образу жизни и ценностям последовательно противостоит ценностям семьи и родства.
В исторических преданиях описывается и другой тип разбойничьих сообществ — разбойничьи села или деревни, где разбоем промышляла большая часть жителей. Днем добропорядочные отцы семейств, по ночам они отправлялись с рогатинами подкарауливать припозднившегося путника. Такие деревни располагались у больших торговых дорог или водных путей, на волоках, у порогов или резкого сужения речного русла, на островах посреди реки — в местах, где торговые корабли или подводы с товаром вынуждены были притормаживать либо вообще не могли пройти без посторонней помощи. Этим и пользовались жители близлежащих деревень, собирая с проезжавших своеобразную дань, причем ночной грабеж мог сочетаться у них с услугами по проведению кораблей или телег и обеспечению безопасности их «от лихих людей».
1. Грунтовский А. Русский кулачный бой. История. Этнография. Техника. СПб., 1998; 2. Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях. Т. 1. Л., 1977.
Т. Щепанская