Главная > Мужики и бабы в русской культуре > ПРИВОРОТ (ПРИСУШКА)

ПРИВОРОТ (ПРИСУШКА)

По народным представлениям, заговор и сопровождающие его магические действия, направленные на привлечение любви конкретного лица противополож­ного пола, в отличие от действий, связанных с приобрете­нием славутности (см. Слава). Любовная (половая) магия практиковалась больше всего девушками, которые стреми­лись приворожить любимого человека. Однако существовало также множество обрядов и заговоров для привораживания девушки к парню. Сходные магические приемы бытовали и среди находящихся в браке мужчин и женщин, ими поль­зовались в тех случаях, когда один из супругов охладевал к другому.

Простейший прием любовной магии — дать желаемому объекту еду или питье, в которые наговаривали любовный заговор, чтобы заставить его гореть любовью, сохнуть от тоски. Поэтому огонь, пожар — постоянные образы загово­ров. Например, и в наши дни в Шенкурском р-не Архан­гельской обл. используется такой: «Егорий вешний, Никола вешний, как разжигает мать сыру землю… так разожги, рас­пали моего суженого, ряженого легкое и печень и алую кровь, чтобы без такой-то рабицы божией (имя) не мог бы жить не быть, ни часу часовать, ни во сне засыпать, ни тем­ной ночи коротать».

Нередко на привораживаемого воздействовали через его «заместителей». В частности, любовный заговор наговари­вался на его след или землю с этого следа бросали в огонь, произнося при этом заговор: «Как след сохнет, так и ты, раб Божий (имя) по мне сохни». В былине «Добрыня и Марин­ка» чародейка Маринка кидает землю из следа героя в го­рящую печь и читает заговор:

Сколько жарко дрова разгораются, Со теми следы молодецкими Разгоралось бы так сердце молодецкое У молода Добрынюшки Никитьевич.

Действие магических чар не медлит, и в Добрыне вспы­хивает страсть к Маринке.

Чтобы приворожить лицо противоположного пола, исполь­зовали также различные субстанции своего тела: слюну, пот, волосы, менструальную кровь и пр. Так, произнося любовный заговор, плевали в пищу, которую затем подавали объекту воздействия. В Вологодской обл. девушка вытирала платком пот, а потом этим платком обтирала юношу, шепча приговор: «Как льнет пот, так и я к тебе льну». В Вятской обл. девушка вырывала собственный волос, наговаривала на него приво­ротный заговор и зашивала в одежду любимого человека, а его волос — в свою одежду. Верили, что сильным приво­ротным средством является менструальная кровь, ее обычно подмешивали в питье объекту магического воздействия (см. Месячные), однако такое использование менструальной крови считалось греховным, поскольку это могло послужить причи­ной уродства, болезни или даже смерти привораживаемого.

К числу средств, используемых в любовной магии, отно­сятся органы и части некоторых животных, прежде всего ля­гушек, которые в поверьях ассоциируются с плодородием. Один из способов добиться девичьей любви заключался в следующем: влюбленный юноша на утренней заре должен отправиться к водоему и поймать спаривающихся лягушек, затем в лесу зарыть их в муравейник. Через три дня следует в муравейнике найти обглоданные косточки лягушек, так на­зываемые вилочку и крючок. Если юноша незаметно дотро­нется до девушки крючком, то в ней мгновенно должна вспыхнуть страсть к нему. Когда же ее любовь станет в тя-

Гость, стоит оттолкнуть ее вилочкой, и она на всю жизнь забудет того, кого так пылко любила. Присушить юношу также можно было с помощью лягушки, пойманной во время весеннего гона. Девушка брала ее в руку так, чтобы никто этого не увидел, а другой рукой должна была подержать юношу за руку. Кроме того, кровь лягушки подмешивали в еду или питье мужчине, если он становился холоден к жене.

Верили, что успеха в любви помогают добиться голуби. Для приворотного средства молодой человек старался пой­мать белой окраски голубя и голубку, затем убивал их, высушивал сердца и носил их как амулет у своего сердца. Кроме того, голубиное сало подмешивали в тесто, из кото­рого выпекали калачик и угощали любимую девушку.

Приворотные заговоры часто наговаривали на ветер. Сна­чала их наговаривали на веник, которым парились в бане, после этого в полночь его выносили на «кресты» — перекресток дорог и разбрасывали прутья веника по ветру, на четыре стороны света. В заговоре обращались к ветрам с просьбой донести любовь и тоску до любимого человека, «вложить» их в него, то есть вызвать ответную страсть.

В любовной магии применяли и некоторые бытовые предметы. Так, в Архангельской обл. приговор произносился на мутовку (палку с сучками на конце для взбивания или размешивания): «На мутовку крутила: „Как мутовка скется (крутится. — Н. М), так бы раб Божий (имя) вился, скался о рабы Божьей…"».

Нередко в любовных заговорах присутствует обращение к нечистой силе: бесу, сатане, которых просят зажечь лю­бовью и тоской сердце желаемого лица, поэтому крестьяне зачастую негативно относились к союзам, возникшим в ре­зультате магических приемов.

В народе праздник Ивана Купалы назывался «любовным». По поверьям, только раз в году в ночь на Купалу расцветает чудесный цветок папоротника, которым можно приворожить сердце любой девушки, о чем говорится в купальской песне: «Сердце девичье огнями зажигают на любовь». На Ивана Купалу знахари и колдуны собирали травы, которые исполь­зовали для приготовления приворотного зелья, или, как его иначе называли, «любжи».

Литература:

1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М, 1994. Т. 3.

Н. Мазалова

Комментировать