ПРИМАК (ПРИЕМЫШ, ПРИЕМНИК, БЛИННИК, ДОМОВИК, ЖИ — ВОТНИК, СНОХА)
Зять, пришедший жить в дом родителей Жены, в отступление от обычного порядка, когда жена приходила жить в дом мужа. О П. говорили: «вошел в дом» или
«ушел на подворье». По своему статусу в патриархальной крестьянской семье П. сближался с невесткой-снохой и, с другой стороны, с работником-батраком. Зятя, живущего в доме родителей жены, называли «тестев работник», а во Владимирской губ. иногда именовали «снохой». Как правило, П. брали в дома, где ощущался недостаток работни — ков-мужчин, зато было много дочерей, либо в дом вдовы, имевшей свое хозяйство. Нередко богатые семьи брали в зятья одного из работников, хорошо зарекомендовавшего себя трудолюбием и усердием. П. причислялся к роду родителей жены, хотя не обладал в доме реальной властью и вынужден был жить смирно, из страха лишиться имущества по завещанию тестя. По сообщениям, имеющимся в фондах Этнографического бюро кн. В. Н. Тенишева, зять-П. в одних случаях сохранял свою фамилию, в других — брал фамилию жены.
Обычай приходить в дом жены был связан также с одной из моделей освоения новых земель, которая нашла отражение в исторических преданиях об основании многих селений, в особенности на Русском Севере. В качестве примера приведем предание об основании Качема, группы деревень в верховьях р. Нижней Тоймы в Архангельской обл. Предание гласит, что основателями Качема были молодые новгородцы Савва и Борис, которые приплыли в эти края вместе с ушкуйниками (так называли новгородцев, которые передвигались по северным рекам на небольших судах — ушкуях, совершая набеги на прибрежные городки и деревни). Отстав от своих товарищей недалеко от устья Нижней Тоймы, в одной из чудских деревень Савва и Борис женились на местных девушках и первые несколько лет жили в домах своих жен, фактически на положении работников. Затем решили выделиться, подыскали себе место выше по течению Нижней Тоймы, распахали там землю, построились, перевезли семьи. На первых порах они имели статус работников в чужой семье, затем взятых в дом зятьев — П. и только после того как на новом месте выстроили собственные дома, перешли на положение полноправных хозяев, глав семейства и основателей деревни. В этом случае примачество было формой первоначальной адаптации переселенцев на новом месте и временной формой отношений их с родом жены. Подобная модель возникновения новых поселений отражена в многочисленных фольклорных и исторических свидетельствах об основании деревень пришельцами: ушкуйниками, старообрядцами, бежавшими от преследования со стороны властей, от крепостной неволи и из царской армии, разбойниками (см. Разбойник), людьми из разгромленных отрядов Степана Разина, а позднее Емельяна Пугачева. В преданиях об основании поселений пришельцами обычно имеется и мотив их женитьбы на местных женщинах, то есть примачество, как один из этапов перехода к постоянной жизни на новом месте.
1. Финченко А. Е. Качем в трудах северодвинского краеведа С. Г. Третьякова // Русский Север: Аспекты уникального в традиционной культуре / Огв. ред. Т. А Бернштам. СПб., 2002; 2. Фир — сов Б. М., Кисилева И. Г. Быт великорусских крестьян-землепаш — цев. Описание материалов Этнографического бюро кн. В. Н. Тени — шева. (На примере Владимирской губернии). СПб., 1993.
Т. Щепанская