ПРЕДОХРАНЕНИЕ ОТ ЗАЧАТИЯ
Комплекс приемов, направленных на предупреждение беременности. Оценивалось в народе негативно и нередко приравнивался к детоубийству, так как считается, что еще до зачатия в женской крови могут находиться души детей. Эти представления лежат в основе магических действий, направленных на вызывание бесплодия. Так, в Смоленской губ. клали рубашку с месячными очищениями на горячую печь со словами: «Как эта кровь на печке попекается, так чтобы и дети попеклись в моей утробе». В Калужской губ., чтобы сделать женщину бездетной, колдунья лила ее менструальную кровь на горячую каменку, и тогда «дети, которые должны были родиться, закричат на каменке разными голосами». Либо наливали кровь с водой в бутылку и закапывали под печной столб; если женщина снова хотела родить, то бутылку пускали в реку. Другой субстанцией, на которой замешивается жизнь ребенка, считалось материнское молоко. Поэтому, чтобы избежать новой беременности, долго кормили грудью ребенка, иногда до четырех лет: «Как кормишь титькой ребенка, то не скоро за — брюхатишь».
Важное значение в процессе регулирования деторождения имеет обращение с плацентой («детским местом», «последом», «постелькой»), которая воспринимается как двойник новорожденного, его замена на «том свете» (ср. диалектное «друго» — плацента). Так, если не хотели больше иметь детей, плаценту закапывали пуповиной вниз. Также полагали, что детей не будет, если на сороковой день выкопать послед или закопать на дороге (см. Роженица).
Многие магические приемы, направленные на предупреждение беременности, были связаны с глотанием различных субстанций. Так, в Пензенской губ. ели с хлебом шерсть яловой коровы или овцы, пили воду, в которой были обмыты яйца, или воду, собранную из сорока различных ключей. На юге России пили настой конопляного семени (мужского растения — посконы); в Сибири пили отвар из корня травы, по форме напоминающего правую руку.
Другие способы входили как в свадебный ритуал, так и представляли собой самостоятельные обрядовые действия. В Вологодской губ. верили, что если во время венчания загасить свечи в церкви, то детей у молодых не будет: «огня нет — и детей нет»; в Пензенской губ. женщина в полночь должна была обойти с черной курицей вокруг осинового кола, вбитого посредине двора; у терских казаков женщине несколько ночей необходимо было спать под «холостым» (неплодоносящим) деревом. В Нижегородской губ. полагали, что если новобрачные обойдут вокруг свадебного стола, то останутся бездетными.
Следование определенным правилам в сфере половых отношений также предохраняло от зачатия. Считали, что ребенок не зачнется, если совокупление произошло непосредственно перед или сразу после месячных очищений, если женщина в этот момент держала калган под языком или супруги «не дышали» во время соития.
В традиционной магии к тому же практиковалось достижение временного бесплодия. Считали, что корень «лягушачьей лапы» имеет свойство делать женщину бездетной на определенный срок: «Сколько корешков съест, столько лет женщина не будет носить ребят». Кроме того, было известно, что «если 3 дня не хоронить послед, то 3 года не будет детей». В свадебном обряде невеста садилась во время венчания, подкладывая под себя столько пальцев, сколько лет не хотела рожать.
1. Баранов Д. А «Незнакомые» дети (к характеристике образа новорожденного в русской традиционной культуре) // Этнографическое обозрение. 1998. № 5; 2. Демич В. Ф. Педиатрия у русского народа. СПб., 1892; 3. Мазалова Н. Е. Состав человеческий. Человек в традиционных соматических представлениях русских. СПб., 2001; 4. Покровский Е. А. Физическое воспитание детей у разных народов преимущественно России. Материалы для медико-антропологи — ческого исследования. М., 1884; 5. Архив РЭМ, ф. 7, on. 1.
Д. Баранов