ПОСТРИГИ (ЗАСТРИГИ)
Обряд первой стрижки волос у ребенка, совершаемый обычно, когда ему исполнялся год. Иногда его проводили в Великий четверг, значительно реже — на сороковой день после крещения.
Широко распространенный запрет стричь волосы до года имел различные мотивировки. В Тульской губ. полагали, что тем самым «замедлишь рост ребенка и укоротишь срок его жизни». В Вятской губ. верили, что если до года постричь волосы, то «ума меньше будет». Во Владимирской губ. считали, что это отрицательно влияет на развитие памяти и речи: «Ребенку до году не стригут волосы — чтобы „ж отрезать язык", то есть ребенок не будет говорить. Стригут, когда ребенок говорит хотя бы несколько слов». Соединение понятий «волосы» и «язык» (голос) во многом основывается на омонимии слов, которое обыгрывается в формульных выражениях: «Голосок — что бабий волосок, тонок да долог», «Голос в голос, волос в волос» (точь-в-точь).
Обряд первой стрижки означал также половую идентификацию ребенка: во время П. его сажали на предмет, связанный с мужской или женской сферой деятельности. Так, у донских казаков «отец надевал на ребенка саблю, сажал его на лошадь, постригал ножницами волосы в кружок и возвращал сына матери, поздравляя ее с казаком».
Первая стрижка определяла рост волос в течение всей жизни, а иногда и их окраску. В Воронежской губ. на П. приглашали крестных родителей и младенца сажали на черный тулуп, чтобы волосы были черными, окутывали его этим тулупом и стригли волосы. В Заонежье если у ребенка было мало волос, то срезали одну прядь, «чтобы волос было больше»; если их было много, то волосы стригли по направлению движения солнца, «чтобы лысины не было». В Пензенской губ. состриженные волосы закапывали в навоз, «чтобы хорошо росли». На юге России ребенка сажали на стол и стригли по очередности: первой приступала повивальная бабка, затем дальние родственники, потом и ближние, заканчивал отец; каждый состригал со словами: «сколько у тебя на голове волос, столько бы лет тебе и расти». Часто П. сопровождались наделением ребенка важными культурными атрибутами: в Орловской губ. крестные родители
|
Постриги
После стрижки одевали крестника в рубашку и подпоясывали пояском со словами: «Будь здоров, велико расти, на свадьбу позови»; в Воронежской губ. и на Русском Севере на голове ребенка выстригали крест и дарили подарки.
1. Байбурин А. К. Ригуал в традиционной культуре. Структурно — семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993; 2. Байбурин А. К. Обрядовые формы половой идентификации детей // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991; 3. Мазалова Н. Е. Состав человеческий. Человек в традиционных соматических представлениях русских. СПб., 2001.
Д. Баранов