ПОСЕСТРИМСТВО (ПОСЕСТРИЕ)
Обычай вступления двух представительниц женского пола в отношения духовного родства, которые закреплялись клятвой и обменом крестами. Женщины или девушки, установившие такие взаимоотношения, называли друг друга «крестовыми» сестрами, «посестрами».
Они, подобно побратимам, обязались помогать друг другу в личных, семейных, хозяйственных делах, становились непременными участниками всех значительных семейных событий и считали невозможным браки между своими детьми. Зачастую их отношения были более близкими и серьезными, чем родственные, что связывалось с представлением о братстве во Христе и что отразилось в словах клятвы: «Будь же ты, моя названная младшая (или старшая) сестра, милее братцев единоутробных, милее батюшки родного» (1, с. 92).
Среди русского крестьянства П. не было распространенным обычаем. В XIX в. его фиксировали в Волховском у. Орловской губ., Елатомском у. Тамбовской губ., Зарайском и Скопинском у. Рязанской губ., у донских казачек и у русского населения Херсонской губ.
В большинстве случаев, что известно из письменных источников, вступление в отношения П. проходило аналогично мужскому варианту обряда. У донских казачек, так же как и у мужчин, важная роль отводилась третьему лицу, в данном случае женщине, которая должна была обменять кресты названных сестер; впоследствии они называли ее крестной матерью. По окончании обрядового действия крестовые сестры дарили друг другу платки, кольца, и другие предметы одежды и украшения, которые всегда имели особое значение для любой девушки и молодой женщины. В ряде мест девушки вырывали у себя волос и клали его на голову посестре, приглаживая ладонью. По сведениям из Елатомского у. Тамбовской губ. после замужества обеих крестовых сестер отношения посестрия назывались «подру — жием». У русских наиболее распространенной формой П. было кумление.
1. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины 19 — начала 20 века. JL, 1988; 2. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М, 1986.
Т. Зимина