ПОРЧА
Вред, причиненный человеку, животному и объекту природы в результате злой воли колдуна ИЛИ его взаимодействия с нечистой силой. П. также называли заболевание, приписываемое колдовству, наговору.
Характер колдовской П. разнообразен, колдун мог вселить в человека бесов (см. Икота, Кликуша), отнять силу, иссушить до костей, вызвать тоску, паралич, родимчик, падучую болезнь, половое бессилие, сделать пьяницей мужчину, «отнять месячно» у женщины (см. Месячные), а также молоко У кормящей матери, украсть плод из чрева беременной женщины, «насадить килы» (опухоли), навести глухоту, слепоту и т. д. Среди «экзотических» болезней, насылаемых колдунами, встречались «бабья мука» (родовые схватки) у мужчин, «хомут» (опоясывающие туловище боли, внешним проявлением которых являлась красная полоса на больном месте) и др. В Орловской губ. П. связывали с фазами луны: в полнолуние приступы усиливались, а при убывающем месяце уменьшались. В Вологодской губ. различали П. временную, от которой можно избавиться, или приобретенную навек, до смерти, которая считалась неизлечимой. Более всех подвергались П. младенцы и маленькие дети, жених и невеста, беременные женщины. Считалось, что колдуны были виновниками не только отдельных случаев заболеваний, но и эпидемий.
Колдун причинял вред человеку в результате возникшего между ними конфликта или по своей злой воле, а для того вступал в ним в контакт. Колдун мог испортить человека через прикосновение (например, потрепав жертву по плечу), а также взглядом, поэтому при встрече с колдуном старались избегать соприкосновения с ним и совершали некоторые предохранительные действия (держали фигу в кармане).
Колдун мог навести П. на человека через его так называемых заместителей; к ним, прежде всего, относили отдельные части и субстанции человеческого тела. Наиболее распространенной была П. на волосы: колдун крал небрежно брошенные волосы и с наговором замазывал их глиной в печную трубу, после того как высохнут волосы, иссохнет и жертва. Чтобы навлечь на человека смерть, его волосы закатывали в воск или глину и лепили подобие человеческой фигурки, которую затем укладывали в гробик и зарывали в землю. По поверьям, этот человек вскоре должен умереть. Поэтому крестьяне всегда осторожно обращались с вычесанными волосами, старались прятать их в укромное место.
Еще один способ наведения П. — вынимание следа человека. Колдун сушил землю, вынутую из отпечатка следа, на печке или относил ее на кладбище; в итоге этих магических действий человек начинал сохнуть. Если же колдун бросал эту землю в воду, жертва заболевала водянкой.
П. можно было навести через одежду человека, которая, по народным поверьям, являлась его продолжением, двойником. Так, колдун, стащив у женщины рубаху со следами месячных очищений, производил у нее «затворение кровей» и лишал генеративных способностей (см. Месячные).
Когда колдун причинял вред с помощью чертей и икот, Он посылал их с наговором на определенное имя по ветру, и они внедрялись в тело жертвы через естественные отверстия, чаще через рот (см. Икота, Кликуша). П., пускаемая по воздуху в виде заговоров, разыскивала жертву и вселялась в человека через уши. Иногда случались ошибки, и испорченным оказывался человек, который носил такое же имя. Заговоры колдун мог наговаривать на еду и питье, которые предназначались для его жертвы. Произнося «черные» заговоры, колдун отрекался от Бога и призывал на помощь нечистую силу. Эти заговоры, в отличие от лечебных, начинались с зачина: «Стану, не благословясь, пойду, не перекрестясь…» — далее в них содержалась просьба нанести вред определенному человеку.
Одним из видов П. являлось превращение человека в какое-либо животное (см. Колдун). В Нижегородской губ. бытовали рассказы об оборотнях — мужчинах, которые превращались в огненных коней и летали к вдовам, представая перед ними в облике их умерших мужей.
Колдун мог навлечь на дом кикимору или чужого домового, и тогда в семье начинались ссоры, несчастья. Если он закладывал под порог дома «падлую кость» — кость умер-
Шего животного с определенным наговором, в семье кто-ни — будь умирал.
Колдун мог причинить вред и домашним животным, например «закрыть молоко» у коровы, ударив ее сухой веткой. Чтобы вызвать падеж скота, в хлев он подбрасывал шарики, свалянные из шерсти сдохших домашних животных (собак, кошек), закапывал на дворе кости и шкуру павшей скотины.
Колдун портил хлеба в поле с помощью заломов и про — жинов. Залом — это пучок колосьев ржи или другой зерновой культуры, обвязанный человеческими волосами или шерстью животных и обсыпанный землей с кладбища или углем. Такой залом губил зерно на всей полосе. Человек, который брался срезать залом, вскоре умирал или долго болел. Прожины — узкие полоски, иногда длиной с целое поле, с которых исчезли колосья. Считалось, что они срезаны колдуном, который таким образом присвоил себе чужой урожай. Колдуны также одним взглядом могли превратить цветущее дерево в сухое.
1. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994; 2. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. СПб., 1903.
Н. Мазалова