Полоролевая структура
В традиционном обществе пол в значительной степени определял положение человека в обществе, то есть набор его возможных ролей (или совокупностей предписанных человеку правил поведения и ожидаемых от него действий), а также и социальный статус (место в системе человеческих отношений). Зависимость поведения человека и его положения от пола заметна и в наши дни, а в традиционной культуре она была более выражена и четко закреплена обычаем.
Говоря о социальных ролях, вычленяют: репродуктивные роли, устанавливающие место человека в системе биологического воспроизводства (роли матери/отца, мачехи/отчима, сына/дочери, жены/мужа, невестки/зятя, внука/внучки, вдовы, девки-вековухи, внебрачного ребенка и т. д.); хозяйственные роли, фиксирующие место в системе жизнеобеспечения, — повседневные занятия, трудовые обязанности (роль стряпухи, няньки, пастуха или плотника); социально^-управленческие и ритуальные роли, обеспечивающие место в системе распределения властно-управленческих функций и участие в ритуалах. Все эти роли (фактически функции человека в сообществе) зависели от пола, возраста и того, насколько поведение и образ жизни соответствуют полу и возрасту. Полоролевая структура (распределение социальных ролей между полами) была одним из главных оснований, на которых покоилась система социальных отношений.
Некоторые мужские и женские роли симметричны и взаимно дополняют друг друга: большак и болыпуха (осуществлявшие функции управления в семье), знахарь и знахарка (специалисты по гадательным практикам и народной медицине), колдун/ведьмак и колдунья/ведьма (люди, на которых возлагали ответственность за общественные несчастья), вдова и вдовец и т. п. Вместе с тем реальное наполнение этих ролей (их символы и нормы поведения) обычно различалось для мужчин и для женщин.
Заметные различия существовали в традиционной модели мужского и женского знахарства. Не совпадали сферы их деятельности: знахарки, как правило, специализировались на женских и детских болезнях, в то время как знахари — в области охотничьей, рыболовной, пастушеской или плотницкой магии; вместе с тем и те и другие занимались гаданием, любовной или вредоносной магией, лечением ряда болезней и т. д. По некоторым сведениям, мужское и женское знахарство расходились и по степени влияния: о знахарях — мужчинах чаще упоминают как о «сильных», чье влияние распространялось на округу в несколько десятков верст; женщины-знахарки (хотя их было значительно больше) чаще всего ограничивались оказанием услуг своим домашним или узкому кругу ближайших соседей. Эти различия имели скорее форму тенденций; на практике всегда встречались исключения из правил. Известны случаи, когда ста — руха-знахарка совершала пастушеский ритуал обхода скота.
Некоторые роли считались исключительно (или преимущественно) мужскими или женскими. Такова, например, традиционно относящаяся к мужским занятиям работа плотника, печника, пастуха, мельника, коновала, кузнеца, охотника и др. С этими специальностями были связаны магические обряды, заключавшие в себе профессиональные знания и практические приемы, скрытые от окружающих, что создавало своеобразную монополию носителя на его занятие. Любопытно, что в основе магических элементов мужского труда лежало представление о силе — важнейшей составляющей традиционного понимания мужества, мужского начала. Владение сакральными знаниями, совершение магических обрядов оказывало влияние на репутацию специалиста, во многом определяя и его социальный статус (уровень доходов, авторитет, способы разрешения конфликтов). Из этого правила были возможны исключения; так, на русском Севере старухи иногда исполняли функции пастуха, а молодые женщины ходили с мужьями на охоту. Однако эти случаи воспринимались как нарушение норм и статус женщины как специалиста оставался неполноценным, особенно в ритуальном отношении.
Традиционно женской была роль повитухи, а также свахи, которой только отчасти соответствовала мужская роль свадебного дружки. Тем не менее функцию повитухи в определенных обстоятельствах, например в дороге, мог исполнить мужчина, конечно в порядке исключения, при этом дитя заворачивали в меховой полог саней или шубу не только для того, чтобы согреть, но и демонстрируя его как бы не совсем еще человеческий (отчасти «звериный») статус, который утрачивался дома после совершения бабкой положенных обычаем манипуляций (обмывания, прогревания в печи и т. д.).
Характерной чертой традиционной полоролевой структуры была зависимость хозяйственных и социальных ролей не только от пола, но и от репродуктивного состояния человека. Одни роли (большак и болыпуха, повитуха, сваха и др.) могли выполнять только состоящие в браке и имеющие детей, то есть реализовавшие соответствующую своему полу программу участия в человеческом воспроизводстве. Так, повитухой могла стать женщина, много рожавшая и вырастившая детей здоровыми и «добрыми» — социально адаптированными. Другие социальные роли исполняли преимущественно люди, отклонившиеся от стандартного жизненного сценария: не создавшие семьи или потерявшие ее, бездетные, чужаки, пришельцы и т. п. Именно такие категории во многих случаях становились специалистами-знахарями, странниками-богомольцами, нищими. Их чаще всего подозревали в колдовстве, в них видели причину несчастий, постигших деревню, когда сообществу требовалось найти виновного. Обвинение в колдовстве, как правило, выдвигалось против чужака, одинокого или конфликтного человека. Бездетность и бесплодие, смерть супруга или сознательное избегание брака считались дополнительными свидетельствами в пользу его «вины» и связи с нечистой силой. Одинокие и пришлые мужчины нередко выполняли функции специалистов в неземледельческих сферах: печников, пастухов, мельников и т. п. Даже если они имели семью, то традиция налагала большое число запретов на отношения их с женским полом, в том числе и с собственной женой. Такое несколько обособленное положение — прежде всего относительно женской части сообщества — затрудняло их участие в процессе воспроизводства жизни. Таким образом, хозяйственные и социальные роли, а также статус человека зависели от его репродуктивного состояния и, в свою очередь, определяли его.
Качества, необходимые для успешного осуществления всего набора мужских и женских ролей, формировались в процессе воспитания, освоения традиций (социализации). Уже с детства прослеживались различия как в методах воспитания мальчиков и девочек, так и в их играх, фольклоре, трудовых навыках.