Главная > Мужики и бабы в русской культуре > ПОЦЕЛУЙНЫЕ ИГРЫ

ПОЦЕЛУЙНЫЕ ИГРЫ

Игры с поцелуями во время молодежных собраний — вечорок, бесед, игрищ, происходивших, как правило, на Святки. Наиболее известны игры в «монаха», «вдовца», «соседа», «номера», «почту», «бутылочку», «фан­ты», «ремешки». Они были составной частью комплекса эротических игр молодежи в предбрачный период.

Сюжеты большинства игр с поцелуями в целом схожи и предполагают публичный выбор партнера, осуществляемый как парнями, так и девушками. Примером может служить распространенная на Урале игра «в монаха». Парень — «монах» — стоит в избе у перегородки. Мимо него проходят одна за другой девицы — «монашки». Его спрашивают: «Монах, монашку любишь?» Если девушка ему не нравится,

ПОЦЕЛУЙНЫЕ ИГРЫ

Поцелуйные игры

Он топает ногою, и она уходит. Если нравится, то целует ее и садится, а девушка остается у перегородки и должна теперь выбрать себе парня, которого затем поцелует. Иногда «монах» сразу называл свою возлюбленную. «Кто у стол­ба?» — «Монах». — «Кого тебе надо?» — «Монашку (на­пример, Олю)». Девушку подводят к нему, он целует ее, она остается «монашкой». Диалог повторяется: «Кто у стол­ба?» — «Монашка». — «Кого тебе надо?» — «Монаха». — «Какого?» И так весь вечер «монашили». Аналогичный сюжет имели игры «вдовец», «сосед». Традиционный этикет требовал от девушки показывать смущение и нежелание целоваться, но, по условиям игры, нельзя было отказаться и оттолкнуть выбравшего ее парня. Во время игры тради­ция допускала некоторое ослабление табу на сексуально — эротические формы общения, позволяя молодым людям предбрачного возраста прилюдно проявить свои предпочте­ния. П. и., как и другие разновидности коллективных эроти­ческих забав, имели немалую роль в формировании буду­щих брачных пар.

Выбор партнера в П. и. мог носить и случайный харак­тер, так что практически все участники гуляний могли пере­целоваться между собой, получая некоторый эротический опыт. Примером игр с «перебором» являются «номера», «почта», «целовки (соловки)» или небезызвестная и в наши дни «бутылочка». Присутствующие на беседе разделяются на две партии: мужскую и женскую. Каждый участник игры получает свой номер (варианты: цвет, название цветка или иной знак). Потом участники игры выкрикивают наугад номера (цвета, цветы и пр.), вызывая тем самым парня или девушку, с которыми и целовались. В игре «целовки» парт­нер определялся при помощи перепутанных нитей. Нареза­лись длинные нити по числу присутствующих пар, перепу­тывались, так чтобы один конец каждой нити доставался бы парню, а другой девушке. Потом нити распутывали и соеди­ненные нитями пары целовались.

П. и. составляли одно из излюбленных развлечений ря­женых. Парни, наряженные чертями, цыганами, солдатами, медведем, конем, гусем и пр., появлялись на святочные бе­седы и вели себя нарочито развязно и агрессивно. Поцелуи были одной из форм их ритуальной агрессии по отношению к собравшимся в избе девушкам. В Торопецком р-не Твер­ской обл. девушек насильственно заставляли с помощью по­целуев «оживить коня», «починить мельницу», «воскресить покойника». Во время некоторых игр поцелуй был связан с преодолением чувств страха, стыда или отвращения: девицу заставляли поцеловать ряженого в страшный рот, наполнен­ный зубами, сделанными из картошки; она целовала ряжен­ного «покойником» или «мельником», лежавшего на скамье, в обнаженные гениталии. Ее сопротивление влекло ритуаль­ное (но вполне ощутимое) наказание — шлепки по заду, удары по пяткам, стеганье ремнем или задирание подола,

Еще более постыдное, чем поцелуй. Можно предположить, что все эти забавы давали молодым людям определенный эротический опыт и возможность преодолеть усвоенные в детстве табу, страх и стыд, — а затем и выбрать партнера, заодно продемонстрировав публично свой выбор.

Литература:

1. Востриков О. В. Традиционная культура Урала: Эгноидеогра — фический словарь. Вып. 4. Досуг. Екатеринбург, 2000; 2. Лурье М. Л. Игры ряженых Торопецкого района Тверской обл. // Русский эро­тический фольклор. Песни. Обряды и обрядовый фольклор. Народ­ный театр. Заговоры. Загадки. Частушки. М, 1995.

Т. Щепанская

Комментарии закрыты.