Главная > Мужики и бабы в русской культуре > ПОБРАТИМЫ (КРЕСТОВЫЕ, ПО КРЕСТУ, НАЗВАННЫЕ БРАТЬЯ)

ПОБРАТИМЫ (КРЕСТОВЫЕ, ПО КРЕСТУ, НАЗВАННЫЕ БРАТЬЯ)

Лица, вступившие в отношения побратимства. Побратимст­во — вид духовного родства, оформленного обрядом и регу­лируемого религиозно-нравственными нормами. Оно возни­кало на основе дружеских отношений, становилось их даль­нейшим развитием, устанавливая между П. искусственное родство, дублировавшее отношения родных братьев, но не наследуемое от отцов к детям.

Хотя первое письменное свидетельство о бытовании обы­чая побратимства на Руси относится к XI в. (сочинение Феодосия Печерского), он имеет древние индоевропейские корни. Русскому эпосу известны многие богатыри — крес­товые братья. Например, Илья Муромец братался со Свято — гором, Алешей, Добрыней, Михайло Потыком и Дюком; Алеша Попович — с Добрыней, Иваном Дубровичем, Еки — мом Ивановичем и Марком Паробком; Добрыня — с Васи­лием Казимировичем, Данилой Денисьевичем и Потыком и т. д. В былинах дается описание обстоятельств и нравст­венных законов братского союза. В некоторых случаях заключению его способствовал поединок равных по силе, достойных друг друга противников, при этом братание в форме обмена крестами предоставляло возможность мирно­го разрешения конфликта или выхода одного из героев из хватки при условии сохранения его жизни. Другим посылом для установления отношений побратимства был предстоя­щий трудный поход. Союз требовал от названных братьев оказания военной поддержки друг другу, заступничества в трудных делах, послушания одного брата другому вне зависимости от старшинства, обязывал их к чистоте нравст­венных отношений: считалось грехом поднять на П. оружие, посягнуть на его жену. Нарушить заповедь П. означало пре­ступить закон. В былинной традиции крестовый брат счи­тался предпочтительней родного.

Церковь значительно повлияла и на ритуал братания. В дохристианскую эпоху главным моментом в нем было смешение крови П., символизировавшее принятие в род. С развитием славянской христианской традиции братание часто осуществлялось в церкви и освящалось церковным ритуалом — чином братотворения, пришедшим из старых греческих канонических книг и просуществовавшим в рус­ских требниках вплоть до реформы Никона в 1658 г. Но есть свидетельства, что и более века спустя обряд мог совершаться в церкви. «Большое братотворение» соверша­лось перед алтарем при возглашении священником ектении: «О совокуплящихся в любовь нелицемерную Господу помо­лимся, и соблюсти братство независти». Затем читались молитвы, в которых «братьям по духовной вере» ставились в образец апостолы Петр и Павел, Филипп и Варфоломей и св. мч. Сергий и Вакх; зачитывались строки из послания апостола Павла к коринфянам («Братие, внемлите тело Христово») и Евангелие от Иоанна, после чего П. целовали Евангелие, обнимались и причащались священником.

До XVII в. церковное право ставило побратимство на один уровень с кровным родством, вследствие чего видело в нем препятствие к браку между их детьми, а также между одним из П. с вдовой другого; в некоторых случаях запрет распространялся также на родных братьев и сестер П. И хотя после реформы юридическое значение побратимства отрицалось, а запрет на брак был снят, в некоторых местах крестьяне еще и в XIX в. соблюдали связанные с побра­тимством ограничения в выборе брачного партнера, а брак детей П. считали грехом.

Сведения о побратимстве у русских в XIX—XX вв. фраг­ментарны. Хотя оно было известно достаточно широко (Орловская, Рязанская, Вятская губ.), но активно бытовало преимущественно у казаков в ситуации опасности и среди бурлаков как временная замена отсутствующих родственных отношений. При этом ритуал побратимства чаще всего имел форму обмена крестами с троекратным целованием в при­сутствии свидетеля, после чего иногда делались взаимные подарки и устраивалось угощение. Иногда обмен крестами сопровождался словами: «Будь моим братом» (Вятская губ.). Наиболее полная форма обряда побратимства сохранилась в смешанных русско-украинских селах Херсонской губ. Здесь обряд свершался во второй день Пасхи. Друзья, желавшие закрепить дружбу и не имевшие родных братьев и сестер, приглашали ближайших соседей и устраивали в доме одного из них праздничное угощение с выпивкой. Перед застольем хозяин снимал с божницы икону, П. с поклонами молились, целовали икону и целовались между собой. Угостившись в доме одного, П. и их гости переходили в дом второго, перед уходом хозяин вручал крестовому брату специально купленную икону или одну из своих. Весь ритуал повторял­ся в доме второго П. Иногда после ответного поднесения иконы они обменивались нательными крестами.

После совершения ритуала между П. устанавливались «родственные отношения»: они заботились друг о друге в случае болезни, помогали материально, принимали активное участие во всех значительных семейных событиях, не реша­ли без согласия друг друга вопросы о вступлении в брак детей и т. п. Особенностью отношений крестовых братьев у казаков была также военная взаимовыручка: если под одним из них во время боя убивали коня, другой брал его к себе или, спешившись, разделял его участь; в случае пле­нения названный брат собирал средства для освобождения П. или другим способом старался его вызволить. Одним из

Правил бурлацкого побратимства была забота в случае поте­ри трудоспособности: если П. заболевал, его крестовый брат также покидал судно и лишался заработка, чтобы позабо­титься о заболевшем или пристроить его.

Литература:

1. Громыко М. М. Обычай побратимства в былинах // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984; 2. Громыко М. М. Традиционные нормы поведе­ния и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986.

В. Холодная

Комментировать