ПЛЕГЬ (КНУТ, ПУГА, МАХАЛ КА, РЕМЕНКА)
Один из мужских ритуальных атрибутов, использовавшихся в пастушеской, дорожной и свадебной магии.
В атрибутике женатого мужчины П. была символом власти над домочадцами. Во время свадебного обряда молодому мужу вручали П.: в одних вариантах ее передавал отец Невесты — как знак власти и обязанности ее «учить», в других — она сама, раздевая мужа перед брачной ночью, Находила в его сапогах золотую монету и П., которую протягивала ему с поклоном, чтобы муж хлестнул ее по спине. В знатных и зажиточных семьях Московской Руси, где власть мужа проявлялась особенно сильно, на стене висела специальная П., которая была предназначена для жены и называлась «дурак». В соответствии с наставлениями Домостроя, учить жену при помощи П. разумно и даже полезно для ее здоровья, в то время как бить кулаком по лицу и глазам безнравственно; бить же железной или деревянной палкой опасно, особенно во время беременности, так как можно повредить во чреве ребенка или спровоцировать выкидыш. Битье жены в этой системе мировосприятия означало неравнодушие к ней равно и к благополучию семьи: «Бьет — значит любит». Однако муж должен был действовать разумно и придерживаться меры, наказывая жену только в целях наставления и учения: «Палка нема, а даст ума»; «За дело побить — уму-разуму учить»; «Это не бьют, а ума дают»; «Бьют не ради мученья, а ради ученья (или: спасенья)»; «Тукманку дать — ума придать». Физическое воздействие считалось эффективным средством формирования социальных качеств личности («ума»), также ознакомления ее с правилами жизни семейного коллектива. То же самое относилось и к наказанию детей.
Супружеское насилие, как таковое, подвергалось социальной регламентации. Оно допускалось общественным мнением в случае измены жены, когда побои могли быть весьма жестоки. Другим поводом было «нерадение» жены по хозяйству. В этом случае инициатива наказания нередко исходила от свекрови, которая жаловалась на невестку ее мужу (т. е. своему сыну). Известны случаи, когда свекровь буквально заставляла сына «поучить» жену, несмотря на его нежелание это делать. В песенном фольклоре есть сюжет о том, как муж, вернувшись после отлучки (из армии, с войны), убивает жену по навету своей матери, которая оговаривает ее, обвиняя в измене. Характерно, что в фольклоре гораздо чаще упоминается конфликт молодой женщины со свекровью, нежели с мужем. Так или иначе, во многих случаях именно мать (свекровь) санкционировала насилие главы семейства в отношении своей жены и детей и подтверждала правильность (законность) его применения в глазах общественного мнения и в особенности женского сообщества (см. Бабняк).
Разрешая насилие по отношению к молодой жене — новому члену домохозяйства, — традиция ограничивала его
И, как правило, осуждала в отношении женщины-матери: «Бей жену до детей, а детей до людей!» Если муж бил жену не ради ее «учения», а по своей блажи, в пьяном состоянии, то подвергался резкому осуждению со стороны общества, приобретая репутацию «дурного», не способного отвечать за свои поступки, а следовательно, и править домом. Соседи в этом случае вмешивались в конфликт между супругами: укрывали жену с детьми, пока муж проспится; ходили разнимать; иногда выступали свидетелями, поддерживая жалобы жены в волостное правление (в советское время — в сельсовет или суд). Однако вынесение семейного насилия на суд общества подрывало репутацию семьи. Уже в XIX в. «учение» жены при помощи П. или кулаков воспринималось как уходящий в небытие пережиток прежних времен. «В старые годы бывало — мужья жен бивали, а ныне живет, что жена мужа бьет» — гласила пословица. Все большее распространение получало убеждение, что муж должен быть мудрее и идти на уступке жене в конфликтной ситуации, потому что обида жены более разрушительна для семьи: «Лучше жена мужа обидит, чем муж жену. Муж быстрее обиду забудет». Тем не менее остается актуальным взгляд на насилие как мужской атрибут; традиция по-прежнему «видит» насилие со стороны мужчины, а аналогичное поведение женщины остается «невидимым» (о нем не говорят). Муж, подвергшийся насилию со стороны жены, не может позволить себе обратиться к общественному мнению: «Не то смешно — жена мужа бьет, а то смешно, что муж плачет».
Переходя в статус матери семейства, женщина все больше начинает сама использовать насилие в отношении его младших членов, сохраняя право наказывать даже взрослых сыновей. Однако на материнское насилие не распространялись правила, регулирующие проявления силы со стороны мужчины. Сила, как и ее символы — П., палка (посох), нож И др. — остаются знаками мужского статуса.
П., как и прочие символы силы, активно использовалась в мужской магии. Во время свадебного обряда колдун или Дружка, исполнявший функции колдуна, сек П. углы дома, чтобы изгнать нечистую силу, напущенную враждебным колдуном; П. находилась у него за поясом, а иногда он вручал ее жениху, который также хранил ее за поясом в качестве оберега. П. была одним из атрибутов пастуха, который пользовался ею, в числе прочего, и для подачи звуковых сигналов. Предметом гордости пастуха являлось умение с помощью П., сплетенной из ремешков кожи и конского волоса, производить оглушительные хлопки, которыми он утром будил хозяек, чтобы те гнали коров в стадо; вечером извещал о возвращении коров в деревню; на пастбище подавал сигнал коровам разойтись, созывал их к себе или гнал по дороге. Пошехонские пастухи, чтобы коровы не расходились в лесу, утром обходил место выгона, волоча за собою П., смазанную медвежьим жиром. Запах держался два-три
Дня, и коровы боялись переходить невидимую границу. После этого пастух повторял процедуру или перегонял стадо в другое место. Некоторые пастухи брали на П. и магический обход (см. Пастух), то есть тайную силу, с помощью которой, как он верил, мог относительно благополучно и без больших потерь все лето пасти скот. Для этого совершали специальный обряд: читали над П. наговор, прикрепляли к ней кусочек воска с закатанными в нем шерстинками от всех животных стада. В целом обряды «взятия обхода» на П. повторяли аналогичные обряды с посохом. В вятских деревнях, выгоняя скот на пастбище, пастух хлопал П. на четыре стороны света; во время первого выгона после зимовки скотину перегоняли через П., положенную в воротах. В пастушьей обрядности П. сохраняла свое значение как символ силы и власти, актуальное в семейном обиходе. В некоторых случаях отношения между пастухом и стадом строились по образцу семейных отношений: например, в с. Пинаевы Горки Старорусского р-на Новгородской обл. пастух, созывая коров, кричал: «Дочки, дочки!» — хлопая при этом кнутом.
1. Даль В. И. Пословицы русского народа: В 3 т. М, 1993; 2. Костомаров П. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях // Костомаров Н. П., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М, 1996; 3. Щепанская Т. Б. Дискурсы российской власти: термины родства // Алгебра родства. Родство. Системы родства. Системы терминов родства. Вып. 4. СПб., 1999; 4. Архив МАЭ РАН, ф. К-1, оп. 2, д. 1416, 1508.
Т. Щепанская