ПАХАРЬ
Крестьянин, вспахивающий землю перед посевом яровых весной (с середины апреля до середины мая), а также под озимые летом (в июне — июле). Занятие преимущественно мужское (см. Мужик), хотя в некоторых случаях считалось возможным участие в пахоте парней и женщин, функции которых не повторяли, а дополняли мужские.
Пахота была одной из важнейших обязанностей мужчи- ны-хозяина и входила в круг действий, обеспечивающих семью пропитанием. В этом качестве она являлась не только хозяйственно необходимым, но и сакральным занятием. Обычно пахоте сопутствовали ритуальные обращения к Богу с молитвой об урожае и благосостоянии семьи.
Особый священный статус был свойствен фигуре общественного П. До его первой борозды никто из крестьян не решился бы начать работу, так как считалось, что нарушение запрета может навлечь бурю, засуху, заморозки или град на всю деревню. В Рязанской губ. обычай «нарекать пахаря» был характерной чертой пасхальных крестных ходов и молебнов. В Зарайском у. после крестного хода в воскресенье пасхальной недели община избирала наиболее благочестивого крестьянина «пахарем»/«засевалыци — ком» (так как ему предстояло еще и засевать; см. Сеятель). В ряде случаев эти действия приурочивались к пасхальным молебнам. После обхода с иконами всего прихода их возвращали в храм, а возле него совершали молебен. Затем священник освящал принесенные крестьянами семена и избирал П., который получал от него благословение, просфору, яйцо и отправлялся запахивать. Избранный должен был трижды поклониться священнику в знак благодарности за высокую честь. В некоторых местах считалось обязательным испросить благословение и у деревенского общества. Крестьянин кланялся на четыре стороны и говорил: «Простите меня, братцы, в чем я погрешил перед вами, помолитесь обо мне Господу Богу и благословите меня», мужики отвечали: «Бог тебя благословит! Ты только вставай пораньше, молись больше и начинай работу не с бранью, а с крестом и молитвой». После этого П. трижды кланялся выносному запрестольному кресту, и его благословлял священник.
Общественная запашка часто становилась для деревни праздничным событием, и в условленный день П. выезжал в поле в сопровождении всех ее жителей и священника. После молебна П. проводил сохой единую борозду через полосы всех хозяев, что расценивалось зачином, после которого начинали пахать все.
В индивидуальном хозяйстве пахоту старались начать тайно, чтобы уберечь урожай от дурного глаза, специально готовились, как, например, в Архангельской губ.: «Ну, как пашню начинали, дак тоже как будто в доме праздник заводился, хозяина подготавливали ко всему, ну чтобы в бане намылся, в чистом шел, чтобы не расстроить». Считали, что от этого зависел успех всех земледельческих работ последующего года. Отправлялись пахать после завтрака или, наоборот, натощак, чтобы земля урожаем накормила голодного. Обычно, когда лошади уже были запряжены, вся семья собиралась перед иконами для молитвы, при этом закрывались двери, перед иконами зажигались свечи. В некоторых местах перед молитвой считалось необходимым некоторое время посидеть молча за столом, покрытым скатертью, на котором стоял хлеб. Прежде чем выехать за ворота, сыновья испрашивали благословения у родителей, а затем посылали кого-нибудь из младших домочадцев посмотреть, нет ли на улице женщины, в этом случае отъезд на некоторое время откладывали. Приехав на место и встав на краю поля, П. вновь молился, кланялся на все четыре стороны, иногда клал на пашню хлеб, лежавший во время семейной молитвы на столе, и приступал к работе. Ритуальная запашка заключалась в проведении одной или нескольких борозд, а также своеобразной «магической петли» вокруг пахотного участка и воспринималась не как работа, а знак ее благополучного начала. Поэтому, проведя установленное число борозд, П. обязательно останавливался, устраивая символический отдых, и съедал принесенный с собой хлеб или просфору.
В магических правилах и предписаниях, связанных с началом пахоты, использовались и продуцирующие функции мужчины-хозяина. Для успеха предприятия П. должен быть здоровым и нестарым мужчиной, что соотносилось с его потенцией, необходимой для символического оплодотворения земли. Эти представления легли в основу загадки о пахоте и севе: «Старик старушку шангил-лангил, заросла у старушки шанга-ланга». Продуцирующая сила вспахивания проявлялась и в ритуале, направленном на увеличение плодовитости скота: при постройке нового скотного двора хозяин
Пахал сохой, в которую запрягалась его семья, всю предназначенную для него площадь, а потом боронил и засевал зернами ржи, овса, ячменя или живыми муравьями.
1. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX века. JL, 1988; 2. Левкиевская Е. Е. Магическая функция хозяина в восточно-славянской традиционной культуре // Мужской сборник. Вып. 1. М., 2001.
В. Холодная