ПАРЕНЬ (ПАРЕНЕК, ПАРЯ, МОЛОДЕЦ, МОЛОДЧИК, МАЛЫЙ, МАЛЕЦ, ДЕТИНА, ЮНОША, ХОЛОСТЯ ГА)
Представитель половозрастной группы мужской молодежи брачного возраста от момента совершеннолетия до вступления в брак.
В русской крестьянской общине XIX—XX вв. этот статус не только констатировал физическую и моральную готовность молодого человека к браку, но требовал от него соответствия возрастным и этическим нормам, комплекс которых носителями традиции определялся как «удаль»», «ухарство», «молодечество».
Демонстративное балагурство и веселость на праздничном гулянье, в столкновениях с другими П., в общении с девушками, во время совместных толок и работ составляли основу возрастного поведения П. При этом в ритуальных действиях «удаль», принимавшая форму озорства и хулиганства, оправдывалась в глазах деревенского общества самой природой носителей этого статуса, кипящей в них природной энергией, еще не обузданной браком.
Термин «П.», широко распространенный в русской деревне XIX в., появился довольно поздно, другим славянским языкам он не известен и изначальный смысл его до сих пор остается не вполне ясным. Некоторые лингвисты связывают слово «парни» с древнеиранским «рагпа», обозначавшим со- циовозрастной класс, включавший в себя холостых и женатых молодых мужчин, обладавших соответственно военными и свадебными функциями. В русской традиции XIX—XX вв. термин не включал в себя ни военного, ни сугубо свадебного смысла и употреблялся как наиболее общее определение для этой возрастной категории.
|
Одним из будничных вариантов обращения, бытовавших в мужском кругу, было «паря», которое относилось к возрастным терминам социально-хозяйственного и родового происхождения подобно подростковому «паорок»/«робя» или собирательному «ребята». Возрастная терминология этого типа этимологически восходит к значениям «ребенок»/«малень — кий» и «раб»/«работать», то есть определяет эту категорию
Как тех, кто не имеет всей полноты прав взрослого, но способен и должен работать. Подобные термины применялись, как правило, и к П., и к подросткам, объединяя их в единую социохозяйственную группу и указывая на схожесть их производственных функций в семье и общине.
Такие термины, как «малый», «малец», «детина», «вью- нош», «отрок», «хлопец», относившиеся к П., также могли употребляться и по отношению к подростку, но им придавалось разное значение. Так, в устах девушки во время хоровода или игры на посиделке словом «малый» назывался тот, кого девушка отвергала как неравного себе, предпочитая ему «молодого» — ровню, равноправного партнера.
В сходном значении использовался на празднике, в обряде, преимущественно в молодежном кругу, термин «молодец». Его аналоги существуют во всех славянских языках, что указывает на древнее происхождение. Он сосредоточивает в себе «военно-свадебный» смысл, являющийся сущностью статуса П. Особенно ярко это проявилось в фольклоре, где словами «молодец», «парень молодой», «молодчик удалой» определялся потенциальный жених, который должен был добыть (отвоевать) себе невесту и удержать ее, пройдя через многочисленные испытания. Поэтому и фольклорное, и бытовое название «молодцы», объединявшее как холостых, так и женатых молодых мужчин, подчеркивало в них, с одной стороны, полноту и высокую степень их брачного потенциала, а с другой — их бойцовские качества, наличие которых требовалось для вступления в брак.
Широкое распространение в качестве возрастного термина имело слово «жених». Его начинали использовать на пике совершеннолетия П., приблизительно через год-два после вступления в этот возраст, говоря о нем: «начал женишить — ся». Наблюдая за гуляньем, пожилые крестьяне с гордостью называли П. своей деревни «женихами». В молодежном кругу этим термином не пользовались.
Существовал еще целый ряд ситуативных наименований для отражения оттенков социовозрастного статуса или личных качеств П., особенностей его поведения, умения одеваться и т. п., характеризовавших внутреннюю структуру и иерархию группы П. (см. Ребята). Особую группу молодежного сообщества, предназначенную идти в армию, в последний год до призыва именовали «некрута» — рекруты. В ситуации праздничного гулянья бытовала также терминология «боевой» организации, кулачного боя или драки. Особое место в деревенском молодежном быту занимали обозначения П. как участников посиделок, на которых завязывались любовные отношения: «игровые», ««игралыцики», «посиделыцики», «бе- седники», «занималыцики», «почетники», «дружники» и т. п.
В отличие от девушки верхняя возрастная граница П. была выражена менее четко. Критерием совершеннолетия выступало обычно физическое развитие и степень овладения трудовыми навыками. В разных местах России наступление совершеннолетия П. колебалось между 15 годами, утвержденными церковью как начало брачного возраста еще в XVIII в. (1774 г.), и 18 годами, установленными Синодом с 1830 г. в качестве брачного возраста.
В первой половине XIX в. нижняя возрастная граница П. (то есть женитьба) была значительно приближена к совершеннолетию. П. старались женить до наступления 18 лет, что было продиктовано как экономическими причинами, так и нравственными соображениями. Родители не хотели, чтобы сын «зря болтался», избаловался, разленился от вольной жизни, поэтому стремились «обстепенить и обсеменить» его. Во Владимирской губ. и в конце XIX в. наилучшим возрастом для женитьбы считали 17,5 лет. Одной из причин широкого распространения более поздней женитьбы стало введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности с 21 года. В связи с этим границы брачного возраста П. передвинулись на 16/18—22/26 лет. Там, где все же сохранялся обычай женитьбы до призыва, его объясняли желанием привязать молодого человека к дому, заставить его вернуться после службы в родную деревню. Повсеместно не женившиеся до 30 лет автоматически выбывали из группы годной к браку молодежи (см. Холостяк).
Четкого и развернутого ритуала, отмечающего совершеннолетие или вхождение подростка в группу мужской молодежи, у русских не сохранилось. Исключением могли служить обычаи во время приема в профессиональные объединения, подобные рыболовецким артелям поморов. Отголоски же инициации древности можно встретить в играх военно — спортивного характера, в календарных ритуалах с ряженьем, А также в фольклоре. Многие волшебные сказки и былины отражают представления о возрастном переходе и, возможно, содержат воспоминания об инициационных испытаниях древнеславянского периода.
Фактически в XIX — начале XX в. возрастной переход П. осуществлялся постепенно в результате приобщения к трудовым занятиям, участия в отхожих промыслах, в развлечениях взрослых (драки, кулачные бои, состязания, обходы и игры ряженых). Это обеспечивало главное — вхождение в парни — шескую артель — ватагу. Такое приглашение означало, что кандидат прошел первый этап признания его силы, способностей, ума, а следовательно, и возраста. Вторым этапом было испытание новичка на искушенность, что происходило на вечеринках во время игр, содержавших наказания, подшучивания, розыгрыши, подколют. Они доставляли новичку неудобство, боль и стыд, а следовательно, имели посвятительный характер (см. Игровое испытание парня на посиделках). Но и на этом испытания на возрастную состоятельность не заканчивались. В течение всего досвадебного периода П. постоянно подтверждал статус взрослого, доказывал его в состязаниях, соревновании и соперничестве с товарищами, в столкновениях с противниками из других деревень.
Появление такого признака физической зрелости, как растительность на лице, еще не делало П. в глазах окружающих взрослым, но, безусловно, было важной вехой на пути взросления. В ряде южно-русских губерний вплоть до конца XIX в. сохранились элементы обрядов, магически стимулирующих рост усов и бороды, а соответственно и наступление зрелости. В Рязанской губ. бытовал такой обычай: подростка, у которого только-только стала появляться первая поросль на лице, усаживала на плетень мать или какая-либо старшая родственница, после чего соседская дочка проводила над верхней губой молодого человека мокрой веткой. В Тульской губ., где появление первых признаков растительности на лице П. в шутку называлось «болезнью», для ее лечения также приглашали девушку. С распущенными волосами, усевшись на помело и накрывшись полотном, она трижды обскакивала вокруг подростка, «опахивала» его с приговором: «Здравствуй, добрый молодец! Тебе, молодцу, ус и борода, а мне честь и красота!»
В глазах окружающих наиболее заметными, а часто и первыми признаками наступления совершеннолетия было изменение костюма, который становился дороже, разнообразней и приобретал ярко выраженную возрастную символику (см. Наряд парня). В молодежной среде щегольство было частью возрастного поведения. Неопрятного П., одетого в некрасивую, немодную одежду, девушки не допускали к участию в хороводе. Такой П., чаще всего по крайней бедности, мог долгое время вообще оставаться без пары, потому что его стыдились выбирать в кавалеры.
Претерпевала изменения и прическа. Так, в Тверской обл. в 1920—1930-х гг. П., которых до этого стригли «под ерша», получали право носить стрижку «под челку» только с 17—18 лет, после зачисления их в ватагу. Во время праздничных гуляний эта прическа символизировала молодечество, так как зачесанная на левый глаз челка демонстрировала воинственные намерения.
Вследствие взросления изменялось отношение окружающих. Совершеннолетнего называли полным именем, например — «Иван», а не как подростка — «Ванька», взрослые мужики здоровались с ним за руку, сверстницы обращались к нему по имени-отчеству, и он отвечал им тем же. П. менее понукали в семье, редко наказывали побоями. Несмотря на зависимое положение, от него ожидали большей разумности, ответственности и самостоятельности в поступках, к его мнению прислушивались. На взрослого сына отец мог на непродолжительное время оставить хозяйство, поручить его заботам семью, доверить деньги при купле-продаже, ему разрешалось присутствовать на сходе вместо отца. В отличие от подростка П. сам решал, кула пойти на заработки, и оставлял себе некоторую часть заработанных денег, чтобы потратить их на свои нужды. Но в то же время он был не вправе самостоятельно решать вопросы женитьбы и лишь высказывал родителям свои пожелания.
В целом ему предоставлялась значительно большая свобода, чем раньше. Он мог пользоваться главным правом возраста — гулять и ухаживать за девушками. Родители снисходительно относились к частым отлучкам взрослого сына из дому, приговаривая: «Пусть погуляет, на то и есть молодость, парень — не девка, ребенка не принесет». Учитывая потребности сына, родители освобождали его от мелкой работы по хозяйству, значительно облегчали гнет семейных обязанностей. Но такое положение дел, когда нагулявшийся за ночь П. выходил на работу в поле полусонным или отсыпался утром на сеновале, было тягостно для семьи, поэтому его старались быстрее женить.
Выходя из привычного семейного распорядка, жизнь П. перемещалась в иную социальную и временную плоскость. Жизнь молодежи активизировалась в ночное, праздное время и словно протекала на границе человеческого и потустороннего миров, чему способствовало также и ее переходное состояние. Почти все свободное время П. проводил в молодежной среде (см. Ребята, Ватага). Благодаря системе наказаний и поощрений, мужское сообщество диктовало ему правила поведения, сложившиеся, с одной стороны, из-за стремления подражать поведению женатых мужчин, а с другой — желания соответствовать девичьим представлениям о наилучшем кавалере («дроле», «духане», «прихи — хене», «масете», «жубре», «жадобе»).
Осознавая себя взрослым, П. стремился вести себя соответственно. Менялась его манера говорить, походка становилась более степенной, важной, взгляд уверенным, в жизненный обиход открыто входили привычки, разрешенные только взрослым: питье спиртных напитков (см. Выпивка), Курение табака. П. начинал сторониться подростков, желая войти в компанию тех, кто постарше, не упускал случая посмеяться над малолетками. Да и сами взрослые начинали приглашать его на свои собрания, разрешали присутствовать при мужских разговорах и участвовать в них.
Чтобы нравиться девушкам, П. выходили на гулянье тщательно умытыми и причесанными, опрятно и щеголевато одетыми, а на рубеже XIX—XX вв. еще и надушенными дешевым одеколоном. Они старались показать свою силу и храбрость, ловкость и проворство, оборотливость и изобретательность, переходившие часто в озорство, бесшабашность и балагурство. Все это, наряду со склонностью к веселью и остроумием, умением играть на гармони, петь и плясать, более всего ценилось девушками. В Вологодской губ. девки, «высматривая» П. в женихи, говорили: «Подбей-щека, да под — бей-нога», то есть хоть и драчун, но умет хорошо плясать.
Игровые формы поведения, «скоморошество» П. выражалось также в развязности и дерзости, в склонности к «выходкам», например, исполнению фривольных песенок, рассказыванию сказок, анекдотов, побасенок с эротической окраской. По обычаю, девушку украшала скромность, а П., наоборот, должен был демонстрировать интерес к противоположному полу. Так, во Владимирской губ. пели:
Милашка моя, Уважь-ка меня! Если будешь уважать, Я с тобой буду лежать.
В среднерусской полосе эталоном внешней привлекательности П. были гордая поступь, смелый вид, высокий рост, дородство, свежий и румяный цвет лица, кудрявые волосы. Во Владимирской губ. похвалой П. было такое высказывание: «Какой у тея, Дуняха, жених-то, ровно бык здоровый, большой, краснорожий!»
В компании П. старались скрывать свои недостатки, выпячивать достоинства, обсуждение которых считалось хорошим тоном. Ощущение сопричастности и единения со своей половозрастной группой проявлялось наиболее ярко во время драк, а также в общении с девушками, определяя характер ухаживания (см. Ребята).
В ритуалах П. чаще всего выступал как член своей группы. При этом основной его ритуальной обязанностью в общине было участие в коллективных обходах: крестных ходах и обходах колядовщиков, славильщиков, волочебников, ряженых. В обрядах сообщество П. выполняло посреднические функций между человеческим и потусторонним мирами, благодаря переходности его статуса. При этом «удаль» нередко трансформировалась в «буйство», в так называемые ритуальные бесчинства, а природная энергия выплескивалась в окультуренных, смеховых формах агрессии и эротики, придавая их действиям в контексте ритуала оплодотворяющее, животворное значение. Ряженые ватагами бродили по улицам деревни, нападали на запоздавших прохожих, с такой силой стучали в стены изб, что с божниц слетали иконы. Стремясь напугать хозяев, заглядывали в окна, держа во рту головешку или уголек, чтобы изо рта шел дым и сыпались искры. В этом проявлялась одна из особенностей статуса П., проходящего растянутый во времени обряд посвящения и поэтому «отверженного», то есть находящегося на границе миров, что делало возможным для него контакт с нечистиками, заложными покойниками.
Литература:
1. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской обши — ны XIX — начала XX в. Л., 1988; 2. Бернштам Т. А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян. Учение и опыт Церкви в народном христианстве. СПб., 2000; 3. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986; 4. Морозов И. А Женитьба добра молодвд. М, 1998.
В. Холодная