Главная > Мужики и бабы в русской культуре > ОТВОРОТ (ОТСУШКА, ОТСУХА)

ОТВОРОТ (ОТСУШКА, ОТСУХА)

По народным представлениям, спо­соб внушить отвращение, нелюбовь, антипатию к лицу противоположного пола в результате магических действий, Порчи и заговоров. Обычно эти действия производили кол­дун или ведьма по чьей-либо просьбе или по собственной злой воле, нередко во время свадьбы (см. Свадебный поезд). Многое, например умение вызвать у супругов отвращение друг к другу, считалось смертным грехом.

Колдуны готовили специальные отворотные зелья, в со­став которых входили различные травы, фрагменты живот­ных (змеи, лягушки и др.). Чаще всего отворот совершали, наговаривая на пищу или питье, которое затем давалось объекту магического воздействия. Нередко в качестве от­воротного средства использовалась соль. Сама по себе она считалась оберегом, но будучи рассыпанной, предвещала ссору. В 1989 г. в Архангельской обл. заговаривающий рассыпал соль, приговаривая: «Я не соль солю, рассоли — ваю, а того с той рассориваю».

Отворотные заговоры также наговаривались на «замести­теля» человека, например его одежду или оставленный след. Так, наговорную землю бросали на отпечаток следа юноши, которого хотели отворожить, или мужа, которого стремились отворожить от чужой жены.

В качестве отворотного средства использовали шерсть кошки и собаки: ее втыкали под девятое бревно избы супругов, которых хотели рассорить, и говорили: «Как соба­ка с кошкой дерутся и ругаются, так чтобы раб Божий (имя) с рабой Божьей (имя) дрался, ругался, царапался».

Считалось, что если молодому человеку испачкать одежду бараньей кровью, его никто никогда не полюбит (по народ­ным поверьям, черт мог принимать образ барана).

Если в народных представлениях любовь ассоциировалась с огнем (см. Приворот), то утраченная любовь — с потух­шим огнем. Чтобы вселить отвращение к лицу противопо­ложного пола, в воду, которой объект магического воздейст­вия будет умываться, клали сгоревшую головню.

Некоторые отворотные магические действия и заговоры основаны на несоединимости каких-либо предметов или яв­лений, например противоположных берегов реки. В 1988 г. в Архангельской обл., для того чтобы молодожены плохо жили, брали песок с противоположных берегов реки, его сыпали в воду, которой затем поили супругов: «Как эти два берега не сходятся, так и они (имена) никогда не сойдутся. Кроме того, чтобы супруги плохо жили, в порог их избы закладывали ртуть, кость павшего животного или умершего человека.

По народным представлениям, супружеская жизнь, на­полненная нелюбовью, ссорами и драками, была нормой существования «нелюдей», нечистой силы. Именно так она изображалась в отворотных заговорах, которые обычно относились к разряду «черных»: «Стану, не благославясь, пойду, не перекрестясь, из избы не дверьми, не воротами, в чистое поле не заворами, в чистом поле лежит кокорюха (бревно. — Н. М), на этой кокорюхе сидят черт да чертуха, они сидят спинами, не глядят друг на друга глазами, не

Охотник

Говорят черными устами, режутся острыми ножами, колют­ся колючими ножницами, про плута (блуд. — Н. М.) не говорят и плута не творят, все бы дрались да ругались, до горячих ран цапались». По народным поверьям, черт очень любил вносить разлад в семьи.

Литература:

1. Вятский фольклор. Заговорное искусство. Котельнич, 1994.

Н. Мазалова

Комментарии закрыты.