ОТВОРОТ (ОТСУШКА, ОТСУХА)
По народным представлениям, способ внушить отвращение, нелюбовь, антипатию к лицу противоположного пола в результате магических действий, Порчи и заговоров. Обычно эти действия производили колдун или ведьма по чьей-либо просьбе или по собственной злой воле, нередко во время свадьбы (см. Свадебный поезд). Многое, например умение вызвать у супругов отвращение друг к другу, считалось смертным грехом.
Колдуны готовили специальные отворотные зелья, в состав которых входили различные травы, фрагменты животных (змеи, лягушки и др.). Чаще всего отворот совершали, наговаривая на пищу или питье, которое затем давалось объекту магического воздействия. Нередко в качестве отворотного средства использовалась соль. Сама по себе она считалась оберегом, но будучи рассыпанной, предвещала ссору. В 1989 г. в Архангельской обл. заговаривающий рассыпал соль, приговаривая: «Я не соль солю, рассоли — ваю, а того с той рассориваю».
Отворотные заговоры также наговаривались на «заместителя» человека, например его одежду или оставленный след. Так, наговорную землю бросали на отпечаток следа юноши, которого хотели отворожить, или мужа, которого стремились отворожить от чужой жены.
В качестве отворотного средства использовали шерсть кошки и собаки: ее втыкали под девятое бревно избы супругов, которых хотели рассорить, и говорили: «Как собака с кошкой дерутся и ругаются, так чтобы раб Божий (имя) с рабой Божьей (имя) дрался, ругался, царапался».
Считалось, что если молодому человеку испачкать одежду бараньей кровью, его никто никогда не полюбит (по народным поверьям, черт мог принимать образ барана).
Если в народных представлениях любовь ассоциировалась с огнем (см. Приворот), то утраченная любовь — с потухшим огнем. Чтобы вселить отвращение к лицу противоположного пола, в воду, которой объект магического воздействия будет умываться, клали сгоревшую головню.
Некоторые отворотные магические действия и заговоры основаны на несоединимости каких-либо предметов или явлений, например противоположных берегов реки. В 1988 г. в Архангельской обл., для того чтобы молодожены плохо жили, брали песок с противоположных берегов реки, его сыпали в воду, которой затем поили супругов: «Как эти два берега не сходятся, так и они (имена) никогда не сойдутся. Кроме того, чтобы супруги плохо жили, в порог их избы закладывали ртуть, кость павшего животного или умершего человека.
По народным представлениям, супружеская жизнь, наполненная нелюбовью, ссорами и драками, была нормой существования «нелюдей», нечистой силы. Именно так она изображалась в отворотных заговорах, которые обычно относились к разряду «черных»: «Стану, не благославясь, пойду, не перекрестясь, из избы не дверьми, не воротами, в чистое поле не заворами, в чистом поле лежит кокорюха (бревно. — Н. М), на этой кокорюхе сидят черт да чертуха, они сидят спинами, не глядят друг на друга глазами, не
Говорят черными устами, режутся острыми ножами, колются колючими ножницами, про плута (блуд. — Н. М.) не говорят и плута не творят, все бы дрались да ругались, до горячих ран цапались». По народным поверьям, черт очень любил вносить разлад в семьи.
Литература:
1. Вятский фольклор. Заговорное искусство. Котельнич, 1994.
Н. Мазалова