Главная > Мужики и бабы в русской культуре > ОКРУЧИВАНИЕ МОЛОДОЙ (ПОБИВАНИЕ МОЛОДОЙ)

ОКРУЧИВАНИЕ МОЛОДОЙ (ПОБИВАНИЕ МОЛОДОЙ)

Свадебный ритуал, символически фиксирующий переход девушки-невес — ты в группу замужних женщин.

Ритуал состоял в замене девичьего головного убора у ново­брачной на женский, одновременно переменялась и прическа (см. Девушка, Невеста, Баба). Обряд мог проводиться после Венчания или после брачной ночи, то есть когда переход девушки в группу замужних женщин считался завершенным.

«Окручивание» невесты совершали обычно свашки в присут­ствии новобрачного, его родителей, дружки и всех свадеб — ников, оно носило обрядово-игровой характер. Новобрачную сажали в передний угол, отделив его занавеской от другого пространства избы, заплетали ей две косы, укладывая их во­круг головы, надевали, в зависимости от местности, кокош­ник или сороку, самшуру или повойник с платком. А затем в новом женском обличий показывали новобрачному и всем присутствовавшим. Иногда молодоженов просили посмотреть­ся вместе в зеркало, чтобы «жить дружно». Обряд сопровож­дался пением девушек, приговорами свашек, одобрительными возгласами зрителей. В песнях обычно комментировалось происходившее событие:

Чего мы хотели, То мы и сделали: Из дежки — лепешки, Из муки — пеленешки, Из девки — молодицу.

Ритуал «окручивания» совмещался с магическими дейст­виями, направленными на обеспечение плодовитости в бра­ке. Так, у русских старообрядцев Латвии новобрачная во время его проведения сидела на квашне, «чтобы молодуха пышной была и детей рожала». В северных деревнях Евро­пейской России косы молодухе плели две свахи. Невести­на сваха приговаривала: «Носи девиц», женихова: «Носи молодцов».

Замена прически и головного убора считалась очень зна­чимым обрядовым моментом русской свадьбы. Крестьяне говорили: «Подруги косу плетут на часок, а свахи на век».

В дальнейшем молодой женщине не полагалось появляться перед родней мужа, особенно перед мужчинами, с непокры­той головой или, как говорили, простоволосой. В этом запре­те нашли свое отражение древние представления о вредо­носной силе, заключенной в волосах женщины, пришедшей из чужого рода.

Литература:

1. Лебедева Н. И. Народный быт в верховьях Десны и верховьях Оки: Этнологическая экспедиция в Брянской и Калужской губер­ниях в 1925 и 1926 годах. М., 1927; 2. Морозов И. А., Слепцова И. С. и др. Рязанская традиционная культура первой половины XX века: Шацкий этнодиалектический словарь // Рязанский этнографиче­ский сборник. Рязань, 2001.

И. Шангина


Комментировать