ОКРУЧИВАНИЕ МОЛОДОЙ (ПОБИВАНИЕ МОЛОДОЙ)
Свадебный ритуал, символически фиксирующий переход девушки-невес — ты в группу замужних женщин.
Ритуал состоял в замене девичьего головного убора у новобрачной на женский, одновременно переменялась и прическа (см. Девушка, Невеста, Баба). Обряд мог проводиться после Венчания или после брачной ночи, то есть когда переход девушки в группу замужних женщин считался завершенным.
«Окручивание» невесты совершали обычно свашки в присутствии новобрачного, его родителей, дружки и всех свадеб — ников, оно носило обрядово-игровой характер. Новобрачную сажали в передний угол, отделив его занавеской от другого пространства избы, заплетали ей две косы, укладывая их вокруг головы, надевали, в зависимости от местности, кокошник или сороку, самшуру или повойник с платком. А затем в новом женском обличий показывали новобрачному и всем присутствовавшим. Иногда молодоженов просили посмотреться вместе в зеркало, чтобы «жить дружно». Обряд сопровождался пением девушек, приговорами свашек, одобрительными возгласами зрителей. В песнях обычно комментировалось происходившее событие:
Чего мы хотели, То мы и сделали: Из дежки — лепешки, Из муки — пеленешки, Из девки — молодицу.
Ритуал «окручивания» совмещался с магическими действиями, направленными на обеспечение плодовитости в браке. Так, у русских старообрядцев Латвии новобрачная во время его проведения сидела на квашне, «чтобы молодуха пышной была и детей рожала». В северных деревнях Европейской России косы молодухе плели две свахи. Невестина сваха приговаривала: «Носи девиц», женихова: «Носи молодцов».
Замена прически и головного убора считалась очень значимым обрядовым моментом русской свадьбы. Крестьяне говорили: «Подруги косу плетут на часок, а свахи на век».
В дальнейшем молодой женщине не полагалось появляться перед родней мужа, особенно перед мужчинами, с непокрытой головой или, как говорили, простоволосой. В этом запрете нашли свое отражение древние представления о вредоносной силе, заключенной в волосах женщины, пришедшей из чужого рода.
1. Лебедева Н. И. Народный быт в верховьях Десны и верховьях Оки: Этнологическая экспедиция в Брянской и Калужской губерниях в 1925 и 1926 годах. М., 1927; 2. Морозов И. А., Слепцова И. С. и др. Рязанская традиционная культура первой половины XX века: Шацкий этнодиалектический словарь // Рязанский этнографический сборник. Рязань, 2001.
И. Шангина