ОБДЕРИХА (БАЕННАЯ ХОЗЯЙКА, ШИШИГА)
Мифологическое существо женского пола, по северно-русским представлениям, обитающее в бане. Название «О.» (также «хыня») бытовало преимущественно на р. Пинега. В некоторых случаях банная хозяйка идентифицировалось с другими женскими демонологическими существами: домовухой (ипостасью домового), на Пинеге — с лешачихой.
В фольклорной традиции О. являлась воплощением представлений о бане как опасном месте: она подменяла оставленного в бане ребенка; «задирала» остановившегося в бане на ночлег путника; душила парня, пошедшего в баню во время святочных гаданий, либо становилась его женой.
Поверья об обмене О. ребенка были связаны с обычаем изоляции родов в бане и временной обособленности роженицы с младенцем, которые могли находиться в бане от нескольких дней до шести недель. Поверья о том, что О. подменяла младенца своим отродьем, служили поводом для запрета надолго оставлять в бане роженицу и дитя без присмотра.
|
Истории о святочных проделках О. припоминались во время гаданий, которые устраивала молодежь на Святки. По всей северно-русской зоне, где ставились бани, известны рассказы о том, как нечистая сила «задирала» или душила парня, спрятавшегося в бане или пошедшего туда на спор. В тех районах, где не было бань, подобные сюжеты происходили в овине, житнице, где устраивали девичьи гадания. Из-за подобных рассказов запрещалось, в первую очередь парням, ходить в баню ночью в дни и кануны праздников — в то самое время, когда гадали. Обычно девушки Гадали о женихах: задрав подол, прислоняли зад к открытому окошку бани. Если банник погладит зад «шубной» (мохнатой) рукой, значит, муж будет богатый; если голой рукой или хлестнет ременкой (плетью) — то бедный и драчливый. Столь же обычны были и шутки парней во время этих гаданий. Парень, желая подшутить над девушками, забирался в баню и совершал действия, ожидаемые от нечистой силы.
Поверья о банной хозяйке должны были помешать такого рода проделкам, поддерживая табуированность бани для мужчин во время совершения там женских магических обрядов.
Тем не менее табу систематически нарушалось, что в глазах мужской молодежи выглядело как проявление молодечества, удали и геройства. Повсеместно у парней на Русском Севере существовал обычай на Святки ходить в баню на спор, в качестве доказательства принося камень с печки-ка — менки. С этим обычаем связана необычная и неотчетливо выраженная форма заключения брака. «В бане кабыть живет обдериха, — рассказывали на Пинеге. — Робята соберутся вот о Святках. И сговорятся робята: слабо сходить в баню за похваст? Надо сказать: „За похваст в баню иду, за похваст камень беру"». Описывали и реальный случай, произошедший с одним из деревенских жителей: «Один парень пошел — его там поймала девка за руку. В бане. Как говорили, была подкидыш. Ведь в бане нельзя детей оставлять. Кто-то, какая-то женщина, пошла в баню с робенком. А обдериха-то подменила робенка, эта девка выросла в бане. Как уж она там питалась? Что ела столько лет?.. Не отпускает его: поди, говорит, домой, принеси сарафан, рубаху, крестик. Он пришел домой, матери сказал, она дала. И он привел (эту девку домой), замуж взял». Указывали и дом, где жили этот парень с женой (теперь старики) и их давно уже взрослые дети. Поверья об О. здесь послужили обоснованием особой формы заключения брака — по инициативе девушки. Возможно, речь идет об одной из архаических форм, бытовавших наряду с господствующим патриархальным сценарием.
Эта форма находится в непосредственной связи и с поверьями об обмене О. новорожденных детей, оставленных без присмотра в бане. Девушка-невеста идентифицировалась как дитя, выкраденное О. в детстве, то есть существо, принадлежащее как человеческому, так и потустороннему миру. Чтобы освободить девушку из-под власти нечистой силы, нужно накинуть на нее крестик и одеть в человеческую одежду. Затем ей находят родителей. Парень и девушка идут в дом, где имеется слабоумный ребенок — по деревенским представлениям, обменыш, то есть подмененный О.: «в зыбке ребенок лежит — как полено: это подмененный». Девушку представляют родителям этого «обменыша» как их выросшую «настоящую» дочь, когда-то похищенную у них нечистой силой. Эти люди исполняют роль ее родителей на свадьбе. Возможно, такая своеобразная форма брака позволяла обрести семью девушке, лишенной покровительства родных (пришедшей из чужих мест, сироте или проклятой родителями). В случае, если бы парень отказался жениться на этой девушке, О., по поверьям, задрала или задавила бы его насмерть. Поверья об О., таким образом, можно рассматривать как подкрепление описанного обычая.
Кроме того, поверья об О. связаны с обычаем прохожих ночевать в нежилых помещениях, в частности банях. Нередко случалось хозяйке, придя в баню по какой-нибудь надобности, обнаружить там следы пребывания непрошенного гостя. Вечерами, с наступлением темноты, крестьяне старались не ходить в баню, боясь, что «обдериха задерет», тем самым избегая и случайных встреч с чужими людьми. Дорожные же люди научились преодолевать страх перед О. с помощью обрядов и магических слов. «В чужу хоромину ночевать просись, — учили опытные странники. — Пуста хоромина, пусти меня ночевать! Вот хоть тебя не пустил никто на ночь — ты ночуешь в бане». На этот случай был специальный приговор: «Баенная хозяйка, пусти меня ночевать». На Пинеге рассказывали, как один странник, ночуя в бане, слышал даже разговор двух О.: «Полетим, Матрешка, Нюшка, пойдем на свадьбу!» — а О., жившая в этой бане, им отвечает: «Нет, не пойду, у меня ночлежник есть». Она не могла уйти, поясняют рассказчики, потому что странник «попросился», то есть сказал необходимые слова. «А не попросился бы — дак она б задрала бы и пошла бы (с подругами на свадьбу)». Примечательно, что и здесь в разговорах О. напоминает о себе свадебная тема.
1. Щепанская Т. Б. Святочные охальники // Народные игры и I шки. СПб., 2000; 2. Архив МАЭ РАН, ф. К-1, оп. 2, д. 1625,
|
Т. Щепанская