НОЖ
Важный предмет мужского снаряжения; здесь рассматривается как один из знаков мужского статуса, наряду с другими острыми орудиями (топором, рогатиной), а также Посохом и пр.
Н. (обычно перочинный) традиционно был атрибутом мальчишеских игр (в «ножички») начиная с раннего подросткового возраста, обладание хорошим Н. было важным элементом престижа, предметом гордости его обладателя. Еще большую значимость приобретал Н. у парней в период молодежных гуляний, становясь одним из символов демонстрации силы во время столкновений парней и драк между деревнями. Н. изготавливали сами парни или заказывали кузнецу, ручки делали из дерева, украшая их выжженным узором или процарапывая белый узор по темному обожженному фону. В XX в. в моду вошли наборные ручки из разных пород дерева в сочетании с металлическими вставками, позже — эбонита и цветного пластика.
Во время праздничных драк демонстрация Н. означала вызов, провоцирующий ответную агрессию. Парни, гуляя по улице с гармонью, выкрикивая песни «под драку», поигрывали Н. и даже рыли ими землю перед собой, что означало крайнюю степень их возбуждения и готовности вступить в бой.
В кармане ножик шевелится.
Кровь на волю просится.
Ты гляди, товарищ, —
Неприятель косится! —
Пели молодые бойцы в Порховском р-не Псковской обл. Однако реально прибегать к помощи Н. в драке было не принято. Дрались на кулачках, иногда использовали деревянные палки — трёстки, расталкивали ряды противников кольями; в особенно жестоких драках пускали в ход перчатки или резиновые шланги с утяжелителями. Вынуть Н. означало пойти наперекор всем правилам: это допускалось только в самом крайнем случае, в порядке самообороны, когда человек оказался один перед толпой противников. Демонстрация Н. в этом случае говорила о решимости идти до конца.
Где про нас ножики точат,
412 |
Мы туда гулять идем:
Либо нас кого зарежут, Либо мы кого убьем.
Применение Н. представляло реальную возможность смертельного исхода драки и обычно служило сигналом к ее завершению.
Н. или меч служил знаком статуса неженатого мужчины и одновременно исходящей от него угрозы. Н. И. Костомаров приводил высказывание одного из русских моралистов: «Лучше иметь у бедра меч без ножен, нежели неженатого сына в своем доме» (3, с. 86).
В свадебном обряде Н. фигурирует в качестве одного из атрибутов жениха. Например, во Владимирской губ. на второй день свадьбы гости и молодые отправлялись в дом родителей жены — «к теще на блины». За столом молодого заставляли «поточить нож», то есть поцеловаться с невестой.
Н. использовался не только как средство нападения или самозащиты, но и как символ, опосредовавший отношения между членами мужских сообществ, знак мужской дружбы. Мужчины и парни обязательно брали с собой Н., отправляясь в путь. «Нож в пути товарищ» — гласит пословица. Его затыкали за ремень, держали в ножнах на охотничьем поясе, прятали за голенище или в рукав, иногда — в полость дорожного посоха. Н., как необходимый спутник в опасных предприятиях: на охоте, в драке, просто в пути — становился символом мужской дружбы, товарищества. С этой его ролью был связан ряд правил. Н. нельзя было дарить (плохая примета), однако можно было выменять. Обмен Н., как правило, совершался в знак дружбы, символически закрепляя ее «на вечные времена». Обычно это происходило в ситуации расставания, после совместных испытаний (охоты, путины, долгой экспедиции, участия в боевых действиях). Нередко об обмене можно говорить лишь условно: подарив другу понравившийся ему Н., человек просил у него в обмен что-нибудь, имевшее только символическую ценность (например, копейку). Такие Н. бережно хранились, порой до конца жизни, их держали в доме на видном месте, показывали гостям, вспоминая всякий раз о друзьях, приключениях и подвигах молодости.
Н. воспринимался как предметное воплощение силы, в том числе и магической. Перед опасным предприятием на Н. наговаривали магические слова, призванные обеспечить точность и силу удара. С другой стороны, с помощью заговоров пытались защитить себя от вражеского оружия, отвести чужие Н., мечи и «всякое железо»: «Меч умолвити, и он не сечет: Кован еси, брат; не укуси мене, аки пес, отай; оба есмя от земля; коли усмотрю тебя очима — своего брата, тогда убоится твое сердце моих очей усмотрения; ты вощан!» (2, с. 145). Средством отвести от себя вражеский меч или Н. служит в этом случае самоидентификация с ним
как с «братом», и тем самым он размягчается, превращается в восковой.
Во множестве обрядов Н. использовался как оберег против нечистой силы. Пинежский знахарь с помощью Н. укрощал лешего. «Черт силен, да воли мало!» — говорил он «Если вихрь крутится — это и есть черт. Если вихрь вокруг тебя крутится, то нож я воткну в середину, он и погибнет, Я уже как покоритель. А не уймется — я еще что сделаю!» Обрядовые манипуляции с Н., означающие символическую агрессию, в этом случае служили средством блокирования страха, обеспечивая психологическое равновесие в опасной ситуации. В качестве магического оберега Н. использовался на свадьбе: его затыкали за пояс жениху для предохранения от порчи; колдун, приглашенный на свадьбу, крестил Н. углы помещения, чтобы изгнать напущенных другим колдуном бесов.
H. вешали над люлькой для защиты маленьких детей от нечистой силы. Если ребенок долго не начинал ходить, знахарь разрезал Н. или разрубал топором невидимые «пугы», которыми будто бы связаны ножки малыша. Н. крестили наговоренный квас или воду, предназначенные для магических лечебных или гадательных манипуляций.
414 |
Нож |
I. Даль В. И. Пословицы русского народа: В 3 т. М., 1993; 2. Великорусские заклинания: Сб. Л. Н. Майкова. СПб., 1994; 3. Костомаров И. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях // Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М., 1996; 4. Архив МАЭ РАН, д. 1571.
Т. Щепанская
О