НОВОРОЖДЕННЫЙ
Младенец в возрасте до сорока дней, воспринимавшийся в народной культуре как маргинальное существо, сохраняющее в течение некоторого времени связь с полусторонним миром, откуда он явился. Главной целью направленных на Н. действий было удержание его в мире людей, что достигалось разнообразными способами: его идентификацией, имянаречением, крещением, формированием телесного облика и т. д.
Сразу после появления ребенка на свет отрезали пуповину на расстоянии вершка от живота, а оставшуюся часть пуповины посередине перетягивали ниткой или волосами Матери, «чтобы был привязан к матери». Свободный конец в Тверской губ. орошался молоком матери три-четыре раза в день. Отрезанную пуповину могли использовать в магических целях. Так, в Рязанской губ. повитуха натирала пуповиной щеки Н., чтобы «тот был красавцем или красавицей». Отрезание пуповины было началом половой идентификации младенца: пуповину девочки отрезали на веретене, прялке или других «женских» предметах, мальчика — на топоре, сапожной колодке и т. д. Затем повивальная бабка Мыла младенца и крест-накрест посыпала солью «от сглаза». Обмывание ребенка преследовало не только гигиенические цели, но и призвано смыть следы «пребывания» младенца
|
Новорожденный
Новорожденный
В «ином мире» и тем самым оформить изменение его статуса, что сопоставимо с обмыванием невесты или покойника. В Вятской губ. ребенка парили со словами: «Ручки, толстейте, ядренейте; ножки, ходите, свое тело носите; язык, говори, свою головушку корми». На юге России во время обмывания ставилась цель наделить младенца половой идентичностью: повитуха в момент купания требовала от родителей положить на стол ножницы, нитки, катушку, шило — для девочки, а для мальчика «все мущинское ложут»: молоток, плоскогубцы, нож. Нередко Н. после этого заворачивали на короткое время в грязный рукотерник или отцовские портки, чтобы «все его любили». Это обрядовое действие было направлено прежде всего на «привязывание» младенца к пространству культуры, так как грязные и старые вещи, «пожившие» в домашней среде, наделялись положительной семантикой. В некоторых локальных традициях в отцовские портки или материнскую юбку, в зависимости от пола, заворачивали младенца для того, чтобы тем самым подчеркнуть или — с точки зрения мифопоэтических представлений — сформировать его половую идентичность (см Роженица, Родинный обряд).
Следующим важным этапом обряда отделения ребенка от природной сферы и придания ему «человеческого» облика было правление его тела, так как «повитухи убеждены, что будто все косточки новорожденного поломаны во время прохождения его через таз при рождении». Младенцу, у которого, согласно представлениям, тело «мягкое как воск» (ср. его обозначение — «сырой», «парной»), правили голову: «Пусть будет твоя головка яблочком круглым», — затем еы — Тягивали крест-накрест руки и ноги, разглаживали спину и живот. Особенное внимание уделялось носу, который считался мягким в течение сорока дней: его зажимали двумя пальцами, несколько раз потягивали с пожеланием, чтобы он не стал курносым и широким. Иногда повивальная бабка правила гениталии Н., чтобы оказать влияние на будущее половое поведение; например, у девочки она сжимала пальцами половые губы, чтобы они «не были широкими» и, соответственно, чтобы она, когда вырастет, сохранила целомудрие. В Пензенской и Пермской губ. повитухи старались своим ртом высосать у Н. «из ушей, глаз ноздрей и груди будто попавшую туда, по их разумению, слизь после родов». К сороковому дню тело младенца считалось уже почти полностью «оформленным».
Согласно мифопоэтическим представлениям, телесные свойства Н. могли указывать на срок его жизни. Особенно важен признак твердости всего тела или отдельных частей. Отсутствие крепости и твердости тела Н. воспринималось как «печать» смерти. Так, в Сибири примечали: «Если легкое и крепкое тельце — долговечный», «Если до года не зарастет темя — недолговечный». В Ярославской губ. полагали, что «если ребенок растет пухлым и нежным», то умрет.
Повсеместно о жизнеспособности младенца гадали по ушам: если они мягкие, то ребенок не выживет. В заговорах и апо — тропеях (оберегах) обычно символами твердости и крепости выступали железо и камень, поэтому широко бытовала традиция помещать в колыбель нож или ножницы, ополаскивать младенца водой с камня или водой через дверную скобу. Мягкости, как знаку смерти, аналогичен другой признак — сырость (или полнота). О пухлом ходили суждения: «Сырой ребенок, он умрет»» (Новгородская губ.); «Сырень — кий, помирущий» (Енисейская губ.).
Также существенной была ориентация тела (частей тела) младенца в пространстве, причем с низом — землей — связывались отрицательные значения. Повсеместно была распространена примета, что если младенец родился лицом вниз, то долго не проживет, или если спит лицом вниз, то останется сиротой. В Костромской губ. раскрывали рот спящему ребенку и смотрели на язык, если «наверху — живущий, а книзу — неживущий»; в Вятской губ. считали, что торчащие вверх уши свидетельствуют о жизненности ребенка; в Смоленской губ. осматривали зубы: «У кого верхние зубы раньше прорежутся, те выживут». Земля (низ) в данном контексте становилась знаком смерти. В Костромской губ. выражение «земля на лице выступила» означало приближающуюся смерть; в Ярославской губ. полагали, что если ребенок ест землю или если он тяжелый, то не будет долго жить — «его земля к себе тянет»; то же в Архангельской губ.: «Тяжеловесный человек недолговечен». Была распространенной традиция гадать о сроке жизни ребенка по глазам: если у Н. глаза «пустые», то есть в них не видно слезных желез или отсутствует отражение, то он недолго проживет, а также загадывали по ногам и рукам: если короткие пятки, подошвы «сальные» или на руках «пережимы», то это предвещает смерть.
Лексика родинной обрядности характеризует младенца как нечто приобретенное, найденное, чужое: «находка», «добыток», «трофейник», «новинка». Только что родившийся младенец во многом загадочен и таинствен, мотив тайны звучит в описании ребенка, которое встречается в заговорах, например в северорусском заговоре на ловлю белок: «Как родился сей раб младенец, не знает себе ни имени, ни вотчины, ни отца ни матери, ни роду ни племени, и не страсти и не боязни, не имеет в себе не ума и не разума, и на ногах скорого и тихого хождения, ставания, скакания и не пути и не дороги, не днины не ночи». Здесь образ ребенка создается через «отрицательные» маркированные категории, очерчивающие контуры личности, также пределы ее влияния, но на вопрос, что происходит внутри нее самой, ответа нет. Поэтому в родинном обряде очень важным был мотив идентификации Н. посредством рассматривания его тела. Особенно пристального внимания удостаивались те точки тела, которые обнаруживали индивидуальность Н., его непохожесть на других. Такими точками, сконцентрировавшими в себе информацию о природе ребенка, его месте в родовой ситуации, являлись родинки и родимые пятна. Об этом свидетельствует лексическое значение обозначающих их народных терминов: «знамьеце», «знамя», «знадеб — ка», «знатьба», «знать». У русских в Сибири по совпадению родинок и родимых пятен у покойного и Н. определяли «возвращение» умершего: «Обнаружить вернувшегося помогают… какие-либо родимые пятна, рубцы на теле младенца, которые якобы были у ушедшего из жизни». Там же был распространен обряд «метания (ребенка) над столом» доя выявления сходства младенца с кем-либо из родителей: «И вот сродственники приходят его проведать, и этого же маленького, ему-то всего-то четыре дня, уже мечут над столом, на кого он походит». У терских казаков визуальное «изучение» дополнялось осязательным: на крестинах во время обеда каждый подходил к младенцу и ощупывал руками. Отсутствие же меток на теле и, как следствие, невозможность его познать предвещает скорую смерть. Так, в Вятской губ. считали, что если у ребенка нет родимого пятна, то он умрет; и наоборот, в Архангельской губ. полагали, что у кого много родимых пятен, тот счастливый.
Одним из важнейших способов идентификации Н., в том числе и половой, выступал обряд имянаречения и крещения, являющийся в то же время средством удержания ребенка в мире людей. Широко бытовало представление, что если долго не крестить младенца, то нечистая сила подменит его своим детищем; если повитуха забудет имя ребенка, то он умрет. В народной культуре имя Н. обычно давали по святцам. По времени имянаречение нередко совпадало с обрядом крещения, с которого, собственно, и начиналась человеческая судьба младенца, его приближение к Богу, приобщение к сфере духовного. После получения имени и введения в православную веру Н. приобретает новое качество: становится объектом социального пространства, существом, которое может быть узнано и познано.
Для младенца жизненно необходимым было не только иметь имя, но и знать свое родство, то есть своих родителей, их имена. С этой целью совершался обряд «отклика — ния» или оживление Н. посредством выкрикивания имен родителей. Так, в Сибири «когда ребенок не подает признаков жизни, он… (отец) бьет палочкой в дно сковородки и гаркает по имени мать, если родилась девочка, или свое, если мальчик»; в Астраханской губ. «бабка топает ногою и называет отцово имя, отчего малютка должен показать признаки жизни»; в Рязанской губ. бабка-повитуха брала ребенка на руки и, качая его, выкрикивала имя отца, которое за ней повторял сам отец и все присутствовавшие; на Кубани ребенка клали на порог и произносили имена родителей: если мальчик — имя отца, если девочка — матери. Таким образом, озвучивание имен родителей вводило Н. в систему родственных связей, указывало ему место в родовой ситуации и тем самым давало ответ на вопрос: кто я такой? Знание ответа, как видно из приведенных свидетельств, является эффективным средством закрепления ребенка в мире людей.
Первой едой Н. был хлеб: делали соску из хлеба, «чтобы захлебить его, чтобы на хлеб пошел». Грудь давали на следующий день после рождения, или только после крещения, или обряда размывания рук. Считали, что пока ребенок не брал грудь, он «есть херувим», или если сразу кормить молоком, то у ребенка будут плохие зубы. Сначала младенцу давали правую грудь, чтобы он не вырос левшой. При первом пеленании, которое делалось крестообразно, мать катала ребенка с боку на бок, приговаривая: «Терпи холод, терпи голод, терпи нужду, терпи все». В Тульской губ., чтобы Н. был спокоен, при пеленании вместо свивальника употребляли приготовленные для половиков толстые нити, а чтобы был «красив и привлекателен», его покрывали материей зеленого цвета. В Орловской губ. до крещения ребенка одевали в перематку — квадратный кусок ткани с отверстием для головы. Крестильную пеленку специально украшали, иногда ею служила венчальная рубаха отца младенца. Рубашку, пояс и крест младенцу дарили только после крещения или получения очистительной молитвы. В Новгородской губ. рубашку Н. в течение первого года стирали не выворачивая, «иначе не будет ходить и говорить».
В колыбель ребенка обычно укладывали в день крещения, а иногда на двадцатый или сороковой день. До крещения первым домом для ребенка часто служило корыто. В колыбели, которая в крестьянской избе всегда подвешивалась на шесте, закрепленном под потолком, младенца держали, как правило, один-два года.
До принятия очистительной молитвы (на сороковой день) ребенок считался «нечистым», поэтому обращение с ним было жестко регламентировано: его не показывали посторонним, в Вологодской губ. окачивали каждодневно водой с локтя левой руки. В Тверской губ., наоборот, сорок дней не мыли, чтобы «не раздразнить цвета»; в Пензенской губ. мать кормила только своим молоком; в Смоленской губ. до сорокового дня лежал на лежаке или с матерью; на Кубани в течение шести недель мать «исправляла» младенцу нос, повсеместно до сорокового дня Н. называли «сырым» или «парным». В день очистительной молитвы крестная приносила Н. крест, рубашку и пояс. В Пензенской губ. поясом мерили печку, «чтобы таким же толстым был крестник».
1. Байбурин А. К. Обрядовые формы половой идентификации детей // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991; 2. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов.
Нож
СПб., 1993; 3. Баранов Д. А «Незнакомые» дети (к характеристике образа новорожденного в русской традиционной культуре // Эпю — графическое обозрение. 1998. № 5; 4. Демич В. Ф. Педиатрия у русского народа. СПб., 1892; 5. Мазалова Н. Е. Состав человеческий. Человек в традиционных соматических представлениях русских. СПб., 2001; 6. Покровский Е. А. Физическое воспитание детей у разных народов преимущественно России. Материалы для медико — антропологического исследования. М, 1884; 7. Архив РЭМ, ф. 7, оп. 1.
Д. Баранов