НЕКРУГА (РЕКРУТЫ, НОВОБРАНЦЫ, СЛУЖИВЫЕ, СТЕНОВЫЕ)
Лица, призванные на службу в армию, имели, по народным представлениям, ярко выраженный переходный статус.
Существующий с 1705 г. и до военной реформы 1874 г. термин «рекруты» — официальный, утвержденный государством для обозначения призывников — в результате преобразований заменили на «новобранцев», но его народный эквивалент «Н.» продолжал употребляться в народе вплоть до 1940-х гг.
Народный взгляд на рекрутчину предопределила история развития военной повинности в России. Рекрутская повинность была введена Петром I в 1699 г. По его указу сельская община предоставляла рекрутов в количестве, которое определяло, сообразуясь с государственной надобностью, рекрутское правление. Лица, призванные на пожизненную военную службу, отбирались из общего числа кандидатов в возрасте от 20 до 35 лет «по усмотрению общества». В 1793 г. срок службы перестал быть пожизненным и сократился до двадцати пяти лет, а в 1834 г. — до двадцати лет, из которых пятнадцать лет были действительными, а пять лет представляли собой бессрочный отпуск. С 1872 г. рекруту предстояло отслужить менее двенадцати лет. Реформа 1874 г. отменила рекрутскую систему набора, установив всеобщую воинскую повинность и сократив срок службы до трех — шести лет, кроме того, был утвержден призывной возраст: 21 год.
В первой половине XIX в. порядок набора рекрутов осуществлялся по округам из расчета 5—7 человек с 1000 душ и представлял собой так называемую очередную систему, выработанную самим деревенским обществом и узаконенную рекрутским уставом 1810 г. По схеме, все семьи рекрутского участка вносились в «очередный список», в порядке уменьшения в семье числа мужчин-работников в возрасте от 18 до 60 лет. Первыми в списке стояли семьи, имевшие более семи работников, они должны были поставить трех рекрутов, по одному в каждый набор. Вторыми шли те семьи, в которых имелось более четырех работоспособных мужчин, — от них в те же сроки требовалось два рекрута. Третьими значились семьи, включавшие двух-трех мужчин, они дважды пропускали очередь и поставляли одного рекрута в течение трех наборов. Семьи, имеющие только одного кормильца, от повинности освобождались. При этом предпочтение отдавалось холостым (по старшинству) или женатым, но не имевшим детей. По такому принципу многие военнообязанные в течение пятнадцати лет ждали своей участи, не ведая, придется ли им служить. В 1854 г. данный порядок набора был заменен жеребьевкой. Теперь все семьи делились на разряды в зависимости от количества рабочих рук, а внутри каждого из них рекрутов определял жребий. Во всех системах воинской повинности допускалась замена рекрута другим лицом по обоюдному согласию. В то же время правительство продавало зачетные квитанции, которые владелец мог предъявить в любой набор для освобождения от службы себя или другого лица.
После введения всеобщей воинской повинности формально призыву подлежали все крестьянские парни, достигшие 21 года, но только треть из их числа не имела льгот и проходила действительную военную службу. «Безлеготными» оказывались в семьях средние и младшие сыновья, они занимали особое положение как в доме, так и в молодежном сообществе.
В 1890-х гг. на Русском Севере потенциального рекрута от рождения сопровождало сочувственное и заботливое отношение, которое еще более возрастало, когда ему исполнялось 20 лет и он «вставал на очередь». Родители старались исполнять все желания сына, освобождали его от тяжелой работы, не посылали в поле, лес, на трудные зимние заработки. Если зимой он еще выполнял разные мелкие работы по хозяйству, то с наступлением весны, а тем более лета, ему позволяли проводить время как вздумается. В Олонецкой губ. его не упрекали, если он бросал начатую работу. «Оставь, сработается без тебя», — говорил в таких случаях отец. Предоставление рекруту возможности погулять перед неволей армейской службы объясняли желанием родных оставить у призывника добрую память о своем семействе. Вместе с тем подобное времяпровождение характерно для лиц, находящихся в ситуации изменения статуса, например в преддверии женитьбы.
Начиная со второй половины сентября, за один-два месяца до жеребьевки, родители предоставляли рекрутам полную свободу. В Архангельской губ. при этом приговаривали. «Пускай погуляют — ведь стеновые». С этого момента рекруты почти всегда отсутствовали дома, словно избегая оставаться с домашними, каждый день посещали беседы и вечеринки как в своей, так и в соседних деревнях.
В Архангельской и Олонецкой губ. на молодежных вечеринках рекрут становился центром компании, ему оказывался особый почет и хозяевами, и товарищами, которые охотно отдавали ему первенство в играх и плясках. Он часто становился запевалой, избирался водящим в посиделочных играх. Возглавляя ватаги гуляющих парней, рекрут демонстрировал удальство и разухабистое веселье. Отсюда вседозволенность и разгул некрутских гуляний, сопровождавшихся выходками и шалостями, которые взрослые старались не замечать. Ощущение безнаказанности, а также дозволенный выход за рамки общинных правил и законов иногда проявлялись и в отношениях с девушками. Так, в Вологодской губ. в 1880-е гг. парни, предназначенные в рекруты, не стеснялись заводить любовные отношения одновременно с несколькими девушками, обещая каждой жениться. Однако в Олонецкой губ. в конце XIX в. у рекрута перед отправкой в армию уже была постоянная «парочка» — невеста, За которой он ухаживал последний год или два, она же провожала его и дожидалась возвращения.
В середине октября — начале ноября рекрут должен был следовать на призывной участок. О времени и месте сбора волостное правление оповещало призывников за несколько недель. К назначенному сроку Н. в сопровождении родных отправлялись в уездный город на «сборку» «для вынутая жребия». Там им предстояло быть «обмеренными» и «освидетельствованными», чтобы получить подтверждение о пригодности к военной службе или о негодности. В Олонецкой губ. о последнем варианте говорили: «избыть», «под меру не подойти». Другим итогом освидетельствования могла стать годовая отсрочка в результате жеребьевки («взять дальний билет»). Новобранцы, вытащившие счастливый жребий, оставались дома, те, кому не повезло, в срок от одной до девяти недель отправлялись в армию. Время от жеребьевки до призыва определяли как отпуск, в соответствии с чем выдавался документ.
В середине XIX в., когда уход в солдаты в восприятии крестьян был равносилен смерти, основным желанием новобранцев и их родителей было избежать службы. В связи с этим достаточное распространение получило членовредительство: отсечение пальцев, прокалывание барабанных перепонок, вытравливание кожи на ногах и т. п. Делались попытки оставить парня дома магическими средствами. В Юхновском у. Смоленской губ. перед комиссией парней старались как можно чаще кормить яичницей, чтобы грудь стала поуже и они не соответствовали необходимым стандартам. В Олонецкой губ. при отъезде сына в присутствие Мать клала его ложку на божницу, а мутовки, ухват и Ножи — в печь, рукоятками к тылу, чтобы сына не забрали. Благословляя отъезжающего сына иконой, родители желали ему «подальше жребий вытянуть», то есть получить отсрочку или избавиться от солдатства. На одной из территорий Олонецкой губ. форма подобного напутствия рекрута перекликалась с местной традицией благословения невесты, отправляющейся к венцу. Отец и мать садились на лавку, их колени покрывали шубой из овчины мехом наружу. Рекрут трижды кланялся в колени отцу и матери, после чего родители, поднявшись, покрывали шубой его голову с приговором: «Бог тебя благословит. Помилуй тебя Господи и сохрани от грозной службы государевой».
Судьбу сына мать пыталась узнать при помощи гаданий В Олонецкой губ. перед выходом рекрута из дома она отрезала от четырех углов скатерти, покрывавшей обеденный стол, небольшие лоскутки, которые клала на печной столб (верх печи над устьем), зажигала и смотрела, куда пойдет дым. Направление дыма во внутрь избы предсказывало хороший исход поездки сына, а вовне, к входной двери — плохой. Узнать судьбу сына можно было, запекая его нательный крест в хлеб. Мать разламывала каравай над порогом так, чтобы одна половина упала за порог в сени а другая в горницу. Если крест оказывался в сенях, сына должны взять в солдаты. Иногда каравай просто разламывали и смотрели, куда обращен крест лицевой стороной если к верхней кромке хлеба, то было верным знаком, что сына не заберут на службу, если же крест запекся ребром значит, следовало ждать отсрочки на год. В Повинецком у. Олонецкой губ. перед образом зажигали две свечи, а рекрута просили затушить одну из них, если он выбирал правую, его должны были призвать. О результатах гадания рекруту не сообщали.
Ритуал проводов рекрутов, сформировавшийся к середине XIX в., был почти одинаков на севере и на юге России. Он состоял из гулянья, в ходе которого рекрут прощался с молодой вольной жизнью и со своими товарищами, а также самих проводов, являвшихся делом семейным и общественным (см. Некрутские проводы).
Обрядность и фольклорные тексты, сопутствовавшие проводам, были наполнены похоронной и свадебной символикой и отражали переходный статус И. В качестве лица, покидающего свое социальное пространство (семью, общину, возрастную группу), он отправлялся, и возможно навсегда, во внешний мир, ассоциирующийся с миром смерти. Подобно умирающему или жениху (а скорее невесте), а также инициируемому, оказывался на границе «человеческого» и «потустороннего» миров. Это особое положение нашло отражение как в народных представлениях о рекрутах, так и в их поведении.
В XIX — начале XX в. по рекрутам еще причитали, как по покойникам, в рекрутской частушке преобладал мотив прощания, на уход в армию смотрели как на символическую смерть, при этом смерть «неправильную», неестественную, произошедшую преждевременно и без соблюдения обрядовых действий, которые обеспечивали бы правильный переход в мир «родителей». Выбывший из социума при жизни, рекрут и после смерти, будучи похоронен в чужой земле, а не на родном деревенском кладбище, не мог соединиться со своими умершими родственниками. Фактически он становился в один ряд с умершими не своей смертью и самоубийцами, которых хоронили вне кладбища.
В былинках даже живому рекруту, покинувшему свой дом, приписывали поведение, свойственное «заложному покойнику»: «он» (черт в его облике) являлся сильно тоскующей жене; звал ее уехать с собой; просил у родных есть; душил людей во сне, то есть представлял опасность для тех, к кому приходил.
В рекрутской обрядности похоронная символика тесно переплетена со свадебной, которая наиболее характерно проявлялась в обычае гостеваний. Кроме того, в восточнославянской традиции для умершего парня (у русских чаще для девушки) похороны выполняли роль свадьбы, чтобы его жизненный цикл на земле замкнулся. Такая «свадьба взамен свадьбы» обеспечивала «правильный» переход в иной мир, предотвращая вред живым со стороны не изжившего своего века умершего. Еще в конце XIX в. рекрутский обряд рассматривался как альтернатива свадьбе и был ориентирован на похороны. Соотнесение свадьбы и рекрутчины характерно для рекрутской частушки того времени:
Скоро-скоро повенчают, Круг налоя обведут, На мисто бронзова колечка Нам по жеребью дадут.
Женят, женят нас, молодчиков, Во нонешнем году, И дадут нам по невесте, По казенному ружью.
Единство свадебных и поминальных мотивов в рекрутской обрядности проявилось также в обычае, существующем по сей день в Вологодской обл. и пограничных с ней районах Костромской. Девушки при непосредственном участии новобранца изготавливали для него ритуальное деревце, которое можно сопоставить со свадебным, символизировавшим волю и молодость (см. Девичья красота).
В день проводов девушки срубали березовую, реже черемуховую ветку, которую украшали разноцветными бантиками из лент и тряпочек. Ветку прибивали к углу избы и оставляли до тех пор, пока она сама не падала. В Коло — гривском р-не Костромской обл. чаще всего использовали верхушки молодых берез или елей. Девушки или сам Н. приносили из леса маленькую елочку и, украсив ее, ставили в переднем углу дома новобранца, а после проводов приколачивали под конек или на угол дома. В других местностях Кологривского р-на Костромской обл. в этом качестве выступало дерево (ель, рябина, клен, береза), высаженное перед домом после рождения ребенка. Парень перед уходом в армию, а девушка перед замужеством украшали его разноцветными лентами.
Свадебная символика присутствовала и в костюме Н., который одевался, «как жених», особенно в день отправки. В Грязовецком у. Вологодской губ. парень накидывал на плечи поверх верхней одежды длинное вышитое полотенце, украшенное лентами, подарок от «почетницы».
Его концы спускались по груди чуть не до самой земли. В Пермской губ. отличительным знаком новобранца был бумажный цветок на шапке или в петлице, а на севере Прикамья — пришитые к шапке или фуражке длинные разноцветные ленты, подаренные девушками. Иногда такими ленточками украшали гармошку, с которой парень не расставался в дни гуляний.
Подобно жениху рекрут перед утратой своего прежнего статуса прощался со своей возрастной группой. Сопровождавший это прощание «молодецкий» разгул, веселье, выпивка и определенная вседозволенность, одобренная деревенским обществом, придавали погребально-свадебной символике инициационный оттенок.
Отношение к военной службе изменилось окончательно в 1920—1930-е гг.: армия вошла обязательным элементом в жизнь каждого здорового мужчины и с этого времени прием в армию начинают рассматривать как проверку юноши на половозрастную состоятельность, то есть момент инициации.
В Вологодской обл. девушки нередко третировали парней, признанных негодными к службе, подговаривая младших спеть во время вечеринки для них частушку:
Ты гори-гори лучина, Вся на уголья исшай [истлей], Да окаянная бракоука, На бисиди не мешай.
В Кологривском р-не Костромской обл. не отслужившие в армии парни («килуны», «браковка») считались опозоренными, с ними не гуляли девушки, и зачастую они так и оставались холостыми.
Служба стала важным предсвадебным возрастным этапом. С начала XX в. она все чаще предшествовала женитьбе, тогда как ранее было принято женить сына до армии, чтобы привязать его к земле, заручиться его возвращением в деревню. Во второй четверти XX в. призванный в армию парень обычно уже имел невесту, которая дожидалась его три года, в течение которых ее положение в молодежной среде было равнозначно «сговоренке» — просватанной. Одним из мотивов девичьих частушек этого времени, распевавшихся на гуляньях, ‘было расставание с женихом и ожидание его возвращения, как наступления срока свадьбы:
Проводила дролю в армию, Кричала: «Воротись». Впереди раздался голос: «Ухажорочка, дождись».
Проводила дролю в армию, Закрыла ворота. Я без милого осталась На три года сирота.
Возвратившийся со службы парень считался повзрослевшим, поэтому реже участвовал в молодежных увеселениях (например, в драках) и готовился к скорой женитьбе.
Литература:
1. Иванов А. Г. Рекрутчина в низовьях Печеры // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. Т. 4. Архангельск, 1911. № 6; 2. Кормина Ж. В. Рекрутская обрядность: ритуал и социально-исторический контекст // Мифология и повседневность. Вып. 2. СПб., 1999; 3. Мельницкий А. Рекрутчина // ЖС. 1894. Вып. 1; 4. Морозов И. А., Смольников С. Н. Некрута // Духовная культура северного Белозерья. М., 1997; 5. Левин П. Рекрутские обычаи и причитания Олонецкой губ. // ОГВ. 1895. 18, 21 окт., 3 нояб.; 6. Черницын С. В. Некоторые обычаи и обряды донских казаков, связанные с проводами на военную службу // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. 1988. № 3; 7. Черных А. В. Поведенческие нормы в рекрутской обрядности (по материалам Пермского Прикамья) // Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре. М., 2001; 8. Ярыгина Е. В. Кологривский рекрутский обряд // Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре. М., 2001; 9. Архив РЭМ, ф. 7, on. 1, д. 130, 206; ф. 10, on. 1, д. 99.
В. Холодная