НАРЯД ЖЕНИХА (СНАРЯДА ЖЕНИХА, ОБРЯДА)
Костюм жениха.
Свадебный костюм мало чем отличался от праздничной одежды парня. Он состоял из рубахи-косоворотки, узких штанов, заправленных в кожаные сапоги. Рубаха выпускалась поверх штанов и подпоясывалась шерстяным пояском или кожаным ремнем. Щеголеватые женихи поверх рубахи надевали короткий жилет или модный городской пиджак — «пинжак», «спинжак». В зависимости от местности головным убором жениха могли быть валенка — шапка полусферической формы из валяной овечьей шерсти или гречневик — высокий цилиндр с маленькими полями. Женихи, следующие моде, отдавали предпочтение картузу, который сдвигали набекрень, так, чтобы был виден чуб — взбитые у виска волосы. Непременной принадлежностью костюма являлся суконный кафтан или шуба.
Строгой цветовой регламентации для одежды жениха не было. Рубаха — ситцевая, сатиновая, шелковая или холщовая — могла быть белой, розовой, голубой, кремовой, кумачовой, а также пестрядинной, то есть в мелкую красную, белую, синюю клеточку. Штаны шились обычно из сукна темного цвета, кафтан мог быть серым, синим или коричневым.
Шляпу жениха во многих деревнях украшали лентами, Пряжками и букетами искусственных цветов. Пояс делали
Широким или узким, но обязательно ярким, с кистями. У каждого жениха должно быть несколько таких костюмов, чтобы появляться перед невестой и ее подругами каждый раз в новом. Это считалось необходимым для того, чтобы продемонстрировать богатый гардероб жениха, уважить невесту и ее родню красивым нарядом, наряду с этим и для того, чтобы запутать нечистую силу, готовую, по поверью, принести вред парню в самый ответственный момент его жизни.
Подвенечный костюм жениха несколько отличался от вышеописанного. Он включал в себя только те предметы что общественное мнение определяло как «прадедовские», Картуз, кожаный ремень, пиджак, галоши и прочие предметы, считавшиеся данью моде или щегольству, в подвенечный костюм обычно не входили. В то же время в подвенечный костюм вводились детали, игравшие роль своеобразных «меток», «знаков» жениха. В одних местностях России таким знаком мог быть платок, в других полотенце, в третьих пояс. Платок, сложенный по диагонали, как шейное украшение жених повязывал спереди на узел или закалывал булавкой. Также платок повязывался жениху через плечо, опоясывался по талии или затыкался за пояс. На большей части территории России предпочтение отдавалось платку красного цвета, хотя могли быть и другие расцветки. Полотенца — длинные, до трех метров, полотнища ткани, орнаментированные на концах, — использовались там, где платки в качестве атрибута жениха не получили распространения. В некоторых северных губерниях Европейской России вместо платка и полотенца использовались ширинки — вышитые квадратные или прямоугольные куски белой ткани, которые прикреплялись к шляпе жениха или спереди на кафтан.
Отдельные предметы подвенечного костюма жениха, по поверью, могли обладать магической силой: соединять жениха с невестой, увеличивать мужскую потенцию, предохранять от порчи и дурного глаза. Такие представления, например, были связаны с поясом и шапкой. Жених не расставался с поясом даже на брачном ложе, считая, что, сняв его, он утратит мужскую силу. Полагали, что пояс, с подвешенными к нему богородичными молитвами и суровой ниткой с узлами, был наделен оплодотворяющими свойствами: «сколько узлов — столько сыновей», Таким поясом сваха связывала руки жениха и невесты, чтобы они «шли по жизни рука об руку». Шапка, которую не снимали даже в помещении, символизировала мужскую власть над женой. После венчания жених надевал ее на голову невесты, показывая тем самым присутствующим, что она находится под его покровительством. Пояс и шапка рассматривались также как своеобразная стена, о которую разбивалась вредоносная сила, стремившаяся принестиже — ниху вред.
Подвенечную рубаху, штаны, пояс, а иногда и кафтан жениху дарила обычно невеста. Одним из ритуальных действий девичника было изготовление их невестой с подругами, что и называлось «кроить рубашку», «рубашку мерить жениху». После сговора девушки отправлялись в дом жениха «за меркой». Мать жениха выдавала им рубаху и штаны сына в качестве образца для шитья и угощала их обедом или чаем с пирогами. После этого, завернув одежду в платок, они с песнями и плясками несли ее в дом невесты, где и усаживались за шитье. В старинной архангельской свадебной песне об этом рассказывается так:
Я брала свои золотые ключи, Отмыкала окованы сундуки, Вынимала черно плисово сукно, Я кроила жениху кафтан, Чтоб ему не долог был, Чтоб ему не короток был, По подолу был раструбистый, По середке пережимистый, По подпазушкам перехватистый, Чтобы он легко на коничке скакал, Хорошенечко разъезживал.
Готовую одежду девушки от имени невесты или сама невеста торжественно вручали жениху. Обряд изготовления и передачи одежды для жениха являлся одним из многих обрядов соединительного характера, проводившихся в течение свадебного ритуала.
Обряд одевания жениха к венцу был особым ритуалом, который проводился более или менее одинаково по всей России. Действие начиналось с чтения дружкой молитвы или заговора. Затем дружка ставил жениха под матицу, взмахивал крест-накрест кнутом, приговаривая: «Боже, кладу твой крест животворящий на прогнание всех врагов и супостатов нечестивых, неправедных, колдунов и волшебников: от колдуний и ведуний, от всех злых и лихих людей» (5, с. 113). Далее крестная мать умывала жениха водой, в которой лежала серебряная монета и хмель, и приступала к одеванию. Она подавала ему сначала рубаху, а за нею поочередно остальные предметы одежды. При этом каждый раз встряхивала одежду, стараясь «вытряхнуть» из нее возможную порчу, обводила ею трижды вокруг головы жениха, шепча молитву. После этого жениха сажали на квашню для расчесывания волос. Крестная мать подавала отцу жениха на подносе гребень и масло. Он смазывал волосы и расчесывал их гребнем. Девушки при этом пели:
Родимый батюшко, очеши головушку, гладко гладенько.
У меня, у молодца, ручки не вздымаются, сердце
Ужаснулося.
Потом дружка предлагал всем присутствовавшим причесать жениха. В этот обряд в древности вкладывался тот же
Смысл, что и в обряд прощания девушки с косой. Он символизировал переход юноши в разряд женатых мужчин.
В венчальной одежде жених сидел и на брачном пиру, в ней же его отводили на брачную постель. После брачной ночи он появлялся перед родственниками в другом, более красивом и ярком наряде.
Литература:
1. Ефименко П. С. Материалы по этнографии русского населе ния Архангельской губернии. М, 1878. Ч. 1. Описание внутреннего и внешнего быта; 1877. Ч. 2. Народная словесность; 2. Звонков А. П. Современный брак и свадьба среди крестьян Тамбовской губернии Елатомского уезда // Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России. М., 1889. Вып. 1; 3. Мансуров А. А Описание рукописей этнологического архива ОИРК. Рязань, 1928 Вып. 1; 1930. Вып. 3; 4. Поспелов М. М. Свадебные обычаи Ветлуж — ского края. // Нижегородский сборник. Н. Новгород, 1877. Т. 6′ 5. Смиречанский В. Д. Этнографический очерк из быта крестьян Псковского уезда // Псковский статистический сборник 1871 года. Псков, 1871; 6. Шейп П. В. Великорус в своих песнях, обрядах, верованиях, сказках, легендах и т. п. СПб., 1900. Т. 1. Вып. 2; 7. Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. СПб., 1902. Т. 3.
И. Шангина