МУЖСКОЙ УГОЛ
Обычно угол у дверей дома, подпорожье. Здесь располагалась широкая, врубленная в стену лавка — конник. Свое название лавка получила, по-видимому, благодаря вырезанной из дерева конской голове, украшавшей ее боковую сторону. Это место, где работал мужчина: плел лапти, корзины, ремонтировал упряжь и т. д. Сесть на конник женщине считалось неприличным. Кроме того, в интерьере русской избы мужской была так называемая долгая лавка, которая располагалась от дверей по боковой стене до красного угла.
Преимущественно мужским считался красный (передний, святой, верхний) угол — самое почетное место в избе, где помещались иконы. Место под образами занимал обычно глава семейства, хозяин. В свадебном обряде Жених сидел в углу ближе к иконам, а невеста — ближе к дверям. О мужской семантике красного угла говорит и примета: если трещит большой угол, то это предвещает смерть хозяина.
Противопоставление мужского иженского выполняет универсализующую роль классификации объектов, действий и явлений окружающего мира. Благодаря приписыванию половой символики природным или культурным явлениям человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире. Половая поляризация способствовала упорядочиванию бытия человека.
Мужской угол |
МУЖСКОЙ УГОЛ
В целом же мужское пространство избы оказалось не столь четко обозначенным, как женское. Это явление отражает общекультурную закономерность описания женского мира сквозь призму мужского восприятия, в результате чего мужское, как «свое», «близкое» и «понятное», оказалось не разработанным в культуре.
Литература:
1. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983; 2. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988
А- Баранов
Н