Главная > Мужики и бабы в русской культуре > МОРГОСЬЕ (МОРГОСКИ, МОРГОСТЬЕ)

МОРГОСЬЕ (МОРГОСКИ, МОРГОСТЬЕ)

Празднование замужних женщин, включающее приготовление ритуальной пищи складчину, совместную трапезу и развлечения.

Празднования подобного рода под разными названия­ми — «братчина», «ссыпки» — были известны в России по­всеместно. Они приурочивались к весенне-летнему периоду начиная с недели Жен-мироносиц (третьей после Пасхи) и до Троицы. Но чаще М. устраивалось в воскресенье на неделе Жен-мироносиц, которая в южной России называ­лась «моргоскиной неделей». В этот день в церкви отмеча­лась память женщин, которые, согласно Евангелию, пришли к гробу Господню с благовонными маслами, чтобы по древ­нему обычаю умастить ими тело Христа. По преданию, Жены-мироносицы стали первыми свидетельницами воскре­сения Иисуса Христа.

В народе этот день был известен как «бабий праздник». Действительно, после праздничной службы и обязательного христосования со священником яичком, окрашенным в красный цвет, женщины все вместе или группами отправ­лялись в лес, луга, к реке или озеру, а иногда в чью-либо избу для проведения совместной трапезы. Мужчины, ста­рики, молодежь, дети на празднование не допускались; лишь молодухам, и только по приглашению, позволялось присутствовать на М. В некоторых местностях, например в Суджанском у. Курской губ., исключение делалось и для Девушек, но подготовка к трапезе совершалась только жен­щинами.

Каждая из женщин приносила с собой на пиршество съестные припасы. Складчина, то есть собирание вместе всех принесенных продуктов, — одна из важных особенно­стей М.

Блюда обычно готовились из растительных и молочных продуктов: каша, пироги, сыр, творог, сметана. В некото­рых местностях накануне праздника одна из женщин соби­рала по домам яйца, из которых готовили яичницу. В Кур­ской губ. женщины кроме яиц обязательно приносили кур и готовили из них кушанье, в некоторых местах непременно пекли ржаные лепешки, жарили яичницу и сало. Из напит­ков на М. использовали пивное сусло, квас, бражку, водку.

Перед началом трапезы, если она устраивалась в избе, на божницу ставили миску с кашей как подношение Божьей Матери, Женам-мироносицам или святому, на день памяти которого приходил ось празднование. Затем женщины пили и ели сами, обсуждая различные бытовые дела и веселясь.

В Курской губ., где М. праздновалось в лесу, во время приготовления яичницы девушки с веселыми криками раз­вешивали яичную скорлупу на ветвях деревьев как можно выше, чтобы такой же высокой уродилась конопля.

Значительное место на М. уделялось также пению и пляскам, в том числе и с хождением по улице, так что гу­лянье иногда затягивалось до поздней ночи. В Курской губ., когда на улице становилось темно, было принято также прыгать через огонь. Такое препровождение времени, по всей видимости, и дало название такого рода собраниям, так как в народных говорах слово «моргосить» означало «кокет­ничать», «умильничать», а также «приплясывать», «ходить приплясывающей походкой».

Литература:

1. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы об­щения русских крестьян XIX в. М., 1986; 2. Зеленин Д. К. Избран­ные труды. Статьи по духовной культуре. 1901—1913. М., 1994; 3. Невский А. А. Будни и праздники старой России. Старобытовой календарь. Л., 1990; 4. Элиасов Л. Е. Словарь русских говоров За­байкалья. М„ 1980.

Е. Мадлевская

Комментарии закрыты.