МОРГОСЬЕ (МОРГОСКИ, МОРГОСТЬЕ)
Празднование замужних женщин, включающее приготовление ритуальной пищи складчину, совместную трапезу и развлечения.
Празднования подобного рода под разными названиями — «братчина», «ссыпки» — были известны в России повсеместно. Они приурочивались к весенне-летнему периоду начиная с недели Жен-мироносиц (третьей после Пасхи) и до Троицы. Но чаще М. устраивалось в воскресенье на неделе Жен-мироносиц, которая в южной России называлась «моргоскиной неделей». В этот день в церкви отмечалась память женщин, которые, согласно Евангелию, пришли к гробу Господню с благовонными маслами, чтобы по древнему обычаю умастить ими тело Христа. По преданию, Жены-мироносицы стали первыми свидетельницами воскресения Иисуса Христа.
В народе этот день был известен как «бабий праздник». Действительно, после праздничной службы и обязательного христосования со священником яичком, окрашенным в красный цвет, женщины все вместе или группами отправлялись в лес, луга, к реке или озеру, а иногда в чью-либо избу для проведения совместной трапезы. Мужчины, старики, молодежь, дети на празднование не допускались; лишь молодухам, и только по приглашению, позволялось присутствовать на М. В некоторых местностях, например в Суджанском у. Курской губ., исключение делалось и для Девушек, но подготовка к трапезе совершалась только женщинами.
Каждая из женщин приносила с собой на пиршество съестные припасы. Складчина, то есть собирание вместе всех принесенных продуктов, — одна из важных особенностей М.
Блюда обычно готовились из растительных и молочных продуктов: каша, пироги, сыр, творог, сметана. В некоторых местностях накануне праздника одна из женщин собирала по домам яйца, из которых готовили яичницу. В Курской губ. женщины кроме яиц обязательно приносили кур и готовили из них кушанье, в некоторых местах непременно пекли ржаные лепешки, жарили яичницу и сало. Из напитков на М. использовали пивное сусло, квас, бражку, водку.
Перед началом трапезы, если она устраивалась в избе, на божницу ставили миску с кашей как подношение Божьей Матери, Женам-мироносицам или святому, на день памяти которого приходил ось празднование. Затем женщины пили и ели сами, обсуждая различные бытовые дела и веселясь.
В Курской губ., где М. праздновалось в лесу, во время приготовления яичницы девушки с веселыми криками развешивали яичную скорлупу на ветвях деревьев как можно выше, чтобы такой же высокой уродилась конопля.
Значительное место на М. уделялось также пению и пляскам, в том числе и с хождением по улице, так что гулянье иногда затягивалось до поздней ночи. В Курской губ., когда на улице становилось темно, было принято также прыгать через огонь. Такое препровождение времени, по всей видимости, и дало название такого рода собраниям, так как в народных говорах слово «моргосить» означало «кокетничать», «умильничать», а также «приплясывать», «ходить приплясывающей походкой».
Литература:
1. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986; 2. Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901—1913. М., 1994; 3. Невский А. А. Будни и праздники старой России. Старобытовой календарь. Л., 1990; 4. Элиасов Л. Е. Словарь русских говоров Забайкалья. М„ 1980.
Е. Мадлевская