МОЛОДУХА (БАБИЦА, ВБЮНИЦА, МОЛОДКА, МОЛОДУШКА, НОВОБРАЧНАЯ, РЖАНИЦА, РОБИТКА)
Женщина в первый год брака.
Название «М.» женщина получала в ходе свадебного ритуала на следующий день после брачной ночи и сохраняла его вплоть до рождения первого ребенка. Включение М. в семью мужа, в новый для нее деревенский коллектив, а также в социовозрастную группу замужних женщин происходило в результате обрядов, которые были чрезвычайно разнообразны и носили как семейно-родственный, так и общинный характер.
Первым обрядовым действием этого ряда было оповещение всех родственников о «рождении молодухи», то есть
Потере ею девственности. В разных местностях России об этой новости сообщали различными способами. В Вологодской губ., например, об этом сообщала свекровь за чаем, который устраивался после утренней бани новобрачных. Она говорила отцу М.: «Спасибо, сватушко, за твою дочку, что цестная!» (4, с. 561). В Архангельской губ. брачную рубаху М. торжественно проносили по всей деревне, как доказательство «честного» превращения девушки в женщину. В Новгородской губ. родственников оповещали о происшедшем событии, вынося гостям бутылку с красным вином, повязанную красной лентой. В деревнях Среднего Поволжья молодой во время обряда «баня новобрачных», выйдя из бани, говорил родственникам: «Слава Богу, ночевали честно!» После этих слов вся родня отправлялась в баню, где М., одетая только в брачную рубаху, должна была поклониться и повернуться к пришедшим спиной, демонстрируя «свою честность», отпечатавшуюся на рубахе. Дружка при этом говорил: «Как в добрых людях, так и у нас!» (3, с. 92).
Обряды приобщения М. к новой семье, проводившиеся на следующий день после брачной ночи, были столь же разнообразны. Во всех деревнях северной и центральной части Европейской России М. начинала вхождение в семью мужа в момент обряда посещения бани (см. Баня новобрачных). Одним из широко распространенных обрядовых действий приобщения М. к родовым культам мужа было посещение ею колодца или источника воды. В большинстве деревень ее обычно сопровождал кто-нибудь из родственников мужа, чаще золовка. Придя к колодцу, М. бросала в воду деньги, кольца, горбушку хлеба, которую держала за пазухой во время венчания. Это делалось, по словам крестьян, для того, чтобы «вода ее признала», «вода ее полюбила». Вернувшись домой, М. угощала водой свекровь: «Пей, мамынька, воду слаще меду!» (4, с. 562). Фактически во всех деревнях М. на второй день свадьбы должна была преподнести каждому родственнику мужа подарок, угостить водкой и поклониться в ноги, прося полюбить ее и принять в семью. В Вологодской губернии М. вставала рядом с рукомойником и подавала полотенце каждому умывающемуся: сначала мужу, затем свекру, свекрови и по очереди всем пришедшим в дом родственникам, тем самым как бы включая себя в их родственный круг. В деревнях Среднего Поволжья актом признания новой родни было угощение М. всех родственников творожным сыром или пряниками во время пира второго дня.
Принятию М. в семью предшествовали испытания, во время которых она должна была показать свои хозяйственные способности, сообразительность, а также такие свойства характера, как терпение и кротость. Самым распространенным из них была проверка умения М. мести пол. Дружка подавал ей веник, обвязанный полотенцем, а присутствовавшие родственники бросали ей под ноги «сено-солому», разный мусор и деньги. От М. требовалось терпеливо подметать, не сердясь на веселящихся гостей, а собранные деньги по разрешению свекра взять себе. Во многих русских деревнях невестка должна была продемонстрировать свое умение печь блины, шаньги, оладушки. В Вологодской губ. она просила на это разрешение у свекрови. «Матушка! — говорила она. — Пусти меня к печке погриться!» — а та ей отвечала: «Погрийся, дитятко!» (4, с. 562). Нередко невестке полагалось в присутствии всей родни напрясть шерсти и накормить корову. М., выполняя эти задания, демонстрировала, что в дом пришла «пряха, ткаха»:
По воду хожайка, щей варея, Щей варея, хлеба печея. Испечет — не сожгет, Сварит — не прольет, На стол принесет — Поклонится, Поклонится — Не отворотится.
Включение М. в социовозрастную группу замужних женщин проводилось также через обряды. Весной женщины деревни приглашали ее на свой праздник, носивший название «моргостъе», «ссыпчина», «братчина». Там они угощали ее пирогами, куриным мясом, яйцами, сладким пивом и давали различного рода полезные наставления: как строить свои отношения со свекровью, как сделать, чтобы муж всегда любил и жалел, как зачать мальчика и т. п. Иногда М. устраивала праздник у себя дома, приглашая всех женщин деревни. В Пермской губ. гости валили М. на лавку и, задрав ей подол рубахи и сарафана, хлестали веником, чтобы она была плодовитой в браке.
В русских деревнях имели широкое распространение также смотры молодух. Они происходили в весенне-летний период и принимали разные формы. Наиболее часто встречались величания М. в хороводе. Девушки приглашали ее в центр хоровода, а она благодарила их: «Низко кланяюсь красным девушкам, молодым молодушкам, парням холостеньким, дедушкам, дядюшкам, бабушкам и тетушкам! Сватам и свахам, всем одним махом! Прошу принять меня к себе, а не отогнать от себя» — и делала три низких поклона на четыре стороны. После третьего поклона девушки начинали величальную песню, в которой обращались к М. по имени и отчеству. Она вторично благодарила их: «Благодарю покорно, красные девушки, молодые молодушки. Усех вас поравнено, усех вас за едино. За ваше угощенье сорок одно почтение! Маленький поклончик примите, а большой поболе подожите». При этом зрители делали разные замечания: «Матушка, покорись да пониже поклонись!» (2, с. 167).
Литература:
1. Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991; 2. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986; 3. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М., 2001; 4. Макашина Т. С. Свадебный обряд // Русский Север М., 2001.
И. Шангина