МОЛОДОЖЕНЫ (ДРУГА, ЖЕНАМИ, МОЛОДЦЕ, НОВОБРАЧНЫЕ, НОВОЖЕНЫ, ПЕРВОЖЕНЫ, ПОДДРУЖЬЕ)
Молодые супруги — муж и жена — в первый год их брака.
Статус М. они сохраняли до рождения ребенка, появление которого на свет ожидалось уже к концу первого годя их брачной жизни. В этот период времени новобрачного называли «молодой», «молодик», а новобрачную — «молодица», «молодка», «молодуха», «молодушка», «вьюница» «ржаница».
М. в традиционном русском обществе пользовались некоторыми привилегиями. Их старались по возможности освободить от тяжелой работы, дать им время, как тогда говорили, «пожить, медку попить». Первые месяцы после свадьбы Они ездили по родственникам, где их встречали как желанных гостей. Молодой и молодуха не порывали связей с молодежью: ходили на гулянья, посиделки, участвовали во всех развлечениях. При этом они пользовались особым почетом и уважением со стороны холостой молодежи: им уступали лучшие места, звали в игры и хороводы. Молодуха приглашала к себе подруг, рассказывала им о своей брачной жизни. Девушки обязательно навещали ее в один из дней Масленицы, а также на Фоминой неделе.
Молодые всегда находились в центре внимания деревенского сообщества. Отношение к ним со стороны людей было очень уважительным, с долей почтения. Все называли их по имени и отчеству, старались говорить приятные слова, желать потомства: «Вам, Иван Иванович, богатеть, а вам, Марья Ивановна, спереди горбатеть», любовались ими — продолжателями «крестьянского рода-племени». М. должны были вести себя соответственно своему высокому статусу: одеваться нарядно даже в будние дни, вежливо со всеми раскланиваться, благодарить за поздравления, показывать себя с лучшей стороны.
Вступление М. в сообщество взрослых людей отмечалось специальными обрядами общественного признания их нового качества: женатого мужчины и замужней женщины. Обряды, носившие название «смотры молодых», а также «смотрины новоженов», «испытание молодых», «прокатывание молодоженов», «целовальник», «солить рыжики», включали в себя различные магические действия, направленные на стимулирование М. выполнить главную жизненную задачу — рождение ребенка. Они проводились главным образом на Масленице и в Пасху, а также в двунадесятый праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм (21 ноября/4 декабря).
Смотры проводились как в деревне, где до брака жила молодая, так и там, где жили М. По распространенному у русских людей обычаю они должны были во время Масленицы находиться в деревне молодухи, куда приезжали «на блины». Поездка их к матери молодухи обставлялась торжественно и носила явные черты ритуального действия
Родители мужа провожали М. до богато украшенных саней, помогали удобно разместиться, закрывали ноги меховой полостью, благословляли крестом отъезд. Родители молодухи также встречали их у ворот дома, приглашали в дом, сажали на почетное место. Теща подавала стопку блинов зятю, который, по обычаю, съев первый блин, должен был поблагодарить ее за хорошее воспитание дочки. Молодые гостили три дня, навещали родственников, катались по окрестным деревням на санях.
По деревенскому обычаю М. обязательно участвовали во всех катаниях на лошадях, которые проводились на масленой неделе и назывались «съездки». Нарядные М. катались по улице три — четыре часа с короткими перерывами для «гостевания» у родственников. Выезд празднично одетых М. всегда обращал на себя внимание гуляющих, им кричали приветственные слова: «Ой-лё-лё молодая, хороша молодая, красива молодая», останавливали лошадей с требованием «поздороваться», «посолить рыжиков», то есть прилюдно поцеловаться. М. должны были безропотно выполнять все просьбы.
Чествование М. на Масленице могло происходить и в других формах. Так, на Русском Севере был распространен обычай «прокатывания молодоженов», собиравший много зрителей. В один из дней Масленицы в большое село из всех окрестных деревень прибывали нарядно одетые М. Парни и молодые мужики, расположившиеся на катальной горке, приглашали к себе всех новобрачных мужчин, а затем поочередно выкрикивали на горку их жен. Молодуха, услышав приглашение, вставала из саней, кланялась в пояс на все четыре стороны, поднималась на горку, кланялась мужу и еще раз низким поклоном всем собравшимся. Затем садилась в салазки на колени к мужу и целовала его. Стоявшие на горке удерживали сани, требуя, чтобы молодые целовались возможно дольше: «Еще раз, еще раз подмажь, ходче пойдет». Скатившись с горы под крики: «Давай, давай», молодые снова целовались.
В южно-русских губерниях молодых «обкатывали» иначе. Так, в Калужской губ. М. съезжали с горы в больших санях, вместе с парнями и девушками. В Орловской губ. парни и девушки приходили в дом М., где их угощали, а затем они усаживали молодого на салазки, молодую к нему на колени и возили по всей деревне, хваля их за красоту, добросердечие и гостеприимство. Покатав одну пару М., отправлялись за другой, третьей и т. д.
В центральных губерниях Европейской России и на Волге существовал масленичный обычай «выставлять» М. парами в местах массовых гуляний, для того чтобы все желающие могли ими полюбоваться.
Одним из вариантов чествования М. был так называемый целовник, широко известный по всей России, в том числе и у русского населения Сибири. Он проводился в последний
День Масленицы или в первое воскресенье после Пасхи и представлял собой обход мужиками домов М. Они входили в дом, где на пороге их уже встречала молодушка с чаркой бражки или пива. Пришедшие брали чарку, выпивали и трижды целовались с молодой женщиной, благодаря ее за привет и ласку.
С этим обрядом соотносился и обряд «вьюнин», распространенный в деревнях верхней и средней Волги. В Фомино воскресенье (первое после Пасхи) мужчины и женщины собравшись в небольшие группы, отправлялись «окликать» М. (см. Вьюнишник).
Многие обрядовые действия проводились для того, чтобы стимулировать рождение у новобрачных детей. Так, в деревнях средней Волги молодого вываливали в снегу, чтобы «дети рождались белыми». Там же был распространен обычай «давить молодых». В последний день Масленицы парни и девушки ловили М. и тащили в несмятый сугроб. В снег первой толкали молодуху, а на нее — мужа. Затем молодежь наваливалась на них «всей честной компанией» и требовала от молодухи назвать имя мужа. После этого М. помогали выбраться из сугроба и заставляли целоваться, обещая им за это много детей.
Литература:
1. Аргудяева Ю. В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. М., 2000; 2. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Л., 1988; 3. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М„ 1986; 4. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М„ 2001;
5. Максимов В. С. Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1996;
6. Смирнов А. Народные способы заключения брака // Юридический вестник. 1878. № 5; 7. Соколова В. В. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979; 8. Тулъ — цева Л. А. Окликание молодых. Вьюнишники // Русский народный свадебный обряд; Исследования и материалы. Л., 1978.
И. Шангина