Главная > Мужики и бабы в русской культуре > МОЛОДОЖЕНЫ (ДРУГА, ЖЕНАМИ, МОЛОДЦЕ, НОВОБРАЧНЫЕ, НОВОЖЕНЫ, ПЕРВОЖЕНЫ, ПОДДРУЖЬЕ)

МОЛОДОЖЕНЫ (ДРУГА, ЖЕНАМИ, МОЛОДЦЕ, НОВОБРАЧНЫЕ, НОВОЖЕНЫ, ПЕРВОЖЕНЫ, ПОДДРУЖЬЕ)

Молодые су­пруги — муж и жена — в первый год их брака.

Статус М. они сохраняли до рождения ребенка, появле­ние которого на свет ожидалось уже к концу первого годя их брачной жизни. В этот период времени новобрачного называли «молодой», «молодик», а новобрачную — «моло­дица», «молодка», «молодуха», «молодушка», «вьюница» «ржаница».

М. в традиционном русском обществе пользовались неко­торыми привилегиями. Их старались по возможности осво­бодить от тяжелой работы, дать им время, как тогда говори­ли, «пожить, медку попить». Первые месяцы после свадьбы Они ездили по родственникам, где их встречали как желан­ных гостей. Молодой и молодуха не порывали связей с мо­лодежью: ходили на гулянья, посиделки, участвовали во всех развлечениях. При этом они пользовались особым почетом и уважением со стороны холостой молодежи: им уступали лучшие места, звали в игры и хороводы. Молодуха пригла­шала к себе подруг, рассказывала им о своей брачной жиз­ни. Девушки обязательно навещали ее в один из дней Мас­леницы, а также на Фоминой неделе.

Молодые всегда находились в центре внимания деревен­ского сообщества. Отношение к ним со стороны людей было очень уважительным, с долей почтения. Все называли их по имени и отчеству, старались говорить приятные слова, желать потомства: «Вам, Иван Иванович, богатеть, а вам, Марья Ивановна, спереди горбатеть», любовались ими — продолжателями «крестьянского рода-племени». М. должны были вести себя соответственно своему высокому статусу: одеваться нарядно даже в будние дни, вежливо со всеми раскланиваться, благодарить за поздравления, показывать себя с лучшей стороны.

Вступление М. в сообщество взрослых людей отмеча­лось специальными обрядами общественного признания их нового качества: женатого мужчины и замужней женщины. Обряды, носившие название «смотры молодых», а также «смотрины новоженов», «испытание молодых», «прокаты­вание молодоженов», «целовальник», «солить рыжики», включали в себя различные магические действия, направ­ленные на стимулирование М. выполнить главную жизнен­ную задачу — рождение ребенка. Они проводились главным образом на Масленице и в Пасху, а также в двунадесятый праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм (21 нояб­ря/4 декабря).

Смотры проводились как в деревне, где до брака жила молодая, так и там, где жили М. По распространенному у русских людей обычаю они должны были во время Мас­леницы находиться в деревне молодухи, куда приезжали «на блины». Поездка их к матери молодухи обставлялась торжественно и носила явные черты ритуального действия

Родители мужа провожали М. до богато украшенных саней, помогали удобно разместиться, закрывали ноги меховой по­лостью, благословляли крестом отъезд. Родители молодухи также встречали их у ворот дома, приглашали в дом, сажали на почетное место. Теща подавала стопку блинов зятю, ко­торый, по обычаю, съев первый блин, должен был поблаго­дарить ее за хорошее воспитание дочки. Молодые гостили три дня, навещали родственников, катались по окрестным деревням на санях.

По деревенскому обычаю М. обязательно участвовали во всех катаниях на лошадях, которые проводились на масле­ной неделе и назывались «съездки». Нарядные М. катались по улице три — четыре часа с короткими перерывами для «гостевания» у родственников. Выезд празднично одетых М. всегда обращал на себя внимание гуляющих, им кричали приветственные слова: «Ой-лё-лё молодая, хороша моло­дая, красива молодая», останавливали лошадей с требова­нием «поздороваться», «посолить рыжиков», то есть прилюд­но поцеловаться. М. должны были безропотно выполнять все просьбы.

Чествование М. на Масленице могло происходить и в других формах. Так, на Русском Севере был распространен обычай «прокатывания молодоженов», собиравший много зрителей. В один из дней Масленицы в большое село из всех окрестных деревень прибывали нарядно одетые М. Парни и молодые мужики, расположившиеся на катальной горке, приглашали к себе всех новобрачных мужчин, а за­тем поочередно выкрикивали на горку их жен. Молодуха, услышав приглашение, вставала из саней, кланялась в пояс на все четыре стороны, поднималась на горку, кланялась мужу и еще раз низким поклоном всем собравшимся. Затем садилась в салазки на колени к мужу и целовала его. Стояв­шие на горке удерживали сани, требуя, чтобы молодые целовались возможно дольше: «Еще раз, еще раз подмажь, ходче пойдет». Скатившись с горы под крики: «Давай, да­вай», молодые снова целовались.

В южно-русских губерниях молодых «обкатывали» иначе. Так, в Калужской губ. М. съезжали с горы в больших санях, вместе с парнями и девушками. В Орловской губ. парни и девушки приходили в дом М., где их угощали, а затем они усаживали молодого на салазки, молодую к нему на колени и возили по всей деревне, хваля их за красоту, добросерде­чие и гостеприимство. Покатав одну пару М., отправлялись за другой, третьей и т. д.

В центральных губерниях Европейской России и на Волге существовал масленичный обычай «выставлять» М. парами в местах массовых гуляний, для того чтобы все желающие могли ими полюбоваться.

Одним из вариантов чествования М. был так называемый целовник, широко известный по всей России, в том числе и у русского населения Сибири. Он проводился в последний

День Масленицы или в первое воскресенье после Пасхи и представлял собой обход мужиками домов М. Они входили в дом, где на пороге их уже встречала молодушка с чар­кой бражки или пива. Пришедшие брали чарку, выпивали и трижды целовались с молодой женщиной, благодаря ее за привет и ласку.

С этим обрядом соотносился и обряд «вьюнин», распро­страненный в деревнях верхней и средней Волги. В Фомино воскресенье (первое после Пасхи) мужчины и женщины со­бравшись в небольшие группы, отправлялись «окликать» М. (см. Вьюнишник).

Многие обрядовые действия проводились для того, чтобы стимулировать рождение у новобрачных детей. Так, в дерев­нях средней Волги молодого вываливали в снегу, чтобы «дети рождались белыми». Там же был распространен обы­чай «давить молодых». В последний день Масленицы парни и девушки ловили М. и тащили в несмятый сугроб. В снег первой толкали молодуху, а на нее — мужа. Затем моло­дежь наваливалась на них «всей честной компанией» и тре­бовала от молодухи назвать имя мужа. После этого М. помо­гали выбраться из сугроба и заставляли целоваться, обещая им за это много детей.

Литература:

1. Аргудяева Ю. В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. М., 2000; 2. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Л., 1988; 3. Громыко М. М. Тради­ционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М„ 1986; 4. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М„ 2001;

5. Максимов В. С. Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1996;

6. Смирнов А. Народные способы заключения брака // Юридиче­ский вестник. 1878. № 5; 7. Соколова В. В. Весенне-летние кален­дарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979; 8. Тулъ — цева Л. А. Окликание молодых. Вьюнишники // Русский народный свадебный обряд; Исследования и материалы. Л., 1978.

И. Шангина

Комментировать