МЕСЯЧНЫЕ (НАРУБАШНО, ПЛАТНОЕ, НОСИТЬ НА СЕБЕ, ЖЕНСКОЕ, МЕСЯЧНО, ВРЕМЕННОЕ, ПОРА, КРАСКИ, КРОВИ)
Регулы у женщин, достигших половой зрелости. Женщину в период месячных очищений считали опасной и способной нанести вред окружающим, поэтому существовало множество запретов и ограничений, регулирующих ее поведение в этот период.
Появление у девушки первых менструаций знаменовало не только достижение половой зрелости, но и предполагало будущее изменение социального статуса — вступление в Брак. Обряды, посвященные этому событию, встречались крайне редко. В Орловской губ. во время достижения девушкой половой зрелости все женщины собирались в одном из домов, устраивали пиршество, а потом плясали на расстеленной на полу рубашке девушки. В Рязанской губ. девушка после наступления у нее регул получала право на ношение девичьей одежды (нижней юбки и поневы). И с этого времени могла участвовать в молодежных посиделках — «невеститься».
По поверью, при появлении регул у девушки кто-нибудь из старших женщин в семье ударял ее по лицу, чтобы в лице у нее всегда были «краски». Наступление М. обычно старались скрыть, чтобы, как считалось, облегчить этот период. Кроме того, предпринимались различные действия: например, воду, в которой стирали рубашку, следовало вылить на три нижние венца избы, бани или дворовой постройки, чтобы последующие менструации не были болезненными и продолжались не более трех дней. Выстиранное белье после первых регул требовалось повесить как можно выше, чтобы, по народной примете, «маленькой не остаться». В Гжатском у. Смоленской губ. на девушку надевали рубашку ее матери, в которой она «носила первые кровя», это должно было не только обеспечить нормальные регулы, но и передать дочери генеративные способности матери: «чтобы у дочери дети были, как у матери». По первым М. составляли некоторые прогнозы относительно сексуальной жизни девушки: их ранее наступление свидетельствовало о том, что она рано выйдет замуж, а если «до 16 лет не откроются», то она останется старой девой.
Матери или старшие родственницы учили девушку всяким способам сохранения регул, и, соответственно, генеративных способностей. Так, в Архангельской обл. существовали такие запреты: белье, в котором девушка находилась во время М., нельзя жечь — «потеряешь нарубашно», его нельзя зарывать в землю, которая может лишить способности к деторождению. Нельзя ходить в баню женщинам, у которых М., поскольку они «перемешаются» и у младшей будут различные дисфункции, и т. д.
В период месячных очищений женщина считалась «нечистой», ее изолировали и избегали. Из древнерусской литературы известно о запрете вступать с женщиной в половую
Связь во время менструаций. Нарушение этого запрета каралось длительным постом. Во Владимирской губ. существовало поверье, что если мужчина после совокупления не помоется и на нем останется женская кровь, то его может убить молнией. К тому же если совокупление происходило в среду, пятницу, праздник или в период месячных очищений, дети «родятся черными». Кроме того, женщине в таком состоянии запрещалось посещать церковь, целовать крег и Евангелие, иконы и т. д. Нарушение этих запретов влекло за собой в виде наказания значительное число земных поклонов: от ста до шестисот в течение месяца, а за принятие святого причастия — пост от года до трех лет. Исключение делалось только для умирающих женщин. Обычно старались устроить так, чтобы день свадьбы не совпадал с М. у невесты. Свадьбу переносили, или предпринимали некоторые охранительные действия. В Псковской губ. священник иносказательно спрашивал у невесты: «ель или береза?», в другом варианте: «сосна или ель?». Ответ «ель» означал, что у девушки менструация, и священник перед началом церемонии читал очистительную молитву, невесту не причащали и не подносили крест к ее губам. Считалось, что если Венчаться в период регул, то «завенчают кровя, то есть всегда будут идти». От таких последствий также могла помочь молитва священника.
Во время менструации женщина не должны была присутствовать на крестинах или быть восприемницей младенца. В том, что ребенок сопливый или у него кожные заболевания, что у девочки наступили болезненные регулы, винили крестную мать — «с месячными была».
Женщина в такой период становилась уязвимой и сама подвергалась различным опасностям. Так, для них существовали запреты присутствовать на похоронах, прощаться с покойником, кидать землю в могилу, потому что регулы у нее могли затянуться на всю жизнь или она могла лишиться генеративных способностей. Нельзя было ходить в лес, потому что ее мог задрать медведь, который в народных представлениях символизирует мужскую силу.
Женщину в период регул народное сознание наделяло способностью приносить вред: поэтому она не могла выполнять многие работы, в частности полевые, сажать что-либо, нельзя было прикасаться к хлебу (а также муке, тесту, зерну), иначе они испортятся, участвовать в промысловых работах или помогать в их подготовке, выгонять первый раз скот на пастбище и т. д.
Повивальной бабкой могла быть женщина пожилого возраста, «не имеющая на себе».
М. связывались с жизненной силой (см. Колдун, Кровь). Во Владимирской губ. один из способов порчи: колдун «отнимает силу, изводит женщин кровями».
В заговорах и лечебных обрядах отражается народная концепция зачатия ребенка от менструальной крови матери.
Например, в обряде лечения родимца (см. Знахарка) в Архангельской обл. использовалась рубашка матери с менструальной кровью: «Через рубашку матери на себе продернуть, через ворот, три раза: „Раб Божий (имя, отчество) от крови зародился, кровью помогаю, боль снимаю, в сторону кидаю, здоровья даю"». Идея зачатия плода из менструальной крови матери лежит в основе представления о том, что беременность «прилипает» (наступает) именно во время регул. «Испытанное» средство против беременности — сжечь рубаху с пятнами от месячных очищений и выпить. Для того чтобы не иметь детей, стирали рубаху, которую носили во время менструации, а затем ставили слитую воду в темное помещение, и, наоборот, чтобы беременность наступила, эту бутыль пускали по воде. В Смоленской губ. такую рубаху женщина кидала на раскаленную печь в бане и лила на нее воду с приговором: «Как ета кровь на печке пекется, так чтобы и дети пеклись в моей утробе». По народным поверьям, в менструальной крови женщины «сконцентрированы» все ее будущие дети. Чтобы сделать женщину бесплодной, в Калужской губ. колдун крал ее рубаху, смывал с нее кровь, которую затем с заклятиями лил на каменку в бане. Во время проведения этого обряда дети, которые должны были родиться у этой женщины, кричали страшными голосами.
Менструальная кровь использовалась как приворотное средство (см. Приворот). Чтобы приворожить мужчину, следовало накапать несколько капель крови ему в пищу или в питье. Средство это опасное, поскольку его «передозировка» могла послужить причиной уродства или даже смерти субъекта магического воздействия. Также кровь от месячных очищений применяли, чтобы избавиться от человека, считалось, что особенно опасна она для маленьких детей. Если им помазать голову месячной кровью, они умирали, причем никакие средства не могли их спасти.
Различные дисфункции во время регул лечили магическими средствами. Так, в Череповецком у. Новгородской губ. существовал способ лечения сильных кровотечений на уровне символического обмена с растениями: воду, в которой стирали белье после месячных очищений, выливали под березу, это означало, что болезненные регулы передали березе.
Литература:
1. Агапкина Т. А. Славянские обряды и верования, касающиеся менструации // Секс и эротика в русской традиционной культуре / Сост. А. Л. Топорков. М., 1996; 2. Листова Т. А. «Нечистота» женщины (родильная и месячная) в обычаях и представлениях русского народа // Там же.
Н. Мазалова