Главная > Мужики и бабы в русской культуре > МЕНЫПИЦА

МЕНЫПИЦА

В русских средневековых документах вторая («нево­димая», то есть побочная, невенчанная) жена, родившая ребенка от мужчины, состоящего в церковном браке с дру­гой женщиной. В словаре В. И. Даля «меныпица», «мень — шуха», «меныпутка» — младшая жена у татар; так же назы­вали и невестку, младшую сестру, дочь; «меныпуткою», кроме того, звали младшего сына или брата. Меныпина определялась как состояние младшего по власти, подчинен­ного, имеющего меньшую долю — в противоположность болыпине.

Источники X—XVII вв. содержат свидетельства сущест­вования на Руси фактов двое — и многоженства, однако не позволяют оценить масштабов распространенности этого явления. В летописях говорится о восьми «водимых» (то есть законных) женах князя Владимира (980—1015 гг.) и о не­скольких сотнях имевшихся у него наложниц. Упоминание побочных жен встречалось в Лаврентьевской летописи под 980, 1173, 1187 гг. По некоторым нормативным актам того времени, «неводимой» жене и ее детям полагалась «пре­любодейная часть» имущества умершего главы семейства. Сведения о случаях открытого двоеженства в церковных источниках встречаются до начала XIII в., однако к XV в. внимание церкви к этому виду прегрешений ослабевает. Случаи многоженства отмечались в русском простонародном быту вплоть до XIX и даже в начале XX в., как правило среди крестьян-отходников, длительное время живших дале­ко от дома, или нищих. В воспоминаниях жителей Архан­гельской и Вологодской обл., относящихся к началу XX в., имелись сведения о «вторых семьях», которые возникали у коновалов в местах их постоянного отхожего промысла. Об этом говорят скорее как об обычном, а не исключи­тельном явлении. В Каргопольском р-не Архангельской обл. зафиксированы воспоминания деревенских жителей о не­скольких случаях многоженства (от двух до пяти жен у одного мужчины), относящихся к середине XX в. Такое семейство, как и его глава, имели особый статус в деревне: дом многоженца стоял на отшибе у дороги, хозяин мог работать лесником или истопником в школе, о нем говорили как о «старике». В одном случае муж взял в дом вторую жену, когда заболела первая, чтобы ухаживать за ней; в дру­гом — когда первая постарела и не смогла уже справляться с большим хозяйством; в третьем — две первых жены ока­зались бесплодными и муж привел третью, которая, нако­нец, стала рожать ему детей.

По каргопольским записям, все жены проживали с му­жем в одном доме. Местные жители подчеркивали, прежде всего, умение каждого мужа управлять семейством, распре­деляя обязанности между женами: одна стряпала у печи, другая ходила за скотиной во дворе, третья водила детей. В другом доме, где было две жены, у каждой была и своя печь. Муж следил за тем, чтобы между ними сохранялся лад, а в случае ссор «погонял» всех жен кнутом и вообще держал их в строгости. Супружеские отношения осущест­влялись «в очередь», либо муж спал только с одной — млад­шей — женой, а вторая вела хозяйство, говорят: «была как работница». Однако именно старшая (первая) жена счита­лась болыиухой — хозяйкой в доме, в одной семье младшая даже звала ее «мать». В третьем случае — одна из жен ведет хозяйство, а вторая проводит с мужем только празд­ники и носит название «праздничная жена».

Подобные семьи, хотя и считались отклонением от обыч­ного порядка, не вызывали у односельчан удивления, по-ви — димому, расценивались как одно из проявлений и без того необычного статуса главы семьи (инвалида, безземельного, пришельца из чужих мест и т. п.). По данным конца XIX столетия, полученным из Владимирской губ., сожительница, которую муж взял, не разводясь с законной супругой, не считалась его женой. Муж, сожительствующий с другой женщиной при живой жене, вызывал неодобрение у одно­сельчан. Главной же виновницей считали разлучницу, удив­ляясь, как она осмеливается при таком позоре ходить в цер­ковь (см. Блудный грех).

Литература:

1. Мороз А. Б. Мужчина в кругу своих жен (многоженство на Русском Севере) // Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в тради­ционной культуре. М., 2001. 2. Пушкарева Н. Л. Сексуальная этика в частной жизни древних русов и московитов (X—XVII вв.) // Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996; 3. Фир — Сов Б. М., Кисилева II I. Быт великорусских крестьян-землепаш — цев. Описание материалов Этнографического бюро кн. В. Н. Тени — шева (На примере Владимирской губернии). СПб., 1993;

Т. Щепанская


Месячные

355 _________________________________________________________________________________________

Комментарии закрыты.