МАТЕРИНСКОЕ ПРОКЛЯТИЕ
В народных верованиях — причина страшной судьбы проклятых детей: их исчезновение, похищение нечистой силой, превращение в животных (лягушку, змею и др.), болезней, несчастных случаев, трагической смерти.
337 |
В с. Благовещенск Вельского р-на Архангельской обл. записан рассказ об одном случае, когда мать сгоряча обругала своих дочерей, девочек семи и восьми лет: «Понеси
Материнское проклятие 33g
Леший! — После чего они ушли в лес. Две недели нет и нет. Искали всем сельсоветом, молебен служили. А одна старушка (знахарка. — Т. Щ.) сделала что-то — ну и нашлись. Шофер и нашел, на дороге. Они говорят: — Вот, нас дедушка кормил (дедушка — одно из иносказательных наименований лешего. — Т. Щ.). — Две недели-то чем питались?!. Это материнское проклятье имеет силу. А материно благословение, говорят, на воде не тонет и в огне не горит». Значительно менее выражены верования, связанные с отцовским проклятием. Когда в с. Борок на Северной Двине (в Архангельской обл.) потерялся слабоумный мальчик, у которого не было матери, некоторые начали было говорить, что это отец «отдал» его нечистой силе. Однако, по мнению большинства сельчан, «отцу не отдать, это только мать могла». «Материнское проклятие считается гораздо сильнее отцовского», — пишут и псковские корреспонденты Этнографического бюро кн. В. Н. Тенишева. Тем не менее встречались рассказы об отцовском проклятии, имевшем не менее тяжелые последствия, хотя материнское в подобных сюжетах преобладает.
Рассказы о М. п. могут быть поняты в системе народных представлений о материнстве и нормах, определявших поведение матери. Они служат, в частности, подкреплением одной из главных норм: требование к матери «быть добрым человеком», «не ругаться», в особенности бранными словами. Если для мужчины самым страшным ругательством считался мат, то для женщины — упоминание лешего. До сих пор в деревнях говорят, что женщине лучше выматериться, чем «лешакнуться». Это правило приобретало характер магического табу во время беременности. До наших дней не только в деревнях, но отчасти и среди горожанок стойко поверье, что у женщины, ругающейся и сквернословящей во время беременности, ребенок может родиться уродом, слабоумным, злобным, нерадивым или стать колдуном. Запрет ругаться сохранял свою силу и после родов, как одно из главных требований к поведению матери. Чтобы предупредить «ле- шакливую» женщину, соседки рассказывали о возможных страшных последствиях ее поведения. В Пустошкинском р-не Псковской обл. считалось, что проклятые дети превращаются в животных: «Говорили раньше, что проклинали. Матка проклянет [ребенка] — и его ты больше не увидишь: уйдеть куда или… в лягушку превратится, в собаку, в волка на несколько лет. Это по материну проклятью… Например, ребенок плачет, беспокойный, — и скажешь: — Да будь ты проклят!— И, говорят, превращался в какое-то животное. Матери нельзя было ругаться, надо быть добрым человеком». Следствием М. п. чаще всего признавали исчезновение ребенка, которое объясняли тем, что его «увел леший» или он превратился в какое-нибудь животное. Говорили, что и после смерти проклятые дети являлись к родителям, которые вынуждены были наблюдать их мучения, потому что души таких детей не могут обрести покоя, пока проклятие не потеряет силу.
По некоторым поверьям, проклятые дети превращались в нечистую силу (леших, чертей) или поступали к ней в услужение; они приходили невидимыми в свои родные деревни, поджигали дома или похищали продукты, оставленные хозяйками без благословения. Из проклятых детей, по поверьям, вырастали колдуны и ведьмы, также становившиеся источником разнообразных бед для жителей деревни. По ярославским поверьям, проклятый ребенок превращался в лягушку-коровницу, которая по ночам выходила из водоема и выдаивала деревенских коров. Это перекликалось с поверьями о ведьмах, которые также доят коров, превращаясь в лягушек, змей или кошек (см. Ведьма).
В системе народных верований М. п., то есть нарушение отношений человека с матерью, считалось причиной его ухода, блужданий, гибели — исключения из общества, из всей системы человеческих отношений. Даже в том случае, когда проклятого матерью человека после его пребывания «во власти лешего» удавалось вернуть в деревню, он еще некоторое время сохранял печать отчуждения: избегал людей, время от времени уходил в лес. Нередко такие люди утрачивали способность к нормальному общению (у них развивались нарушения речи — немота или заикание), не могли вступить в брак, не участвовали в коллективных работах и празднествах, предпочитая уединение. Для преодоления этого знахари лечили человека с помощью специальных обрядов — «ладили от испуга». Способы снятия испуга предполагали использование в обрядах символов родов и материнства, с помощью которых восстанавливали материнскую защиту, нарушенную в момент проклятия. Большинство этих способов заключалось в том, что воспроизводилась вполне ощутимая реальная связь с нею. При лечении взрослых людей мать могла заменяться другой родственницей или деревенской знахаркой.
Литература:
1. Щепанская Т. Б. Пронимальная символика // Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы. СПб., 1999; 2. Щепанская Т. Б. К этнокультуре эмоций: испуг (эмоциональная саморегуляция в культуре материнства) // Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. М., 2001.
Т. Щепанская
В системе традиционных представлений это центральная женская роль, а материнство — главное предназначение женщины. В обрядах и фольклоре М. — символ порождения и поддержания жизни, а также единства семьи; материнство — самое прочное и первичное среди человеческих отношений, основа всех других связей между людьми. Метафора материнства использовалась в приворотных заговорах, призванных навеки соединить любящих людей: «Как тоскует
Мать |
Мать по дитяти, так раба Божия тосковала и горевала по рабе Божием, тосковало и горевало ея сердце…» Отношения с М. служат в фольклоре образцом, по которому строятся прочие человеческие отношения, например супружеские. По бытующим и в наши дни представлениям, семья бывает прочной, когда мужчина выбирает жену, похожую на свою М. Те же представления зафиксированы и в народных песнях, например в новгородской песне о том, как молодец искал себе идеальную жену. После ряда неудачных вариантов он останавливается на девушке, которая готова «заменить» его М.:
Я тебе, молодец,
В поле работница,
В доме хозяюшка…
Родимой матушке
Я заменушка.
Материнство в народной традиции воплощало объединительный принцип; с ним связан комплекс табу на любые проявления конфликтного, агрессивного поведения, разъединяющего людей. Статус М. предполагал соблюдение запретов на ссоры, ругань и т. п. формы конфликтного поведения; эти запреты вступали в силу уже во время беременности. Как говорила многодетная жительница с. Морозово Пустошкинского р-на Псковской обл., «матери нельзя было ругаться, надо быть добрым человеком. Чтоб женщина, особенно когда она носит (ребенка, во время беременности. — Т. Щ.), чтоб было доброе сердце, сама добрая». Соблюдение этих правил должно было обеспечить рождение здорового младенца. В случае нарушения их ребенок, по поверьям, мог родиться уродом, слабоумным, недобрым, непослушным, нежизнеспособным. Рождение такого ребенка ставили в вину М., припоминая ей ругань или давнюю ссору: «Ага, ты сказала (т. е. дурное слово. — Т. Щ.), вот и ребенок такой!» В «Этнографическом обозрении» за 1906 г. упомянут случай, произошедший в одном из сел Петербургской губ. Уродство новорожденного ребенка — заячью губу — женщины единодушно связывали с конфликтным поведением М., которая и сама сознавала за собою «незамолимый грех», раскаивалась, стала на каждую службу ходить в церковь и молиться. По бытующим и теперь среди женщин поверьям, ссоры, брань, сквернословие М. во время беременности могут стать причиною разного рода психических и физических нарушений у будущего ребенка: немоты, заикания, слабоумия, заячьей губы, волчьей пасти и пр. Беременной женщине, не разрешалось бить и в особенности пинать ногами домашних животных, присутствовать при забое скота; опасным считалось даже случайно «раскосить» во время сенокоса мелкого зверька (зайца, мышь, лягушку или змею). В общем, за время беременности (а это период подготовки к обретению статуса М. или его подтверждение) тради
ция целенаправленно формирует у женщины определенное мировосприятие, которое ассоциируется с материнством. «Я сама такая спокойная, независтливая, — говорила псковская крестьянка, вырастившая пятерых детей. — И дети мои не болели никогда!» Действие этих норм не ограничивалось периодом беременности. Брань М., а тем более проклятие в адрес своих детей, по поверьям, приводит к их исчезновению, болезни, гибели, говорили, что их уводит нечистая сила, что они превращаются в лягушек, лошадей и собак, становятся ведьмами и колдунами (см. Материнское проклятие). Табу на агрессивность — необходимый элемент традиционного комплекса материнства. Беременность была временем испытания — общественное мнение оценивало способность женщины к самоконтролю, ее умение подавлять или сдерживать агрессивность.
В народной речи материнство нередко служило метафорой или образом власти, основанной на естественном праве рождения. В новгородских говорах «матик» означало старшего в доме, остающегося главным «на хозяйстве», вообще коновода, зачинщика. Матка — предводитель партии в разного рода играх, в основном соревновательных, где делятся на две партии. В криминальном арго «мама», «матка» — глава воровского сообщества (независимо от пола), как будто лидерство строится здесь по матрице (образцу) материнства.
В народной речи лексикой, объединенной понятием «М.», маркирован целый ряд объектов, выполняющих функции главенства, доминирования: «матера» — в северно-русских и сибирских говорах обозначает «сухое место среди болот», материк, сушу, самую густую часть леса, главное русло реки (в отличие от протоков); в говорах Владимирской, Вологодской, Воронежской обл. «матка» — самая страшная, сплошная оспа, самая крупная оспина. В языке северно-русских, сибирских, каспийских рыбаков и охотников «матка» — самодельный компас: «Как курица водит цыплят, так маткою управляется судно».
342 |
Мать |
Представления о материнстве отражены в различных жанрах русского фольклора. В духовных стихах они воплотились в образы Матери-земли и Богоматери. В стихе о Голубиной книге материнство фигурирует как основа человеческой и природной иерархии. Князь Владимир, в русской мифо — поэтической традиции устроитель и объединитель государства, вопрошает библейского «царя Давыда»: «А который царь над царями царь, / А который город городам мати, / А которая рыба всем рыбам мати…» — и получает ответ: «Расалим (т. е. Иерусалим. — Г. Щ.) город городам мати… / Окиян море всем морям мати… / Уж и Тит рыба всем рыбам мати…» (7, с. 126); так что, по замечанию исследователя духовных стихов Г. П. Федотова, «все главы космической и социальной иерархии (град, церковь) именуются матерями Не отечество и не царство («царь зверей»), но именно материнство полагается в основу иерархии» (7, с. 69).
В семье М. традиционно отводится роль хранительницы нравственного закона, определяющего единство семейного коллектива: «Весь мир в семье от матери». На М. лежала основная ответственность за нравственные качества и судьбы детей. Нарушение материнского закона в фольклоре часто фигурирует как причина разнообразных несчастий, случающихся с человеком.
В структуре традиционной семьи М. имела значительную власть, которая предполагала и право на осуществление насилия, в первую очередь по отношению к детям, как санкции за нарушение правил. Однако традиция «не замечает» материнского насилия, не определяет его как насилие: «Мать и бия не бьёт»; «Материи побои не болят»; «Родная мать и высоко замахнется, да не больно бьет»; «Мать и высоко подымет, да не больно опустит руку». «Не замечая» материнского насилия, традиция тем самым отказывается от его регламентации, оставляя М. право самой определять его допустимость и меру.
В число обязанностей М. входил контроль над различными проявлениями насилия со стороны членов ее семьи, в первую очередь детей. Характерная ситуация изображена в новгородской былине о Василии Буслаеве. Однажды новгородцы обидели этого молодца, не позвав на пир. Он их вызвал биться «у чудна креста, у жива моста, у матушки реки Волхови». Там он так разошелся, размахивая тележною осью, что новгородцы стали опасаться: «убьёт ведь… всех до единого, разорит у нас весь Новгород». Его пытаются остановить попадавшиеся навстречу уважаемые люди, святые Старцы, его собственный крестный — и гибнут от его руки. Тогда делегация новгородцев — в одних вариантах былины «толпа молодечьская», в других знатные старцы или женщины — отправляется к его М.:
Уж уйми-ко се своего сына любимого, Ты оставь хошь нас тепериче на семена… Побежала тогда она скоро да на побоище… И скопила назади на плечи молодецкие, Говорила сама дак таково слово: Ты уйми-ко се, мой сын, дак ретиво серцо, Опусти-ко се, мой сын, дак руки белыя, А оставь-ко мужиков теперь на семена.
Примечательна реакция Василия:
Опускались у Василья да руки белыя, Выпадала да его нынче ось тележная, Говорил-де сам своей мамоньки родимоей: Хорошо ты, моя мамушка, удумала…
Не признающий ничьей власти Василий покоряется только М.
В случае проявления насилия со стороны других членов семьи ответственность за него ложилась на М. семейства, которая должна была поддерживать согласие. Даже в том
Случае, если она терпела побои со стороны мужа, общест — — венное мнение возлагало на нее значительную часть ответственности, во-первых за то, что не сумела наладить добрые отношения в семье, во-вторых — за сам выбор супруга. По традиционным представлениям, женщина должйа была еще «в парнях характер вызнать», внимательно наблюдая, как ведет себя ее будущий муж во время праздничных драк, прислушиваясь к советам М. и старших женщин. «Когда гуляешь с парнем, если он жисть будет показывать — в стороны расходись», — советовали они. Чтобы «вызнать характер» будущего мужа, девушки прибегали к помощи специальных гаданий. Например, падали в снег, затем вставали и рассматривали оставшийся след: если он испещрен поперечными полосами — муж будет бить.
В целом, материнство в русской народной традиции было одной из основ, на которых покоилась вся система социальных отношений, а роль М. считалась одной из самых значимых социальных ролей.
Литература:
1. Головачева А. В. Картина мира и модель мира в прагматике заговора // Исследования в области балто-славянский духовной культуры: Заговор. М., 1993; 2. Новгородские былины. М., 1978.
3. Словарь русских народных говоров: В 20 т. М., 1965—1985.
4. Степанов В. Сведения о родильных и крестинных обрядах в Клинском уезде Московской губернии (Собрано по программе В. Н. Харузиной) // Этнографическое обозрение. 1906. № 3-4.
5. Традиционный фольклор Новгородской области. По записям 1963—1976 гг. Л., 1979; 6. Успенский Д. И. Родины и крестины, уход за родильницей и новорожденным // Этнографическое обозрение. 1895. № 4; 7. Федотов Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991. Т. 18.
Т. Щепанская