Материнский ГРЕХ
Нарушение традиционных правил поведения Матери, одна из категорий наиболее тяжких грехов. К числу М. г. относятся аборт (вытравление плода из утробы), рождение добрачных и внебрачных детей, детоубийство, гибель или увечье ребенка по недосмотру матери, а также некоторые прегрешения женщины во время беременности (несоблюдение запретов на определенные виды работ, ссоры и брань, винопитие).
Народные представления о М. г. и воздаянии за него отражены в фольклоре, прежде всего — в духовных стихах и рассказах об «обмираниях» (случаях летаргии — «мертвого сна»). Проснувшихся после «обмирания» воспринимали как побывавших на «том свете» и расспрашивали о виденном. Сюжеты их рассказов однотипны: странствия на «том свете», встреча с умершими родственниками и посмертные мучения грешников. За каждый грех предусмотрено специальное наказание; чаще всего среди грехов упоминался аборт. Рассказ об «обмирании» записан со слов русской женщины, жительницы Северного Казахстана: «У нас бабка Марфа замирала: неделю спала, не вставала… Ну, ее спрашивают: — Что, Марфушка, видела? — Да все, говорит, бачила, да нельзя говорить… Подходит ко мне старичок такой седенький, взял за руку, повел, говорит, и там вот прямо она лестничка, лестничка такая. И ведет за руку по этой лестничке. Пришли, а там травка такая зелененькая. Там детки играют, смеются — которые маленькие померли. И вот аборты-то которые делали — те детки-то захлебываются, плачут, в крови захлебываются. А все-то детки по травке бегают, смеются. Ну, дальше пошли. И вот там яблоки, яблоки срывают, и детки за пазуху вот так под рубашку и складывают, яблочки-то. А кого без пояска похоронили, у тех яблочки-то и проваливаются. Надо с пояском хоронить…»
Среди деревенских женщин аборт до сих пор считается самым большим грехом. Его рассматривают как нарушение заповеди «не убий», только еще более тяжелое, потому что взрослый человек грешен, а младенец в утробе матери еще без греха, невинный, потому аборт — это убийство невинной души. Многие женщины, делавшие аборт, ощущают себя великими грешницами. «Убийца такая же, как и все, — говорила мне старая женщина из костромской деревни. — Такая же убийца… А говорят, хуже. Потому что… когда [взрослые] бьют, то друг дружку в чем-то винят. А он-то [младенец], значит, безвинное существо…» Нерожденные дети видятся им в снах и видениях: одни матери видят гору шевелящихся окровавленных детских тел, другие — своих нерожденных деток, захлебывающихся в крови и зовущих мать. Жительница одного из сел Буйского р-на Костромской обл. после искусственно спровоцированного выкидыша зарыла плод в подполье — и с тех пор ей видится там ребенок, слышится плач, она в испуге кричит в темноту: «Это не мой, не мой! Это не мой, это еёный!» Подобные видения
Преследовали будто бы и бабок-повитух, которые помогали женщинам в изгнании плода. Грех ложился не только на мать, но и на повитуху, а также на мужа, который заставлял Жену избавиться от нежеланного ребенка: «Аборты, поди чо самые страшные грехи. И для мужавей — одинаково, что для жены, что для мужа. Если вместе живут, он же отвечает за все. Не воспрещает если [избавиться от ребенка]».
Чтобы душа нерожденного младенца успокоилась и перестала преследовать мать, она должна была совершить некоторые действия: нескольким детям преподнести одежду, устроить для них угощение, раздать детям и нищим сорок нательных крестиков. Поскольку вытравленный из утробы младенец похоронен некрещеным, его как бы крестили посмертно, раздавая крестики детям или оставляя их на перекрестках дорог. Подобные обычаи подкреплялись видениями, преследовавшими женщин, нарушивших долг материнства. В той же Костромской обл. записан рассказ о сне, который увидела женщина, сделавшая аборт: «Сидит, говорит, маленькой-то этот, плачет. И говорит: — А меня без рубашечки похоронили, у меня кожу сдирает!» Соседки, которым она рассказала этот сон, посоветовали ей: «Раздай, видишь, там на маленьких — детского-то: он сидит и плачет, что „без руба — шечки-то", ну… Вот, рубашечки, что ли, там».
Рождение уродов, слабоумных и физически слабых детей также считалось следствием М. г., чаще всего сквернословия или ссор во время беременности.
Представления о грехах и их последствиях тесно связаны с народной демонологией. Слабоумных от рожденья детей считали «оменышами», предполагая, что их подменила незаметно нечистая сила (лешачиха ИЛИ банный дух обдериха), Забрав человеческое дитя и оставив свое — осиновое полено или веник, прожорливое и способное только невнятно мычать (см. Обмен). По поверьям, если ударить это существо поленом или хотя бы пригрозить, что будто собираешься ударить, то оно рассыплется, а нечистая сила, испугавшись, вернет настоящего ребенка.
336 |
Материнский грех |
Рождение внебрачных детей у женщины, живущей одиноко или во время длительной отлучки мужа, иногда объясняли сожительством ее с лешим. В этом случае односельчане не высказывали удивления, если видели ее беременной, а дитя так и не появлялось на свет. По поверьям, рожденное от нечистой силы (огненного змея, лешего) дитя исчезает сразу после рождения. Ребенок, умерший некрещеным (как правило, незаконнорожденный или намеренно умерщвленный матерью), по некоторым поверьям, после смерти появляется на земле и становится кикиморой, русалкой, то есть превращается в нечистую силу. Детей, проклятых матерью (см. Материнское проклятие), похищает леший, к которому они поступают в услужение, или они сами превращаются в нечистую силу, ведьм, ведунов, у них бывает дурной глаз,— они становятся опасными для человеческого сообщества.
Материнское проклятие
Представления о М. г. тесно связаны с народной эсхатологией. Слухи о скором конце света ходили в прицерковных кругах Санкт-Петербурга в конце 1990-х гг. В 1996 г. богомольная нищенка говорила: «Сейчас уже скоро миру конец. Последние годы живем» — и ссылалась на слова старца, который считал скорое светопреставление наказанием за грехи, в которые впал мир. «Вот я всем и говорю: надо Богу молиться, — продолжала она. — Молитесь!.. Ко мне тоже Христос приходил (во сне. — Т. Щ.). Говорит — ты тоже великая грешница, семь детей загубила (сделала семь абортов. — Т. Щ.). Да я отмолила уж… И за дочерей своих молюсь: одну отмолила — она хорошая, добрая, не пьет. А другую никак не отмолю: много грехов на ней, она много абортов сделала». Она, как и многие другие пророчицы, упоминает только один, вероятно, главный, по ее убеждению, грех — аборт. «Я видела — меня провели на том свете, всё показали: как абортники-то в смоле (кипят), — рассказывала она о том, что видела во время своего „обмирания". — Ох, страшно!..»
В Староруском р-не Новгородской обл. в конце 1990-х гг. старушки также говорили о близости конца света. В доказательство указывали на Старорусскую икону Божьей Матери, где будто бы изменилось изображение: «Богородица от Христа отвернулась». Это считали несомненным знаком скорого конца света и связывали с тем, что многие женщины пренебрегают своим материнским долгом: рожают детей все меньше, в результате чего земля пришла в запустение, деревни обезлюдели. «В прежние годы хорошо справляли праздники, — вспоминает Анна Ивановна из с. Засово Старорусского р-на. — Гармони-то ревут, молодежь-то — поют!.. А теперь не то, доченька: даже птицы не поют. Веселое время было — а теперь-то печальное: молодежи-то нету, ни девки, ни мальца, как будто проваливши всё… Священник и то говорил: — Много веков ушодци, надо и нам готовиться». Говорят, что в наказание за грехи Бог «народ этот истребит грешный. А земля останется».
Литература:
1. Федотов Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М, 1991; 2. Щепанская Т. Б. Дискурсы власти: термины родства // Алгебра родства. Вып. 4. СПб., 1999; 3. Архив МАЭ РАН, ф. К-1, оп. 2, д. 1729.
Т. Щепанская