ЛОМАЛЫЦИКИ (ПЛЯСУНЫ, ЗАВОДИЛЫ)
Парни, выделявшиеся смелостью и бойкостью, в некоторых местах подростки, задачей которых было раздразнить противника, раззадорить товарищей и спровоцировать драку на гулянье. На языке мужского сообщества «ломаться», «задираться», «задевать», «подлезать» означало разбитное отплясывание с исполнением особенно залихватских частушек, а также непристойные жесты и сквернословие. В Вологодской обл. «выломывание» было характерной чертой поведения атамана.
В сценарии драки комплекс действий Л. играл роль зачина и назывался «заигрыш», «похвальба», «прикалывание». Выстроившись во всю длину улицы в одну или несколько линий, Ватаги парней с пляской и пением под гармошку некоторое время мирно ходили мимо друг друга. Особым «приколом» был тактический прием, провоцировавший столкновение, когда компании шли навстречу друг другу, полностью перекрывая дорогу, чтобы вынудить противника принять бой или уступить, заставив повернуть назад, что вызывало насмешки и считалось проигрышем, позором, трусостью. Целью более продолжительного хождения было показать себя, настроиться на драку, приглядеться к противнику и подначить его, подтолкнуть к сражению. Для этого при сближении ватаг вперед выскакивали плясать один за другим Л., часто значительно подвыпившие. Подчеркнутой бравадой и похвальбой «ломание» должно было запутать «врага», продемонстрировать решительность и смелость парней, их уверенность в своих силах, а также серьезность намерений. Ассоциированное с проявлением силы, «ломание» было подчеркнуто «хулиганским» — отсюда и матерная ругань и неприличные телодвижения. В Вологодской обл. особое место в «прикалывании» занимало «хорканье» — такие плевки, во время которых возникал хрипящий звук, напоминающий рычание хищного зверя. Они считались еще более неприличными, чем матерная брань. При встрече ватаг парни «хоркали» друг перед другом, чтобы продемонстрировать агрессивность и презрение к сопернику, показать готовность перешагнуть через устои (по отношению к девушке «хорканье» выражало сексуальное желание).
Повсеместно главную роль в «заигрыше» играли частушки «под драку»: задиристые, часто «с картинками» (матом), изобиловавшие тюремной символикой, обидные и оскорбительные для противника. Они исполнялись под «деревенский перебор» гармони или специальный наигрыш «под пляску» (в некоторых местах называвшийся «скобарем», «на драку» или «на задир») и были элементом преодоления страха, вызовом себе и противнику.
Побить, побить хотели, Побить нас пыталися, Но мы тоже не сидели, Того дожидалися.
В то же время принятые в них многочисленные описания ранений и смертей должны были служить оберегом от реальных ран и кровопролития.
Моя белая рубашка Вся окапана в крови. Сосчитай, моя девчонка, Сколько ран на голови.
В некоторых местах среди частушек выделялась та, с которой начинали пение. В Новгородской обл. использовали следующую:
Заигрывай под драку, Будем драться начинать. Виноватые (неприятели) пришёдши, Будем головы ломать.
В Псковской обл. JI. часто выходил с песней:
Подержите мою кепку, А я поломаюся. Не скажите моей мамке, Что я в Бога лаюся!
Пение парня, который вышел «поломаться», обычно сопровождалось пляской, содержавшей отголоски боевых танцев славянской древности. О боевом ее характере говорят и названия танцевальных колен — «волчок», «соколик», «петух», «горбатый» (эвфемистическое название медведя), возможно восходящие к тотемической символике мужских военных союзов. JI. шел «козырем», подскакивал, пускался вприсядку, рыл ножом землю. В новгородской деревне говорили, что верная примета драки, когда на улице «заплясали, заскакали». В Тверской обл. такие танцы назывались «буза», «веселый», «под драку» и включали в себя различные манипуляции с пиджаком. Чтобы вызвать противника на бой, надо было во время пляски воткнуть передним нож в землю. Если он принимал вызов — выходил плясать. Степень жестокости схватки также определялась в пляске. Вызывая противника на увечный бой или драку до смерти, пляшущий снимал с себя рубаху или рвал ее на груди, принявший вызов повторял жест.
Наиболее примитивным способом завязывания драки— использование «заводилы», в роли которого обычно выступал особенно лихой парень или подросток, отличавшийся большой храбростью, задиристостью, безрассудством и быстротой. Чтобы спровоцировать противника, атаман специально подсылал его к компании чужаков. Подросток швырял в группу парней камень или окурок, не разбирая, на кого попадет, или затевал словесную перепалку, насмехаясь над подружкой кого-нибудь из них, за которую кавалер обязан был вступиться. Пойманного обидчика начинали бить, тогда к нему на помощь спешили свои, и начиналась драка. Иногда «заводила» начинал вести себя как Л., входил в один из кружков танцующей молодежи, пел неприличную, обидную частушку и выплясывал, «ломаясь», «хоркая» и задевая плечом других пляшущих парней. В некоторых местах использование «заводилы» было стратегическим приемом для осуществления мести за предыдущее поражение. Парни посылали его в деревню, он толкал одного, другого и убегал, «обиженные» начинали его преследовать и за околицей наталкивались на засаду. Прятавшиеся во ржи парни выскакивали и принимались избивать противников.
Литература:
1. Базалов Г. Н. Традиция костюма кулачных бойцов // Мужской сборник. Вып. 1. 2. Морозов И. А. Драки // Духовная культура северного Белозерья. М., 1997; 3. Щепанская Т. Б. Драки и браки (сельские праздничные драки: по материалам поездок в Курскую, Псковскую, Новгородскую области в 1996—1997 гг.) // Материалы полевых этнографических исследований. Вып. 4. СПб., 1998; 4. Архив РЭМ, ф. 10, on. 1, д. 88, 95, 99.
В. Холодная
|
М