КУЗНЕЦ
Специалист по обработке металла, занимавшийся изготовлением и обновлением крестьянских орудий, починкой транспортных средств и ковкой лошадей.
Кузница, находившаяся чаще всего на окраине селения, играла роль «мужского клуба»: возле нее собирались мужики, не только чтобы наточить плуг или подковать коня, но и обсудить местные новости, а то и выяснить отношения. «В кузнице выпивали, все время дрались», — вспоминает жительница вологодской д. Залесье. С выпивкой у кузницы были связаны рассказы о появлениях возле нее нечистой силы, которая особенно привязчива к пьяным. «Дедушка Семен, — рассказывала о местном кузнеце жительница пошехонской д. Есипово, — говорил: Куешь-куешь. Вдруг приходит человек. Пойдем, говорит, выпьем. Приходим в чайную в Белом селе. Заказываем на двоих. А тот человек не зашел в чайную. — Я, — говорит Семен, — вышел — человека нет. Я выпил свой стакан и ушел. А его стакан-то стоит. — Нечистая сила».
К. и вместе с тем кузнице отводилась значительная роль в обряде мужской инициации. Деревенские парни заказывали или сами делали в кузнице трёстки — заостренные с одного конца и загнутые с другого орудия из металлических прутьев (или зубьев брошенной колхозной бороны). С ними парни ходили драться в праздничные дни «стенкой на стенку», улицей на улицу. Трёстки играли роль знаков предбрачного статуса парней во время деревенских гуляний. Если учесть, что праздничные драки играли роль мужской инициации, то К., изготавливавший (или наблюдавший за изготовлением) трёстки, выступал в роли инициатора.
Место у кузницы было табуировано для женщин или пользовалось у них дурной славой. «У кузницы раньше нечистый покажется — то мужиком стоит… ночью казалось», — говорили жители вятской д. Шишульга. В белорусском Полесье «кузница становилась кало речечки». И детей пугали: «Не ходи, там баба-яга жалезная. — Бона ж у реки, у вады: А то жалезная баба зъест». Возможно, такой запрет был связан с ролью кузницы как места мужских собраний, разговоров и выпивок.
По поверьям, К. могли опознать ведьму, что позволяло им обвинять некоторых женщин в колдовстве. Предполагалось, что черти ездили вместо коней на самоубийцах, опойцах (умерших от запоя), утопленниках и удавленниках, а также на ведьмах и К., подковывая такую лошадь, мог будто бы узнать ногу той или иной женщины. Пошехонская жительница (1901 г. рождения) вспоминала один такой случай: «Приехал какой-то человек ковать лошадь. Подковал — спасибо не сказал, засмеялся и ушел. Кузнец говорил: Кую — не лошадь, а бабья нога. — Когда он отошел, спасибо не сказал, значит, не человек был. И пропал. — Ковал, говорит кузнец, лошадь, а очутилась не лошадь. — Это в Сосновце
Кузнец |
Было, 12 километров». Тут же готово и объяснение: «Черти на бабах ездят. И им надо ковать копыта… Кузнец пришел и говорит жене: Лошадь ковал, лошадь сивая была. А очутилась — бабья нога!» Бывало, что К. «узнавал» ногу конкретной женщины. Это являлось тогда поводом для обвинения в колдовстве, что заканчивалось нередко избиением, изгнанием или публичным осуждением предполагаемой «ведьмы». К. в данном случае выступал выразителем мужского общественного мнения, высказывая обвинение в адрес той женщины, которая имела уже репутацию ведьмы. Фактически К. только давал санкцию на ее наказание.
С другой стороны, с образом К. в свадебной символике связаны представления о крепком и прочном браке, который он должен сковать для жениха и невесты, как сковывают железо. К. — постоянный персонаж любовных (приворотных) заговоров: «Как у славного господина кузнец кует, железо кипит, варится и уклад к железу прикипает и приваривается; так бы и раба Божия (имярек) прикипала и приваривалась во век веков и до веку». В святочных играх и гаданиях молодежи фигура К. олицетворяла собой заключение брака. Подблюдная песня о К. предвещала девушке, которой ее поют, свадьбу:
Идет кузнец из кузницы,
Несет кузнец золотой венец.
Известны святочные игры «в К». Тверской вариант назывался «девок ковать»: ребята и девушки разбивались парами, а оставшуюся без пары девушку «ковали» — шлепали по пяткам и другим местам, а потом сажали в санки вместе с парнем и возили по деревне. В другом варианте игры К. «перековывал» стариков в молодых. Парни, ряженные стариками, вносили в избу скамейку, с которой свисало до пола покрывало, а под ним прятались подростки. Ряженые «старики» забирались под скамейку, «К» бил по ней молотом, и оттуда выскакивал подросток. Перековывание старика в молодого означало возвращение человеку, уже вышедшему по летам из брачного возраста, возможности жениться, то есть все эти игры указывали на символическую власть К. в области брачных отношений.
Литература:
1. Иванов В. В., Топоров В. И. Проблема функций кузнеца в свете семиотической типологии культур // Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам. I (5). Тарту, 1974; 2. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. С. 299; 3. Смирнов В. Народные гаданья в Костромском крае // Труды Костромского науч. о-ва по изучению местного края. Вып. XLI. Кострома, 1927. С.17-91; 4. Архив МАЭ РАН, ф. К-1, оп. 2, д. 1242, 1337, 1416, 1417, 1568.
Т. Щепанская