Главная > Мужики и бабы в русской культуре > КУЗЬМИНКИ (КУЗЬМОДЕМЪЯНКИ)

КУЗЬМИНКИ (КУЗЬМОДЕМЪЯНКИ)

Праздник, отмечаемый девуш­ками в осенний день памяти Космы и Дамиана (1/14 нояб­ря), в народной традиции — Кузьмы и Демьяна.

В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она угощала семью едой, приготовленной самостоятельно. Основными ритуальными блюдами на К. были кушанья, сде­ланные из курицы. С одной стороны, эта обрядовая трапеза воспринималась как жертва свв. Кузьме и Демьяну, кото­рые считались покровителями этих птиц, с другой стороны, в аграрных и семейных обрядах куры и яйца выполняли роль символов плодородия и брака, поэтому «допустимо предположить взаимную связь значения Кузьмы-Демьяна как покровителей девушек, устроителей брака, пособников в женских работах и значения покровителей домашней птицы, всецело находящейся на попечении женщины — хозяйки дома» (3, с. 50).

Вечером (иногда в течение трех дней) девушки собирались и справляли «кузьминскую вечеринку» («ссыпчину», брат­чину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты — картофель, масло, яйца, крупу, муку — и гото­вили обрядовую еду, среди обязательных блюд которой была каша, варили также козьмодемьянское пиво. Часто девушки продавали кашу парням за небольшие деньги. Ее расклады­вали в чашки разных размеров, а полученные деньги делили между собой. Девушки-подростки варили кашу в нескольких горшках, после чего ее ели в определенном порядке: сначала блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце — блюдо каши со свиным салом.

В Спасском у. Казанской губ. кузьминская братчина на­чиналась с того, что парни стояли у входа в избу, а девушки садились на лавки и пели:

Ух ты братчинка, солдатчинка, Яровая, хмелевая, веселая голова! Не ходи мимо сада, Не прокладывай следа…

Песни, исполняемые на К, были посиделочными и игро­выми, исполнявшимися и в другие дни. Так, пели: «Как по ярмонке купчик едет»; «Верба, верба, вербица»; «Уж ты Семенька, Симеонушка»; «Распосей свое горе»; «Ты, попов­на». Широко исполнялась песня:

На Кузьму, Кузьму-Демьяна, На девичий праздник, Туг и девушки играли, Ванюшку увидали. Он не в шубе, не в кафтане, В белом балахоне.

Две ее первые строки часто присоединялись к различным песенным текстам, чтобы связать их с девичьими К. Помимо песен еще одним развлечением в этот день были игры. Среди них непременно присутствовали так называемые

Поцелуйные (см. Поцелуйные игры). В одной из них парни и девушки, становясь в круг, исполняли песню: «Прялица кокорица моя, с горы выброшу на улицу тебя…» — в это время одна из пар кружилась, целовалась, а затем уступала место следующей.

В последний день К. в некоторых деревнях Пензен­ской губ. и в ряде других мест проводили обряд «свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна», во время которого девушки изготавливали соломенное чучело и одевали его в мужскую рубаху, штаны, «чапан» (верхнюю одежду из сукна), подпоя­сывали кушаком, обували в старые лапти. «Потешное вен­чание» состояло в том, что «Кузьку женили» на одной из девушек. Затем происходили «похороны»: поместив чучело на носилки, девушки уносили его в лес, за территорию деревни или села, раздевали, разрывали на части, плясали на соломе, оставшейся от чучела, а потом сжигали его.

Первоначально этот обычай имел магическую символику. Солома олицетворяла зрелый злак будущего урожая, а чуче­ло — растительную силу земли, поэтому его уничтожение возвращало эту силу обратно. А веселье, смех, пляска деву­шек на «соломенном теле Кузьмы-Демьяна» символизиро­вали стремление человека к плодородию и новой жизни.

Девичий праздник, отмечаемый в день Космы и Дамиана, включался в осенний свадебный период вместе с праздника­ми Покрова Богородицы и св. Параскевы, когда происходили смотрины невест, завязывались знакомства среди молодежи, совместные игры и ухаживания и вследствие этого был окра­шен в свадебные тона. Недаром среди главного угощения К. — свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша; кроме того, это день «свадебных кузнецов» — Кузьмы и Демьяна, одновременно являвшихся покровителями брака, семьи и домашнего очага. По народным представлениям, они выковывают свадьбу, свадебные венцы и брачные узы (цепи). Не зря их именовали «матушка Кузьма-Демьян», превращая в женское божество, ведь эти святые особенно почитались девушками и женщинами, которым они покровительствовали не только в праздничное время, но и во время работы. Жен­щины обращались к ним за помощью в летнее время, когда начинали жатву, и в осеннее, собираясь прясть.

Кроме осеннего праздника, отмечаемого девушками, су­ществовали летние К, приуроченные к летнему дню памяти Космы и Дамиана (1/14 июля), который особо праздновали женщины.

Литература:

1. Коринфский А. А. Народная Русь. Смоленск, 1995; 2. Макси­мов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994; 3. Чиче — ров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря. М., 1957.

О. Баранова


Комментировать