КУЗЬМИНКИ (КУЗЬМОДЕМЪЯНКИ)
Праздник, отмечаемый девушками в осенний день памяти Космы и Дамиана (1/14 ноября), в народной традиции — Кузьмы и Демьяна.
В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она угощала семью едой, приготовленной самостоятельно. Основными ритуальными блюдами на К. были кушанья, сделанные из курицы. С одной стороны, эта обрядовая трапеза воспринималась как жертва свв. Кузьме и Демьяну, которые считались покровителями этих птиц, с другой стороны, в аграрных и семейных обрядах куры и яйца выполняли роль символов плодородия и брака, поэтому «допустимо предположить взаимную связь значения Кузьмы-Демьяна как покровителей девушек, устроителей брака, пособников в женских работах и значения покровителей домашней птицы, всецело находящейся на попечении женщины — хозяйки дома» (3, с. 50).
Вечером (иногда в течение трех дней) девушки собирались и справляли «кузьминскую вечеринку» («ссыпчину», братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты — картофель, масло, яйца, крупу, муку — и готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд которой была каша, варили также козьмодемьянское пиво. Часто девушки продавали кашу парням за небольшие деньги. Ее раскладывали в чашки разных размеров, а полученные деньги делили между собой. Девушки-подростки варили кашу в нескольких горшках, после чего ее ели в определенном порядке: сначала блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце — блюдо каши со свиным салом.
В Спасском у. Казанской губ. кузьминская братчина начиналась с того, что парни стояли у входа в избу, а девушки садились на лавки и пели:
Ух ты братчинка, солдатчинка, Яровая, хмелевая, веселая голова! Не ходи мимо сада, Не прокладывай следа…
Песни, исполняемые на К, были посиделочными и игровыми, исполнявшимися и в другие дни. Так, пели: «Как по ярмонке купчик едет»; «Верба, верба, вербица»; «Уж ты Семенька, Симеонушка»; «Распосей свое горе»; «Ты, поповна». Широко исполнялась песня:
На Кузьму, Кузьму-Демьяна, На девичий праздник, Туг и девушки играли, Ванюшку увидали. Он не в шубе, не в кафтане, В белом балахоне.
Две ее первые строки часто присоединялись к различным песенным текстам, чтобы связать их с девичьими К. Помимо песен еще одним развлечением в этот день были игры. Среди них непременно присутствовали так называемые
Поцелуйные (см. Поцелуйные игры). В одной из них парни и девушки, становясь в круг, исполняли песню: «Прялица кокорица моя, с горы выброшу на улицу тебя…» — в это время одна из пар кружилась, целовалась, а затем уступала место следующей.
В последний день К. в некоторых деревнях Пензенской губ. и в ряде других мест проводили обряд «свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна», во время которого девушки изготавливали соломенное чучело и одевали его в мужскую рубаху, штаны, «чапан» (верхнюю одежду из сукна), подпоясывали кушаком, обували в старые лапти. «Потешное венчание» состояло в том, что «Кузьку женили» на одной из девушек. Затем происходили «похороны»: поместив чучело на носилки, девушки уносили его в лес, за территорию деревни или села, раздевали, разрывали на части, плясали на соломе, оставшейся от чучела, а потом сжигали его.
Первоначально этот обычай имел магическую символику. Солома олицетворяла зрелый злак будущего урожая, а чучело — растительную силу земли, поэтому его уничтожение возвращало эту силу обратно. А веселье, смех, пляска девушек на «соломенном теле Кузьмы-Демьяна» символизировали стремление человека к плодородию и новой жизни.
Девичий праздник, отмечаемый в день Космы и Дамиана, включался в осенний свадебный период вместе с праздниками Покрова Богородицы и св. Параскевы, когда происходили смотрины невест, завязывались знакомства среди молодежи, совместные игры и ухаживания и вследствие этого был окрашен в свадебные тона. Недаром среди главного угощения К. — свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша; кроме того, это день «свадебных кузнецов» — Кузьмы и Демьяна, одновременно являвшихся покровителями брака, семьи и домашнего очага. По народным представлениям, они выковывают свадьбу, свадебные венцы и брачные узы (цепи). Не зря их именовали «матушка Кузьма-Демьян», превращая в женское божество, ведь эти святые особенно почитались девушками и женщинами, которым они покровительствовали не только в праздничное время, но и во время работы. Женщины обращались к ним за помощью в летнее время, когда начинали жатву, и в осеннее, собираясь прясть.
Кроме осеннего праздника, отмечаемого девушками, существовали летние К, приуроченные к летнему дню памяти Космы и Дамиана (1/14 июля), который особо праздновали женщины.
1. Коринфский А. А. Народная Русь. Смоленск, 1995; 2. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994; 3. Чиче — ров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря. М., 1957.
О. Баранова