Главная > Мужики и бабы в русской культуре > КУРНИК

КУРНИК

Свадебный пирог.

Изготавливался из ржаной или пшеничной муки в форме высокого конуса, с начинкой из куриного мяса и яиц. Так же назывались и пресные сдобные пироги круглой формы, начи­ненные кашей с кусками мяса. Вершину К. обычно украшали деревцем, вылепленным из теста или сделанным из лучинки, которую украшали бумажной бахромой, а также фигурками животных. Иногда на К. ставили вылепленных из теста жени­ха и невесту, дружку на коне, свашек и подружек невесты. В него могли воткнуть репей или елочку — символы невесты.

К. обычно выпекался накануне свадьбы в доме невесты, а затем перевозился в дом жениха, где проходила первая

Брачная ночь молодых и устраивался главный свадебный пир. Его могли подавать во время свадебного пира или раз­давали гостям, пришедшим для поздравлений молодых после брачной ночи. В последнем случае К. «ночевал» вместе с женихом и невестой. Если девушка сохранила девствен­ность до свадьбы, К. разламывался и раздавался гостям В народном сознании он воспринимался как символ невес­ты, а его разламывание — как знак превращения ее в жен­щину. 1С, начиненный куриным мясом и яйцами, осмыслял­ся также как символ плодовитости и плодородия.

К. в некоторых деревнях выпекали не только для сва­дебного пира, но и для других свадебных церемоний. Так в деревнях средней Волги в один из дней предсвадебной недели в доме невесты выпекался К., который отдавали де­вушкам — подругам, когда они отправлялись в дом жениха «на сиденье». Подруг сопровождала девочка, которая несла «девичью красоту» — березовый веник, украшенный цве­тами и лентами. Девушек встречали жених «с дружиной» и его родители. К. ставился на стол и после угощения съедал­ся девушками вместе с женихом и его друзьями. В других деревнях девушки съедали К. во время ритуальной бани не­весты, куда он доставлялся уже свахой жениха. К. угощала девушек сваха жениха также в день отъезда в церковь для Венчания. К. в большинстве русских деревень был так назы­ваемым разгонным блюдом, оповещавшим присутствующих об окончании угощения: «курник — выгоняльник — из-за стола долой».

Как атрибут свадебного обряда К. был известен на всей территории расселения русского народа, но наибольшее рас­пространение он получил в северных и волжских губерниях Европейской России.

Литература:

1. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М., 2001; 2. Лав­рентьева Л. С. Хлеб в русском свадебном обряде // Этнокуль­турные традиции русского сельского населения XIX — начала XX века. М, 1990. Вып 2.

И. Шангина


Л

Комментировать