КУРНИК
Свадебный пирог.
Изготавливался из ржаной или пшеничной муки в форме высокого конуса, с начинкой из куриного мяса и яиц. Так же назывались и пресные сдобные пироги круглой формы, начиненные кашей с кусками мяса. Вершину К. обычно украшали деревцем, вылепленным из теста или сделанным из лучинки, которую украшали бумажной бахромой, а также фигурками животных. Иногда на К. ставили вылепленных из теста жениха и невесту, дружку на коне, свашек и подружек невесты. В него могли воткнуть репей или елочку — символы невесты.
К. обычно выпекался накануне свадьбы в доме невесты, а затем перевозился в дом жениха, где проходила первая
Брачная ночь молодых и устраивался главный свадебный пир. Его могли подавать во время свадебного пира или раздавали гостям, пришедшим для поздравлений молодых после брачной ночи. В последнем случае К. «ночевал» вместе с женихом и невестой. Если девушка сохранила девственность до свадьбы, К. разламывался и раздавался гостям В народном сознании он воспринимался как символ невесты, а его разламывание — как знак превращения ее в женщину. 1С, начиненный куриным мясом и яйцами, осмыслялся также как символ плодовитости и плодородия.
К. в некоторых деревнях выпекали не только для свадебного пира, но и для других свадебных церемоний. Так в деревнях средней Волги в один из дней предсвадебной недели в доме невесты выпекался К., который отдавали девушкам — подругам, когда они отправлялись в дом жениха «на сиденье». Подруг сопровождала девочка, которая несла «девичью красоту» — березовый веник, украшенный цветами и лентами. Девушек встречали жених «с дружиной» и его родители. К. ставился на стол и после угощения съедался девушками вместе с женихом и его друзьями. В других деревнях девушки съедали К. во время ритуальной бани невесты, куда он доставлялся уже свахой жениха. К. угощала девушек сваха жениха также в день отъезда в церковь для Венчания. К. в большинстве русских деревень был так называемым разгонным блюдом, оповещавшим присутствующих об окончании угощения: «курник — выгоняльник — из-за стола долой».
Как атрибут свадебного обряда К. был известен на всей территории расселения русского народа, но наибольшее распространение он получил в северных и волжских губерниях Европейской России.
Литература:
1. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М., 2001; 2. Лаврентьева Л. С. Хлеб в русском свадебном обряде // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX — начала XX века. М, 1990. Вып 2.
И. Шангина