КУРЕНИЕ ТАБАКЕ
Привычка, осознававшаяся с конца XIX в, как возрастное право, и одна из характеристик поведения взрослого мужчины и совершеннолетнего парня.
Табак впервые был привезен в Россию в царствование Ивана Грозного, в 1553 г. При царе Михаиле Федоровиче его распространение встретило активное сопротивление со стороны государства, а также церкви, считавшей «табачище» дьявольским зельем, «богомерзкой бесовой травой» противоположностью церковного фимиама, изобретенной сатаной с целью привлечения как можно большего числа душ грешников в ад. Курение при этом рассматривалось как средство общения с нечистой силой и считалось грехом В указах появились строгие предупреждения: «А которые стрельцы и гулящие и всякие люди с табаком будут в приводе дважды или трижды, и тех людей пытать, бить кнутом на козле или по торгам; а за многие приводы у таковых людей пороти, ноздри и носы резати». До конце XVII в. табак еще несколько раз запрещали, приказывая «смотреть настрого, чтоб посадские люди в… карты не играли и поганого табачного зелья не жевали, в ноздри не пихали и не курили», но в 1697 г. все запреты были отменены. Посетивший Англию Петр I сам сделался заядлым курильщиком и начал насаждать в России употребление табака как атрибута европеизированного быта, наряду с бритьем бород И «немецким» платьем.
С этого времени наиболее жесткую оппозицию табаку — как губителю души — составляли старообрядцы. По бытовавшей в их среде легенде о происхождении табака, это растение впервые выросло на том месте, где ангел Господен вогнал в землю блудницу, рожденную монахиней и пребывавшую в «любодействе» в течение тридцать лет. О прельстившимся табаком народе легенда говорила: «Мнози же помрут вкушающе то зелие и обеснуются». О связи употребления табака с неправедностью и поруганием веры нищие и калики перехожие пели в духовных стихах. В «Сказе о табаке» старички отправляются на поиски правды и доходят до самого высокого церковного начальства, чья греховность и развращенность показана через одежду, запачканную крошками табака. Поэтому и их слова о том, что в табаке нет греха, не принимаются старичками на веру, рассматриваются как бесовское наущение и отступничество официальной церкви от истинной веры и Бога. Утверждая греховность православия и защищая двуперстие, старообрядцы говорили: «Щепотники, ваша троица в табаке роется», а об употребляющих табак: «Кто нюхает табак, тот хуже каженых (бешеных) собак».
При Петре I табак преимущественно курили, в дальнейшем — нюхали, а курение воспринималось как «весьма предосудительное» занятие, с конца XVIII в. оно вновь начало распространяться и к 1830-м гг. приобрело признание в высших слоях общества, хотя и вошло в триаду «курить,
Пить и играть». Вплоть до середины XIX в. употребление табака бытовало почти исключительно в городской среде. Распространению курения способствовало и то, что с 1860— 1870-х гг. трубки стали активно вытесняться папиросами, впервые официально упомянутыми в циркуляре министра финансов в 1844 г. На рубеже XIX—XX вв. курение уже прочно вошло в русскую жизнь и стало привычкой, которая в значительной степени утратила свою семантическую нагрузку. С началом широкого распространения отходничества, активного проникновения культуры города в деревню началось и распространение курения среди крестьян. В деревнях, расположенных близко к крупным фабричным центрам, например во Владимирской и Новгородской губ., курило почти 70 процентов всего мужского населения старше восемнадцати лет. Старики курили трубки, мужики и молодежь — махорку в самокрутках, реже папиросы. Принося с заработков привычку курить, ее объясняли так: «Там только и отдых, когда куришь. Беда, кто не курит, нельзя ему, бедному, и отдохнуть… вот и приучаешься курить».
К этому времени вокруг курения сформировались определенные обычаи и правила. Предосудительным считалось курить в присутственном месте или младшему по возрасту или чину перед старшим. Подготовка к курению, когда курящий не спеша сворачивал «цигарку», часто служила поводом для прибауток и присказок, например: «Кто любит табачок, тот Христов мужичок».
В первые десятилетия XX в. курение приобрело наибольшее распространение в молодежной среде, стало служить важным знаком вхождения в возраст и чуть ли не обязательной чертой поведения совершеннолетнего парня. Он мог курить открыто, в любом месте и не опасался осуждения старших и женщин, все еще отрицательно относившихся к этой привычке. Показателем распространенности подобного явления может служить один из моментов ряженья девушек в «молодцов» и «молодух» на «светлых вечерах» в Новгородской обл. Изображая «парня», его ухаживание, девушка обязательно брала в руку папиросу и демонстрировала курение. Половозрастная специфика курения, противопоставление младших — некурящих старшим — курящим отразилась в поговорке: «Ребятишкам на молоко, старику на табачишко». В Грязовецком у. Вологодской губ. родители, не позволявшие мальчишкам курить, сами подталкивали их к этому, как только те становились старше, приговаривая: «Какой ты жених, не умеешь коли курить табаку».
Будучи запрещено для тех, кто еще не вступил в возраст, курение в глазах подростка выполняло инициирующую функцию. Мальчики начинали курить в 12—14 лет, глядя на старших парней на гуляньях, выпрашивая табак у взрослых, а позднее покупая его тайно от родителей и раскуривая своей компанией в укромном месте. Так, в Каргополье подростки курили за избой, в которой происходило собрание на «маленькую» беседу, но курили не табак, а самокрутки с мхом, так как не имели денег на покупку махорки. При этом дискомфорт, связанный с курением, способствовал осмыслению его в качестве необходимого физического и психологического испытания на пути взросления. Многие парни приносили привычку курить с заработков или из армии. При этом их авторитет и «городская» престижность табака делали курение еще более привлекательным для подрастающего поколения.
Выступая знаком половозрастной состоятельности, курение способствовало интеграции начавшего гулять парня в коллектив курящих взрослых. Оно формировало единое социальное пространство, обязательным компонентом которого было угощением друг друга табаком, совместное курение. Так, мужики, часто собиравшиеся на деревенской улице поговорить, обязательно во время разговора курили. В такой компании табак был необходим, и тот, кто не имел его, просил товарища «дать ему на сигару». Для парня угощение всех взрослых парней общины табаком или папиросами могло выступать и в качестве обязательной платы за прием в члены молодежного сообщества.
Во время гуляний парни подчеркивали процесс курения: особым образом прикуривали, держали папиросу, выдыхали дым, стряхивали пепел, отбрасывали окурок. Каждое из этих действий было в их глазах важным, так как соотносилось с ухарством. Являясь атрибутом вызывающего поведения и вседозволенности, курение часто соединялось с публичным сплевыванием и нецензурной бранью. Ассоциированность с самоутверждением, силой и куражом предопределила роль курения в завязывании драки. Зачином и поводом к ней могла быть как неудовлетворенная просьба дать закурить, так и брошенный в группу парней-противников окурок.
Представление об удальстве и мужественности курящего парня способствовало установлению связи между курением и сферой любовных отношений. В конце XIX в. среди деревенских парней было распространено мнение, что девушки предпочитают именно курящих кавалеров. Часто особым знаком внимания со стороны возлюбленной было скручивание для подвыпившего ухажера «папироски», а распространенным подарком как «дроле», так и жениху — богато украшенный кисет, которым он похвалялся на гулянье, демонстративно выставляя его край из кармана и угощая других парней махоркой. Девушка дарила кисет и в качестве залога верности парню, уходящему в армию. В обрядовых проводах рекрута кисет, наряду с кольцом и носовым платком, выступал знаком их символического обручения перед долгой разлукой (см. Проводы некрутое). В свадебной обрядности юго-восточных районов Псковской губ. кисет был обязательным подарком невесты каждому холостому парню ее родной деревни, что служило своеобразным выкупом и правом на свадьбу с другим.
В лирических песнях конца XIX в. курение уже прочно
Соединилось с другими обязательными чертами внешнего
Облика «добра молодца». В пригородных деревнях г. Волого — ды девушки пели:
Вы молодчики молоденькие, Сюртучки на вас коротенькие; На гуляньеце идут, В руках тросточки несут, Во устах сигарочки…
В 1930-е гг. курение стало популярным мотивом в любовных припевках. В Пестовском р-не Новгородской обл., отплясывая в кружке под гармошку, девушки пели:
Задушевная подруга, До чего милаша мил. На своем крылечке курит, До меня доходит дым.
Дроля курит папиросы, Дым пускает на меня. Сам товарищу показывает: «Знакомая моя».
Литература:
1. Богданов К. А. Курение как фольклор: к социальной истории курения в XX в. // Мифология и повседневность. Вып. 2. СПб, 1999; 2. Девятова С. В. Курительные принадлежности и традиция употребления табака в России XVIII—XIX вв. // Научные чтения памяти В. М. Василенко. Вып. 3. М, 2001; 3. Иваницкий Н. А. Материалы по этнографии Вологодской губернии // Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. IXIX Труды этнографического отдела. Т. XI. Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России. Вып 2. М., 1890; 4. Стрижев А. «Богомерзкие» растения // Наука и религия. 1968. № 2; 5. Унин Л. На вечеринке (Из Каргопольского у.) // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. Архангельск, 1911. Т. 4. № 2; 6. Архив РЭМ, ф. 7, on. 1. д. 32, 203, 686, 1431; ф. 10, on. 1. д. 99.
В. Холодная