КУМЛЕНИЕ
Обычай устанавливать временные отношения духовного родства в среде девушек и молодок; форма посестримства. Этот обычай служил основой формирования девичьих или женских ритуальных объединений, которое происходило во время весенне-летних обрядовых и игровых действий. Покумившиеся участницы обряда называли друг друга «сестрами», «кумами» или «подругами».
К. приурочивалось к праздничным дням между Пасхой и Духовым днем (или Петровым днем). Непременным условием обряда было строгое соблюдение тайны: о времени и месте действия никто из непосвященных не должен был знать. Кумились парами, группами в четыре человека или коллективом.
Собравшись вместе, девушки и молодки находили место, скрытое от посторонних глаз, обычно в лесу. Здесь каждая пара кумящихся выбирала дерево — березку, на его ветви вешали снятые с себя нательные крестики, ленточки которых обязательно были новыми и нарядными, крестились, трижды целовали друг друга через крест или просунув голову в шнурок креста, а также целовали сам крест с обеих сторон, иногда обменивались крестами и объявляли себя ьсумами, распевая.
Вы кумушки, вы голубушки,
Кумитеся, любитеся!
Не ругайтеся, не бранитеся!
Сойдитеся, полюбитеся!
Полюбитеся, подружитеся!
Подружитеся, поцелуйтеся!
Иногда девушки собирались у одного дерева и совершали К. по очереди. В этом случае кумящиеся, как правило, были скрыты ото всех большим платком. Очередность соблюдалась при групповом и при коллективном К. Каждая покумившаяся четверка уступала место следующим четырем подругам. В момент К. остальные девушки стояли вокруг и исполняли песни, иллюстрирующие ход обряда.
В ряде мест кумящиеся заменяли березку кукушкой — Атрибутом обрядового действа «крещение и похороны кукушки», который считался вариантом троицкого К. Кукушка представляла собой женскую или птичью фигурку из травы, обряженную, как правило, в девичий или женский наряд, а также ею могло быть украшенное растение (см. Кукушка). К. проходило аналогичным образом.
В знак подтверждения своих намерений кумящиеся дарили друг другу бусы, ожерелья, серьги, обменивались предметами одежды — «платьем», фартуками, головными уборами, платками, лентами, венками. Зачастую обмен украшениями и деталями костюма заменялся обменом нательными крестиками. Символическому закреплению дружеских отношений способствовали особые действия. Там, где К. соотносилось с обрядом завивания берез, желавшие покумиться должны были вместе заплести на дереве ветви, а затем, взявшись за руки, трижды обойти его или пройти через свитый венок или под «воротами» из переплетенных веток. Иногда девушки, скрепляя свой союз, поочередно умывались водой, зачерпнутой из середины венка, брошенного в водоем. Венок объединял всех участниц обряда и в том случае, когда они по очереди надевали его на голову. Обмен приглашениями к трапезе и собственно трапеза, которую участницы обряда совершали совместно, также являлись символом установления сестринских отношений.
К. девушек могло сопровождаться одариванием друг друга пасхальными куличами, крашенными в красный или желтый цвет яйцами; иной раз обмен сопровождался словами или действиями, маркирующими ритуальный комплекс самого важного православного праздника — Пасхи. Обмениваясь яйцами, девушки говорили друг другу: «Христос воскресе» и «Воистину воскресе» — или бились яйцами. Использование христианских предметов и символов указывает на то, что этому обычаю придавалось исключительное значение в традиционном обществе.
Существовал и другой вариант коллективного К. Объединение девушек и молодок происходило на основе их поочередного К. с одной из участниц обряда, с березкой или с кукушкой — атрибутом обряда «крещение и похороны кукушки». Как правило, кумились с самой молодой девушкой. При К. парами впервые участвовавшая в обряде девушка-
подросток нередко оставалась без пары; ее называли «под. кумок» или «подкумыш». К. с ней символизировало принятие ее в половозрастную группу девушек и молодок. В дру. гих местах традицией предусматривалось К. всех участниц с одной из старших подруг, которая обычно руководила действием. Нередко К. девушек около троицкой или завитой березки сопровождалось К. каждой из них с обрядовым деревцем: березку величали «кумой», отдавали (вешали на ветви) свои ленты и украшения, припевая:
Покумимся, кумушка, Белая голубушка, Чтоб нам не браниться, А весь век дружиться!
В калужском варианте обряда «крещение и похороны кукушки» девушки сначала кумились с кукушкой: целовали ее, а затем друг с другом. В песнях, сопровождавших обряд, кукушку называли «кумушкой»:
Кукушечка, кукушечка, Птичка серая, рябушечка, Кому ты кума, кому кумушка? Красным девушкам и молодушкам.
После К. участники обряда шествовали по деревне, водили Хороводы, плясали, пели песни, устраивали обрядовую трапезу в складчину, непременным блюдом которой была яичница или яйца. На трапезе во время подачи кваса покумившиеся обменивались пожеланиями, соответствующими возрасту и семейному положению каждой участницы. Самым юным говорили: «Еще тебе подрасти да побольше расцвести!»; невестам или заневестившимся девицам желали: «До налетья (до следующего года) косу тебе расплести надвое! Чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтоб не сидеть тебе век по подлавочью (т. е. не остаться в девках)»; пожелания женщинам звучали так: «На лето сына родить! На тот год сам-тре — тий тебе быть (т. е. родить двойню)» (4, с. 428; 2, с. 14). После этого девушки шептали друг другу пожелания, называли имена женихов, обращаясь друг к другу: «кума», «кумочка».
Раскумление, будучи неотъемлемой частью К, представляло собой обрядовое действо, но иногда оно не оформлялось ритуально. В назначенный день участницы в том же составе собирались в месте К. Здесь девушки возвращали друг другу подарки, личные вещи, которые носили в период за — кумлевания, яйца, которые перепекали и хранили до этого времени. При раскумлении распрямляли ветви и снимали свои украшения и личные вещи с дерева:
Я в лес пойду, я венок разовью;
Раскумимся, кума, разбранимся, душа!
312 КУМЛЕНИЕ |
В ряде мест в знак раскумления девушки бросали венки в воду. В Калужской губ. бывшие кумушки, прерывая отно
шения, дарили друг другу орехи, бусы. Изредка по прошествии определенного срока покумившиеся просто переставали называть друг друга «кумами», что и свидетельствовало о расторжении заключенного прежде союза. Есть сведения, что покумившиеся один раз пары возобновляли свои отношения через год, совершая обряд К. заново.
Установленные в ходе К. отношения могли закончиться при первой ссоре. В этом случае возвращалась часть подарков, а яйца отдавались детям, чтобы те их съели, со словами: «На том и наша дружба кончилась». В традиции известны и более длительные сроки К. Зачастую оно прерывалось через год, без предварительных объявлений, а иной раз сохранялось на всю жизнь. Так было в Шацком р-не Рязанской обл. Здесь символом более близких, серьезных и длительных отношений являлся обмен во время К. вареными яйцами, как правило крашеными. Девушки, покумившиеся таким образом, обязательно звали друг друга на свои свадьбы.
В конце XIX — начале XX в. в ряде мест К. уже не являлось тайным действием. Девушки кумились на улице во время гуляний на глазах собравшегося народа. О постепенной утрате магического значения свидетельствует и изменение состава участников К.: кумиться могли парни, парни и девушки, взрослые.
Народная традиция относит К., приходившееся на весенне — летний период, к аграрно-магическим обрядам, способствовавшим увеличению урожая льна и некоторых огородных культур. Первоначальный же смысл обряда, по мнению ряда исследователей, был утрачен. Предполагается, что в ходе К. происходило символическое единение девушек, достигших брачного возраста, и молодок, уже вступивших в брачные отношения, но еще не ставших матерями. Участие в этих объединениях свидетельствовало о принадлежности девушки к молодежному сообществу, а также готовности девушек и молодок к будущему материнству. Существует гипотеза, что «древний акт кумления подразумевал когда-то кумление с божеством (а может быть, и в первую очередь с ним), в ходе которого, вероятно, женщины испрашивали потомство» (3, с. 153). Воплощением этого божества в обрядах К. выступают троицкая березка, «кукушка», русалка, которая, по народным представлениям, в это время пребывает в весенней зелени.
Литература:
1. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни общины 19 — начала 20 века. Л., 1988. 2. Громыко М. М. Весенний цикл русских традиционных развлечений молодежи // Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XVIII — н. XX вв. Новосибирск, 1985; 3. Денисова И. М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских: материалы, семантика обрядов и образов народной культуры, гипотезы. М, 1995; 4. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994.
Т. Зимина