КУЛАЧНЫЙ бои (КУЛАЧКА)
Праздничное силовое противостояние мужских групп, объединенных по возрастному, территориальному или социальному принципу, проходившее без применения оружия и по строгим правилам. К. б. был формой функционирования мужского сообщества в соответствии с возрастной стратификацией и объединял многочисленные элементы силовой культуры, чьи корни уходили в традиции мужских военных союзов Древней Руси.
К. б. были популярны во всех возрастных и социальных слоях дореволюционного русского общества. Среди простого люда участие в них рассматривалось как одно из обязательных условий реализации полноценного мужского статуса и поэтому занимало важное место в процессе социализации
Мужской молодежи, способствуя формированию комплекса волевых и моральных качеств. В бою подростки учились преодолевать боль и страх, тренировали выносливость, стойкость, мужество, приобретали ловкость и боевые навыки К. б. способствовал сплочению мужской территориальной группы, осознанию своего единства и сопричастности каждого парня. В то же время он являлся экзаменом на возрастную состоятельность: проявление силы и удали и переход из одной возрастной группы в другую.
Обычно К. б. приурочивались к зимнему времени — периоду от Рождества до Крещения, иногда устраивались в воскресенья Великого поста, на Пасхальной неделе или в Семик, но наиболее часто временем их проведения была Масленица. Готовиться к бою начинали заранее, за одну — две недели: выбирали место (ровное, хорошо утрамбованное), договаривались о правилах и количестве участников, выбирали атаманов. Шла моральная и физическая подготовка: мужики и парни по несколько раз парились в бане, старались есть больше мяса и хлеба, так как считалось, что это придает бойцу силы и смелости. Использовались и магические приемы; например, чтобы удар кулака сделался неотразимым, в порез на правой руке закладывали змеиный язык. Непосредственно перед боем произносились специальные заговоры, призванные сделать бойца непобедимым.
Для боя была характерна строгая регламентация и специальная одежда: толстые, подшитые куделью, шапки, кожаные на меху рукавицы, тулупы, которые подпоясывали красными кушаками. Все это должно было защитить участников от серьезных травм, так как били в основном по голове и груди. Сохранность боевого доспеха обеспечивал обычай; например, в Пензенской губ. каждый из дерущихся подбирал и подбрасывал вверх упавшие с голов шапки, которые летали над полем битвы до тех пор, пока не находили хозяев. Но главной защитой стали правила боев, которые были сходны по всей России и утверждены указом Екатерины I «О кулачных боях» от 1726 г. Они включали запрет на использование оружия, предписывали не бить лежачего или того, кто был в крови («не бить по увечному», «мазку не бить»), запрещалось наносить удары сзади и т. п. Нарушителя правил жестоко наказывали. Всеобщее осуждение и наказание подстерегало и того, кто вкладывал что-либо тяжелое в рукавицу, чтобы увеличить силу удара. В Воронежской губ., если удары бойца начинали привлекать внимание, а вокруг валялось много поверженных им противников, на него наваливались и обыскивали. Пойманного с оружием избивали до полусмерти, расправа происходила на месте. На Урале за «закладки» в рукавицы могли и убить, при этом не щадили даже атамана. Поэтому перед началом боя каждый атаман, обращаясь к своим, говорил: «А ну, молодцы, перекреститесь, что в кулаке обману нет».
Существовало два варианта боя: «стенка на стенку» и «сцеплянка-свалка». В первом случае бойцы выстраивались в один, два или три ряда — «стену», у которой выделялись «голова», где стояли старшие и наиболее сильные бойцы, «крылья» (фланги), а в некоторых случаях и «резерв», скрывавшийся в засаде. Предводительствовал «стенкой» атаман («надежа-боец», «голова», «топтун», «башлык»). Главной задачей было сдержать натиск «стенки» противника, опрокинуть его и начать собственное наступление. Как в атаке, так и обороне использовались различные тактические приемы: бойцы держали фронт, шли «клином-свиньей», меняли бойцов первого, второго, третьего ряда, отступали в засаду и т. п. Бой кончался прорывом стенки противника и бегством врагов. Во втором варианте — «сцеплянке-свалке» — каждый выбирал себе противника по силе и бился с ним до полной победы, после чего «сцеплялся» с другим. В XIX в. этот вид боя встречался гораздо реже первого и чаще всего был его составной частью. При этом любой из приемов индивидуального боя имел на языке кулачников свое название: «дать в хлебово» — ударить кулаком в лицо снизу вверх; «поставить фонарь» — ударить в глаз; «свернуть салазки» — сильный удар сбоку в челюсть, с ее повреждением; «заехать по мусалам» — ударить по лицу сбоку, в скулу; «дать под микитки»» — удар в живот под ребра; «зашеина» — удар по шее; «зуботычина» — оплеуха, пощечина; «перевертыш» — удар или толчок, опрокидывающий противника; «притузить» — прибить руками; «тумак» — удар по голове. Известные бойцы владели и более сложными приемами, пришедшими в К. б. из борьбы, например «московский способ», когда боец, наклонив противника в правую сторону, подбивал ему носком правой ноги левую ногу и опрокидывал на землю.
Важным моментом К. б. было участие всех мужских возрастных групп, но по очереди, когда каждая из них дралась с равными по силе противниками своего возраста. В середине XIX в. в Пензе бой устраивался в день храмового праздника около церкви. Сразу после обеда здесь начинали собираться толпы мальчишек. Они выстраивались «стеной» друг против друга, затем с громкими криками бросались навстречу. Более сильная сторона, одолев противника, с торжеством и победным криком начинала гнать его до тех пор, пока на побежденной стороне не появлялось свежее и более сильное подкрепление. После чего они начинали теснить победителей и обращали их в бегство. Взрослые не спешили подключаться к битвам «маленьких», следили за ними со стороны, руководили, поощряли восклицаниями: «Ну, маленькие, смелее!» Постепенно, чтобы помочь терпящим поражение, в бой вступали парни, а затем и мужики, при этом младшие уходили прочь. При такой постепенной смене возрастного состава число противников могло достигать до двухсот — трехсот человек в «стене». Единство каждой группы перед началом сражения утверждалось общим про-
Хождением парней и мужиков в окружении подростков по деревне к месту битвы. Пока парни, выстроившись напротив друг друга, «задирались», демонстрируя воинственные намерения и превосходство, подбадривая себя и подначивая противника, подростки дрались и расходились после сигнала атамана к началу настоящего боя, и когда он вступал в решительную фазу, парней сменяли мужики. Сражение заканчивалось бегством противника из деревни.
К началу XX в. К. б. во многом приобрели характер организованного действия и получили профессиональное развитие. Особенно это было характерно для городского варианта боя, где сформировался класс болельщиков, знатоков, собирались ставки, а среди бойцов выделились профессионалы — «знаменитости». При этом организация и проведение боя часто испытывали государственное регулирование, а в качестве болельщиков в нем принимали участие высшие городские чины.
1. Осъмаков М. На кулачках // Родина. 2000. № 10; 2. Тедорад — зе А, Никулин Р., Плужников А. В кулаке обману нет // Родина 1999. № 3; 3. Шангина И. И. Кулачный бой // Русский праздник СПб., 2001.
В. Холодная