Главная > Мужики и бабы в русской культуре > КУЛАЧНЫЙ бои (КУЛАЧКА)

КУЛАЧНЫЙ бои (КУЛАЧКА)

Праздничное силовое противостояние мужских групп, объединенных по возрастному, террито­риальному или социальному принципу, проходившее без применения оружия и по строгим правилам. К. б. был фор­мой функционирования мужского сообщества в соответ­ствии с возрастной стратификацией и объединял много­численные элементы силовой культуры, чьи корни уходили в традиции мужских военных союзов Древней Руси.

К. б. были популярны во всех возрастных и социальных слоях дореволюционного русского общества. Среди простого люда участие в них рассматривалось как одно из обязатель­ных условий реализации полноценного мужского статуса и поэтому занимало важное место в процессе социализации

Мужской молодежи, способствуя формированию комплекса волевых и моральных качеств. В бою подростки учились преодолевать боль и страх, тренировали выносливость, стой­кость, мужество, приобретали ловкость и боевые навыки К. б. способствовал сплочению мужской территориальной группы, осознанию своего единства и сопричастности каж­дого парня. В то же время он являлся экзаменом на воз­растную состоятельность: проявление силы и удали и пере­ход из одной возрастной группы в другую.

Обычно К. б. приурочивались к зимнему времени — периоду от Рождества до Крещения, иногда устраивались в воскресенья Великого поста, на Пасхальной неделе или в Семик, но наиболее часто временем их проведения была Масленица. Готовиться к бою начинали заранее, за одну — две недели: выбирали место (ровное, хорошо утрамбован­ное), договаривались о правилах и количестве участников, выбирали атаманов. Шла моральная и физическая подго­товка: мужики и парни по несколько раз парились в бане, старались есть больше мяса и хлеба, так как считалось, что это придает бойцу силы и смелости. Использовались и магические приемы; например, чтобы удар кулака сде­лался неотразимым, в порез на правой руке закладывали змеиный язык. Непосредственно перед боем произноси­лись специальные заговоры, призванные сделать бойца непобедимым.

Для боя была характерна строгая регламентация и спе­циальная одежда: толстые, подшитые куделью, шапки, кожа­ные на меху рукавицы, тулупы, которые подпоясывали крас­ными кушаками. Все это должно было защитить участников от серьезных травм, так как били в основном по голове и груди. Сохранность боевого доспеха обеспечивал обычай; например, в Пензенской губ. каждый из дерущихся подби­рал и подбрасывал вверх упавшие с голов шапки, которые летали над полем битвы до тех пор, пока не находили хозя­ев. Но главной защитой стали правила боев, которые были сходны по всей России и утверждены указом Екатерины I «О кулачных боях» от 1726 г. Они включали запрет на использование оружия, предписывали не бить лежачего или того, кто был в крови («не бить по увечному», «мазку не бить»), запрещалось наносить удары сзади и т. п. Нару­шителя правил жестоко наказывали. Всеобщее осуждение и наказание подстерегало и того, кто вкладывал что-либо тяжелое в рукавицу, чтобы увеличить силу удара. В Воро­нежской губ., если удары бойца начинали привлекать вни­мание, а вокруг валялось много поверженных им противни­ков, на него наваливались и обыскивали. Пойманного с ору­жием избивали до полусмерти, расправа происходила на месте. На Урале за «закладки» в рукавицы могли и убить, при этом не щадили даже атамана. Поэтому перед началом боя каждый атаман, обращаясь к своим, говорил: «А ну, молодцы, перекреститесь, что в кулаке обману нет».

Существовало два варианта боя: «стенка на стенку» и «сцеплянка-свалка». В первом случае бойцы выстраивались в один, два или три ряда — «стену», у которой выделялись «голова», где стояли старшие и наиболее сильные бойцы, «крылья» (фланги), а в некоторых случаях и «резерв», скры­вавшийся в засаде. Предводительствовал «стенкой» атаман («надежа-боец», «голова», «топтун», «башлык»). Главной зада­чей было сдержать натиск «стенки» противника, опроки­нуть его и начать собственное наступление. Как в атаке, так и обороне использовались различные тактические приемы: бойцы держали фронт, шли «клином-свиньей», меняли бой­цов первого, второго, третьего ряда, отступали в засаду и т. п. Бой кончался прорывом стенки противника и бегством вра­гов. Во втором варианте — «сцеплянке-свалке» — каждый выбирал себе противника по силе и бился с ним до полной победы, после чего «сцеплялся» с другим. В XIX в. этот вид боя встречался гораздо реже первого и чаще всего был его составной частью. При этом любой из приемов индивидуаль­ного боя имел на языке кулачников свое название: «дать в хлебово» — ударить кулаком в лицо снизу вверх; «поста­вить фонарь» — ударить в глаз; «свернуть салазки» — силь­ный удар сбоку в челюсть, с ее повреждением; «заехать по мусалам» — ударить по лицу сбоку, в скулу; «дать под микит­ки»» — удар в живот под ребра; «зашеина» — удар по шее; «зуботычина» — оплеуха, пощечина; «перевертыш» — удар или толчок, опрокидывающий противника; «притузить» — прибить руками; «тумак» — удар по голове. Известные бойцы владели и более сложными приемами, пришедшими в К. б. из борьбы, например «московский способ», когда боец, наклонив противника в правую сторону, подбивал ему носком правой ноги левую ногу и опрокидывал на землю.

Важным моментом К. б. было участие всех мужских воз­растных групп, но по очереди, когда каждая из них дралась с равными по силе противниками своего возраста. В сере­дине XIX в. в Пензе бой устраивался в день храмового праздника около церкви. Сразу после обеда здесь начинали собираться толпы мальчишек. Они выстраивались «стеной» друг против друга, затем с громкими криками бросались навстречу. Более сильная сторона, одолев противника, с тор­жеством и победным криком начинала гнать его до тех пор, пока на побежденной стороне не появлялось свежее и более сильное подкрепление. После чего они начинали теснить победителей и обращали их в бегство. Взрослые не спешили подключаться к битвам «маленьких», следили за ними со стороны, руководили, поощряли восклицаниями: «Ну, ма­ленькие, смелее!» Постепенно, чтобы помочь терпящим по­ражение, в бой вступали парни, а затем и мужики, при этом младшие уходили прочь. При такой постепенной смене воз­растного состава число противников могло достигать до двухсот — трехсот человек в «стене». Единство каждой группы перед началом сражения утверждалось общим про-

Хождением парней и мужиков в окружении подростков по деревне к месту битвы. Пока парни, выстроившись напро­тив друг друга, «задирались», демонстрируя воинственные намерения и превосходство, подбадривая себя и подначи­вая противника, подростки дрались и расходились после сигнала атамана к началу настоящего боя, и когда он всту­пал в решительную фазу, парней сменяли мужики. Сраже­ние заканчивалось бегством противника из деревни.

К началу XX в. К. б. во многом приобрели характер орга­низованного действия и получили профессиональное раз­витие. Особенно это было характерно для городского вари­анта боя, где сформировался класс болельщиков, знатоков, собирались ставки, а среди бойцов выделились профессио­налы — «знаменитости». При этом организация и проведе­ние боя часто испытывали государственное регулирование, а в качестве болельщиков в нем принимали участие высшие городские чины.

Литература:

1. Осъмаков М. На кулачках // Родина. 2000. № 10; 2. Тедорад — зе А, Никулин Р., Плужников А. В кулаке обману нет // Родина 1999. № 3; 3. Шангина И. И. Кулачный бой // Русский праздник СПб., 2001.

В. Холодная

Комментировать