КУДЕЛЬ
Льняное волокно высшего качества, продукт женского труда. К. являлась основой для изготовления нитей, из которых производили ткани, необходимые в крестьянском быту для изготовления одежды, постельного белья, разнообразной утвари.
В традиционной культуре К. помимо утилитарного назначения приобретала символический смысл, в частности в свадебной обрядности. Так, пучок К. или сплетенная из льняного волокна коса могли использоваться в качестве предметного воплощения девичьей красоты. Изготовление красоты-К. было известно в свадебных традициях Вологодской, Новгородской, Тверской и Ярославской губ.
В Кадниковском у. Вологодской губ. девушки в день рукобитья или после богомолья делали косу из льна и вывешивали ее на украшенной лентой веревке между домом Невесты и соседней избой. Срывали веревку с косой из К — обычно в день венчания или через три дня после свадьбы В Ярославской губ. такая конструкция в 20-е гг. XX в. называлась «телеграфом», а позже — «телефоном». Ее, как и «ело ч ку» — к рас оту с прикрепленной к вершине льняной косой (см. Свадебное деревце), изготавливали после богомолья или в девичник.
Иначе выглядело расставание с девичьей красотой в Новгородской и Тверской губ.: «…невеста первое время иногда еще ходит на посидку <…> Но когда там сожгут ее "красоту", невеста навсегда покидает беседу. В Вышневолоцком у. „красу" жгут на другой день после богомолья <…> Это происходит так: невеста приносит с собою на посидку куделю, которую расстилают по полу до порога и зажигают. (Иноща куделю жгут на улице или приносят сухую березу— ветку, — ставят ее под окно, вешают на нее куделю и зажигают…). Невеста при этом плачет:
Подождите, милые подруженьки, Мои милые приятели, Сжигать да мою красу девичью…
Затем она прощается со своими подругами, берет свою прялку и уходит с женихом. При прощании она целует каждую подругу, оплакивая свою волю вольную:
Подруженьки вы мои милые, Ушла моя волюшка вольная» (7, с. 53).
В Валдайском у. Новгородской губ. сжигание К. приурочивалось к ритуалу богомолья: отец невесты снимал с божницы образ, возлагал его на стол, а невеста с женихом, помолившись, целовали его. Потом жених сжигал «на прялке своей невесты куделю, вероятно для показания, что девичество ее уже прошло. После этого дело считается окончательно решенным, везде заговорят: „уж куделина сожжена", значит дело совсем полажено». (5, с. 156). По своему значению в структуре свадебного обряда сжигание К. аналогично богомолью, после которого также уже нельзя было отказаться от брака ни жениховой, ни невестиной стороне.
Использование К. в качестве девичьей красоты не случайно и может быть объяснено, по крайней мере, двумя причинами. Во-первых, прядение — преобразование К. в нить — являлось одним из типичных женских и по преимуществу девичьих занятий. Причем оно носило коллективный характер: после сезона уборочных полевых работ, обычно с Покрова Богородицы (1/14 октября), девушки собирались на посиделки-супрядки для совместного прядения. В Вологодской и Тверской губ. на посиделках совершались разнообразные игровые действия с К., в которых нельзя не обнаружить сходства со свадебным ритуалом изготовления и сжигания К. Названия их: «елку жечь», «телефон проводить», «на девишник» — непосредственно соотносились с образом девичьей красоты и с обрядом прощания невесты с нею. Смысл этих игровых действий наполнен любовно-брачной тематикой. Так, «сжигание елки» устраивали и на рабочих посиделках, и во время Святок, предваряющих период свадеб: парни собирали у девушек К., наматывали ее на лучину, которую втыкали в чурбан и поджигали. Замечали, в чью сторону упадет лучина. Если в сторону парня, то он должен по очереди обнять всех девушек; если к девушке, она, соответственно, должна обнять каждого из ребят. Сжигание К., особенно в святочное время, символизировало желание каждой из девушек на посиделке завершить девичество; возможно, эта акция, приуроченная к переходному периоду от старого года к новому, имела магический характер. Такое же значение, по-видимому, имело действо «на девишник». Оно заключалось в том, что парень, забежавший на посиделку, неожиданно вырывал у одной из девушек клочок К. с прялки и поджигал его с криком: «Давай на девишник!» Это было своего рода репетицией обрядового «сжигания девишника» (прощания с девичеством), которое во время свадьбы устраивали пожилые женщины из деревни невесты: они поджигали около ее дома сноп соломы. В ряде мест Вологодской губ. на посиделке, с которой уводили «просватанку» на обряд рукобитья, также сжигали К. Знавшая об этом девушка специально для сжигания приносила небольшой пучок К. «Проведение телефона» устраивалось оставшимися прясть девушками после ухода части их подруг в соседнюю деревню на другую посиделку. Ушедшим «распустят пряжу и, привязывая ее к концам нарочно воткнутых в снег кольев, протягивают нитку, наподобие телеграфа, от дома той девицы, чья прялка, к дому того парня который успешнее других ухаживал за ней <…> Девушки, вернувшись… вовсе не сердятся на своих подруг, а со смехом и шутками, рассказывая о своих похождениях, с их помощью приводят в порядок свою работу» (6, с. 47).
Феномен воплощения девичьей красоты в виде К. сложился в результате закрепления процесса прядения за возрастной группой девушек, а также благодаря утрате ими после замужества права на посещение супрядок.
Показательно поэтому свойственное народному сознанию устойчивое соотнесение льна и процесса его обработки с девичеством. Эта связь нашла отражение в разных сферах традиционной культуры. Так, например, при первом дожде приговаривали: «На бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкин лен поливай ведром». Одним из характерных мотивов величальных свадебных песен, адресованных девушке — подруге невесты, являлся процесс изготовления льна во всем его многообразии. Тема прядения использовалась также в иносказательной речи сватов: «У нас бел ленок, а у вас ковылок: хорошо бы их соединить».
Второй причиной использования К. для изготовления девичьей красоты являлось восприятие в традиционном сознании льна как аналога человеческих волос. Лен, подобно другим растениям, осмыслялся в мифопоэтических представлениях как волосы земли. Единоприродность льна и волос для народного сознания обусловила взаимозаменяемость этих материалов в традиционной культуре, их соотнесенность в обрядовой сфере.
Синонимичность льна и волос очевидна на уровне языка. Слово «кудель» и однокоренные слова использовались в русских говорах для обозначения человеческих волос вообще или длинных, спутанных, кудрявых волос. Особенно это характерно для фольклорных текстов, например в свадебной поэзии:
Вилися кудельцы
По его головушке,
Перед право плечико, На его зелен кафтаан.
Во время обрядового расчесывания свахой волос новобрачного бояре пели: «Во поле лен, лен ветер веет, развевает». Использование приема метафоры в подобных случаях свидетельствует о свойственном для традиционного сознания соотнесении мира человека и мира природы: ритуально оформленное событие в жизни конкретного человека достигает космического масштаба.
В Нижегородской губ. после свадьбы, проверяя мастерство молодой жены, на вопрос: «,,Умиёт-ли молодая-та лен чесать?" — она берет гребень и причесывает мужа» (7, с. 151).
Встречается в народных говорах и называние К. «кудрями». Одно из вологодских посиделочных игровых действий с К. так и называется — «кудри палить (жечь)».
В традиционной культуре очевидно прослеживается взаимозависимость между волосами человека и другими, подобными льну, волокнистыми растениями. Так, у восточных славян для того, чтобы у девушки были длинные и здоровые волосы, она распускала их и вставала посреди пашни, на которой сеяли коноплю. В Витебской губ. «колтун» на голове лечили, смазывая волосы молоком из семян конопли или отваром ее цветов. С другой стороны, о продуцирующей силе волос человека, влияющей на вегетацию, урожай льна и других волокнистых культур и злаков, а также на качество обработанного волокна, свидетельствуют разнообразные обрядовые действия с волосами. Так, в Вологодской губ. женщины срывали друг с друга платки и дергали за волосы, желая, чтобы лен рос длиннее. С той же целью в Рязанской губ. женщины подкарауливали проходившего мимо засеянного льном места дьякона, ловили его и катали по полю, приговаривая: «Уродися, лен, долог, как у дьякона волос». Широко у русских также был распространен обычай мять и трепать лен с распущенными волосами.
Особая магическая сила приписывалась волосам невесты. Так, в Московской губ., «чтобы лен водился», после венчания при перечесывании волос новобрачной в косы вплетали лен следующим образом: две пряди волос, а третья — мычка льна. В Новгородской губ. также невесте после венца заплетали две косы, вплетая туда К. В Сибири еще до венчания Мать невесты по ее просьбе несколько раз переплетала косу, вплетая туда, помимо льна и конопли, колосья пшеницы, ржи, ячменя, овса, каждый раз с особым причетом.
Учитывая традиционные представления о продуцирующей Силе не только волос невесты, но и растений, можно предположить, что соприкосновение этих материалов в приведенных случаях было направлено на взаимовлияние в сфере воспроизводства и растений, и человека. Одним из оснований для народных представлений о единоприродности льна/кудели и волос могло послужить их внешнее сходство, что обусловливало общность приемов их обработки: трепание и потрясание, чесание и расчесывание, тканье (плетение) и заплетание. В данном контексте показательно дублирование этих материалов и замена одного другим.
Помимо отмеченного выше сочетания волос и К., их одновременно использовали в других обрядах жизненного цикла человека. Так, в Вологодской губ. новорожденному перевязывали пупок суровой ниткой, соединенной с материнскими волосами. В Орловской губ. для этого отрезали прядь волос с правого виска матери; считалось, что перевязывание пуповины материнскими волосами привяжет к ней ребенка. Известны случаи использования человеческих волос при тканье полотна для погребальной одежды и при ее вышивании, а также употребление как К., так и собранных в течение жизни вычесанных или остриженных волос для набивания подушки, которую клали в гроб.
Одним из наиболее ярких примеров замены человеческих волос К. является изготовление девичьей красоты в виде льняной косы. Этот обычай, по всей видимости, связан с архаичным обрядом обрезания косы невесты, сохранявшимся в конце XIX — начале XX в. у некоторых славянских народов, а в русской традиции проявлявшимся лишь в свадебной поэзии и в форме шуточной угрозы во время выкупа косы невесты жениховой стороной (см. Коса).
Общим для красоты-К. с другими видами этого свадебного атрибута являлось изготовление ее возрастной группой девушек, с которыми невеста расставалась, и ритуальное ее уничтожение. Последнее по большей части представляло собой сжигание, что соотносимо с обрядовым подпаливанием волос невесты и жениха, являвшимся аналогом обрезания волос и имевшим широкое распространение у многих родственных русскому славянских народов.
Литература:
1. Вологодский фольклор. 1975; 2. Всеволожская Е. Очерки крестьянского быта Самарского уезда // ЭО. Кн. XXIV. 1895. № 11; 3. Гаген-Торн Н. И. Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы // СЭ. 1933. № 5—6; 4. Зеленин Д. К. Описание рукописей Ученого архива ИРГО. Вып I-III, Пг. 1914—1916; 5. Зимнее И. Свадебные обычаи в Короцком приходе Валдайского уезда // Новгородский сборник. Вып. П. Новгород, 1865; 6. Морозов И. А., Слепцова И. С. Праздничная культура Вологодского края. Святки и Масленица // Российский этнограф. М., 1993. № 8; 7. Мыльникова К, Цинциус В. Северно-великорусская свадьба // Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. Л., 1926; 8. Шаповалова Г. Т., Лаврентьева JI. С. Обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья. Л., 1985; 9. Шереметева М. Е. Свадьба в Гамаюнщине Калужского уезда // Труды Калужского общества истории и древностей. Калуга, 1928; 10. Архив РЭМ, ф. 7, on. 1, д. 1446, л. 16.
Е. Мадлевская