Главная > Мужики и бабы в русской культуре > КНЯЖИЙ ОБЕД (БОЛЬШОЙ СТОЛ, ВЕЧЕРНИЕ ГОСТИ, ГОРЯЧИЙ ОБЕД, СЫРНЫЙ СТОЛ, ПОКЛОННЫЙ СТОЛ, ПОЦЕЛУЙ­НЫЙ СТОЛ, РДДОШНЫЙ СТОЛ)

КНЯЖИЙ ОБЕД (БОЛЬШОЙ СТОЛ, ВЕЧЕРНИЕ ГОСТИ, ГОРЯЧИЙ ОБЕД, СЫРНЫЙ СТОЛ, ПОКЛОННЫЙ СТОЛ, ПОЦЕЛУЙ­НЫЙ СТОЛ, РДДОШНЫЙ СТОЛ)

Пир второго дня свадьбы.

Он устраивался обычно после брачной ночи, когда жених И невеста становились полноценными супругами, и прово­дился в том случае, если девушка оказалась «честной», то есть не утратила девственности до свадьбы. Во многих де­ревнях России гости, присутствовавшие на свадебном пиру первого дня, приезжали на К. о. сами, без приглашения. Однако в некоторых местностях перед пиром молодые ката­лись на санях по селу и окрестным деревням, тем самым сообщая всем, что пора приходить на К. о.

На свадебную трапезу второго дня приглашались не толь­ко родственники молодого и молодухи, но и почти все со­седи. Родственники приходили сообща прежде остальных, а соседи могли являться в течение всего дня. Появление молодоженов перед гостями приветствовалось радостными криками, пожеланиями счастливой, долгой, дружной жизни и многочисленного потомства. Новобрачные благодарили всех за «любовь и привет», молодуха впервые называла своего свекра батюшкой, а свекровь матушкой. За стол с новобрачными садились только состоявшие в браке жен­щины и мужчины. Для парней и девушек угощение подава­лось в другой избе. На стол выставлялось поочередно мно­жество блюд — перемен, застолье сопровождалось обилием хмельных напитков. По обычаю, в этот день гости прино­сили с собой «разные естества» — пироги, кулебяки, оладьи, мясо, дичь, их передавали тысяцкому, а тот в свою оче­редь — свашке, которая подавала их на стол. Руководили пиром дружка и тысяцкий, угощавшие гостей, расхвали­вавшие молодых, родителей новобрачной и всех собрав­шихся. Новобрачные во время пира демонстрировали свое единение: пили молоко из одного стакана, ели хлеб или пирог от одного куска, пользовались одной миской и одной ложкой.

267

Во многих деревнях пир второго дня сопровождался сбо­ром подарков для новобрачных, что происходило в каждой местности по-разному. На Русском Севере, например, моло­духа подходила поочередно к каждому гостю с подносом, на котором стояла рюмка водки, низко ему кланялась, предла­гая выпить. Гость осушал рюмку, целовал молодуху в губы и клал на поднос деньги или подарок. В деревнях, распо­ложенных по течению Волги и Камы, сбор даров выглядел

Как плата за угощение и назывался «разнесение сыров» Дружка вызывал по старшинству сначала родственников молодухи, потом родственников молодого и просил их при­нять угощение от молодоженов: рюмку водки и закуску, со словами:

Просят вас князь молодой

С княгиней молодой

С княжева стола ковшом, да медом,

Да низким поклоном…

Сыры-то примите,

А на сыры-то положите

Не рубль, не полтину,

А золотую гривну.

У кого сила есть —

Так рубликов пять-шесть.

Они люди млады,

Им денежек надо

На семейное обзаведение,

На банное построение.

Каждый гость клал на поднос подарок или деньги либо, как говорил дружка:

От кошечки — котеночка, От овцы — ягненочка, От коровы — теленочка, От лошади — жеребеночка.

Преподнесение подарков проходило повсюду очень весе­ло. Каждый дарящий старался сказать какую-либо приба­утку: «Вот вам ромашка, чтобы была Наташка. / Вот вам горбушка, чтоб был Ванюшка / Вот вам яиченьки, чтобы были кругленькими личики. / Как год, так Федот, / Как пасха, так Параска» (1, с. 207).

Все это рассматривалось как помощь молодой семье, на­чинающей строить свою жизнь.

Во время К. о. проводились также обрядовые действия, во время которых молодуха «представляла» себя родне мужа и жителям села, в котором отныне должна была жить. Она демонстрировала перед собравшимися свое уме­ние прясть, ткать, вышивать — вывешивала на стены избы полотенца, вытканные и вышитые ею в девичестве, накрывала столы для застолья своими скатертями, дарила рукоделие родне мужа, иногда при всех садилась за прял­ку или ткацкий стан, показывая желающим свое мастерст­во. Кроме того, молодуха, как и на свадебном пиру, ода­ривала собравшихся полотенцами, ширинками и другими «рукодельными подарками». При этом, например, в Оло­нецкой губ. дружка, помогавший ей в этом, говорил: «Не спешись принять, изволь выслушать: сама княгиня молодая по подольчику сорочечку строчила, около ворота золотом обшивала, изволь принять, счастливо держать и честно почитать» (3, с. 494). Молодуха старалась также показать свои хозяйственные возможности: умение печь блины, ола-

Дьи или шаньги, подметать пол, носить воду из колодца. От нее требовалось быть не только рукодельной и хозяй­ственной, но и уважительной по отношению к людям, терпеливой и послушной. Эти качества проверялись при подметании пола. Обрядовое действие обставлялось как ве­селая игра. Дружка давал молодухе старый голик, перевя­занный полотенцем, и просил подмести пол «хороше­нечко». Она старалась подмести, не оставив ни соринки, а гости подбрасывали ей мусор и металлические деньги. Молодуха должна была не сердиться на веселящихся гос­тей, а подметать и собирать деньги. Закончив работу, она обращалась к свекру со словами: «Батюшка кормилец, я издынечку мела да находочку нашла, не ты ли поте­рял?» — потом с тем же подходила к свекрови. После отрицательного ответа, спрашивала у гостей: «Сор из избы выносить?» (7, с. 562).

Гости расходились по домам уже поздно вечером, поже­лав молодым счастья и богатства.

Литература:

1. Аргудяева Ю. В. Крестьянская семья у восточных славян на юге Дальнего Востока России (50-е годы XIX в. — начало XX в. М.,1997; 2. Балашов Д. М, Марченко Ю. М, Калмыкова И. И. Рус­ская свадьба. М, 1985; 3. Барсов Е. В. Свадебный обряд в Заоне­жье // Причитания Северного края, собранные Е. В. Барсовым СПб., 1997. Т. 2; 4. Добровольский В. И. Свадебный обряд в Калуж­ской губернии // Живая старина. 1902. Вып. 2; 5. Зорин И. В. Рус­ский свадебный ритуал М., 2001; 6. Иваницкий И. А. Материалы по этнографии Вологодской губернии // Известия ОЛЕАЭМ. 1890. Т. 69 (Труды Этнографического отдела. Т. 2); 7. Макашина Т. С. Свадебный обряд // Русский Север: Этническая история и народ­ная культура. XII—XX века. М., 2002; 8. Макашина Т. С. Свадебный обряд // Русские. М., 1997.

И. Шангина

Комментарии закрыты.