КНЯЖИЙ ОБЕД (БОЛЬШОЙ СТОЛ, ВЕЧЕРНИЕ ГОСТИ, ГОРЯЧИЙ ОБЕД, СЫРНЫЙ СТОЛ, ПОКЛОННЫЙ СТОЛ, ПОЦЕЛУЙНЫЙ СТОЛ, РДДОШНЫЙ СТОЛ)
Пир второго дня свадьбы.
Он устраивался обычно после брачной ночи, когда жених И невеста становились полноценными супругами, и проводился в том случае, если девушка оказалась «честной», то есть не утратила девственности до свадьбы. Во многих деревнях России гости, присутствовавшие на свадебном пиру первого дня, приезжали на К. о. сами, без приглашения. Однако в некоторых местностях перед пиром молодые катались на санях по селу и окрестным деревням, тем самым сообщая всем, что пора приходить на К. о.
На свадебную трапезу второго дня приглашались не только родственники молодого и молодухи, но и почти все соседи. Родственники приходили сообща прежде остальных, а соседи могли являться в течение всего дня. Появление молодоженов перед гостями приветствовалось радостными криками, пожеланиями счастливой, долгой, дружной жизни и многочисленного потомства. Новобрачные благодарили всех за «любовь и привет», молодуха впервые называла своего свекра батюшкой, а свекровь матушкой. За стол с новобрачными садились только состоявшие в браке женщины и мужчины. Для парней и девушек угощение подавалось в другой избе. На стол выставлялось поочередно множество блюд — перемен, застолье сопровождалось обилием хмельных напитков. По обычаю, в этот день гости приносили с собой «разные естества» — пироги, кулебяки, оладьи, мясо, дичь, их передавали тысяцкому, а тот в свою очередь — свашке, которая подавала их на стол. Руководили пиром дружка и тысяцкий, угощавшие гостей, расхваливавшие молодых, родителей новобрачной и всех собравшихся. Новобрачные во время пира демонстрировали свое единение: пили молоко из одного стакана, ели хлеб или пирог от одного куска, пользовались одной миской и одной ложкой.
267 |
Во многих деревнях пир второго дня сопровождался сбором подарков для новобрачных, что происходило в каждой местности по-разному. На Русском Севере, например, молодуха подходила поочередно к каждому гостю с подносом, на котором стояла рюмка водки, низко ему кланялась, предлагая выпить. Гость осушал рюмку, целовал молодуху в губы и клал на поднос деньги или подарок. В деревнях, расположенных по течению Волги и Камы, сбор даров выглядел
Как плата за угощение и назывался «разнесение сыров» Дружка вызывал по старшинству сначала родственников молодухи, потом родственников молодого и просил их принять угощение от молодоженов: рюмку водки и закуску, со словами:
Просят вас князь молодой
С княгиней молодой
С княжева стола ковшом, да медом,
Да низким поклоном…
Сыры-то примите,
А на сыры-то положите
Не рубль, не полтину,
А золотую гривну.
У кого сила есть —
Так рубликов пять-шесть.
Они люди млады,
Им денежек надо
На семейное обзаведение,
На банное построение.
Каждый гость клал на поднос подарок или деньги либо, как говорил дружка:
От кошечки — котеночка, От овцы — ягненочка, От коровы — теленочка, От лошади — жеребеночка.
Преподнесение подарков проходило повсюду очень весело. Каждый дарящий старался сказать какую-либо прибаутку: «Вот вам ромашка, чтобы была Наташка. / Вот вам горбушка, чтоб был Ванюшка / Вот вам яиченьки, чтобы были кругленькими личики. / Как год, так Федот, / Как пасха, так Параска» (1, с. 207).
Все это рассматривалось как помощь молодой семье, начинающей строить свою жизнь.
Во время К. о. проводились также обрядовые действия, во время которых молодуха «представляла» себя родне мужа и жителям села, в котором отныне должна была жить. Она демонстрировала перед собравшимися свое умение прясть, ткать, вышивать — вывешивала на стены избы полотенца, вытканные и вышитые ею в девичестве, накрывала столы для застолья своими скатертями, дарила рукоделие родне мужа, иногда при всех садилась за прялку или ткацкий стан, показывая желающим свое мастерство. Кроме того, молодуха, как и на свадебном пиру, одаривала собравшихся полотенцами, ширинками и другими «рукодельными подарками». При этом, например, в Олонецкой губ. дружка, помогавший ей в этом, говорил: «Не спешись принять, изволь выслушать: сама княгиня молодая по подольчику сорочечку строчила, около ворота золотом обшивала, изволь принять, счастливо держать и честно почитать» (3, с. 494). Молодуха старалась также показать свои хозяйственные возможности: умение печь блины, ола-
Дьи или шаньги, подметать пол, носить воду из колодца. От нее требовалось быть не только рукодельной и хозяйственной, но и уважительной по отношению к людям, терпеливой и послушной. Эти качества проверялись при подметании пола. Обрядовое действие обставлялось как веселая игра. Дружка давал молодухе старый голик, перевязанный полотенцем, и просил подмести пол «хорошенечко». Она старалась подмести, не оставив ни соринки, а гости подбрасывали ей мусор и металлические деньги. Молодуха должна была не сердиться на веселящихся гостей, а подметать и собирать деньги. Закончив работу, она обращалась к свекру со словами: «Батюшка кормилец, я издынечку мела да находочку нашла, не ты ли потерял?» — потом с тем же подходила к свекрови. После отрицательного ответа, спрашивала у гостей: «Сор из избы выносить?» (7, с. 562).
Гости расходились по домам уже поздно вечером, пожелав молодым счастья и богатства.
Литература:
1. Аргудяева Ю. В. Крестьянская семья у восточных славян на юге Дальнего Востока России (50-е годы XIX в. — начало XX в. М.,1997; 2. Балашов Д. М, Марченко Ю. М, Калмыкова И. И. Русская свадьба. М, 1985; 3. Барсов Е. В. Свадебный обряд в Заонежье // Причитания Северного края, собранные Е. В. Барсовым СПб., 1997. Т. 2; 4. Добровольский В. И. Свадебный обряд в Калужской губернии // Живая старина. 1902. Вып. 2; 5. Зорин И. В. Русский свадебный ритуал М., 2001; 6. Иваницкий И. А. Материалы по этнографии Вологодской губернии // Известия ОЛЕАЭМ. 1890. Т. 69 (Труды Этнографического отдела. Т. 2); 7. Макашина Т. С. Свадебный обряд // Русский Север: Этническая история и народная культура. XII—XX века. М., 2002; 8. Макашина Т. С. Свадебный обряд // Русские. М., 1997.
И. Шангина