КЛИКУША (КЛИКУНЬЯ)
По народным представлениям, женщина, одержимая бесом, нечистым духом. Кликушеством (от «кликать» — кричать, вопить) называли разновидность падучей болезни. Для нее характерны приступы, во время которых больная теряет сознание и кричит на разные голоса, созвучные лаю собаки, мяуканью кошки, звериному рыку и т. д.
Как правило, это женская болезнь: К. могла быть двенадцатилетняя девочка и древняя старуха, девушка и замужняя женщина или вдова. Крайне редко кликушество поражало мужчин, в Сибири их называли при этом «миряками». Оно проявлялось как в виде единичных случаев, так и в форме эпидемий: им могли заболеть большинство женщин какой — либо деревни.
Первый приступ обычно начинался в церкви в течение богослужения, в особенности во время пения Херувимской или великого выхода со Святыми дарами, поскольку нечистый дух, вселившийся в женщину, вводил ее в соблазн. Злой дух кричал голосами животных, а больная билась в конвульсиях, и пять-шесть сильных мужчин с трудом могли подвести ее к Святым вратам для причастия.
Вышедшую из церкви больную накрывали пасхальной скатертью или поливали святой водой. По народному мнению, больные знали, кто их испортил. Существовали особые приемы, чтобы узнать имя колдуна: К. во время припадка брали за безымянный палец левой руки и спрашивали, кто вселил в нее беса. Это действие несколько облегчало страдания больной. Кроме того, ее успокаивало, если во время приступа на нее надевали хомут, снятый с потной лошади. В народных представлениях, хомут символизировал женский детородный орган, и надевание его на больную женщину символизировало ее перерождение, рождение в новом качестве, здоровой. Когда женщина лежала в хомуте, ее спрашивали: «Кто твой отец?» — и она называла имя колдуна, вселившего в нее беса. Во Владимирской губ. кроме хомута К. привязывали к пяткам лошадиные подковы и прижигали пятки раскаленным железом. По народным поверьям, нечистая сила боится лошади, а железо считалось оберегом от нечистой силы. Чтобы прекратить припадок, губы больной необходимо было помазать кровью из мизинца левой руки здорового человека.
В Вологодской губ. для того чтобы из К. изгнать беса, больной разрезали пятку во время первого припадка. Считалось, что вместе с кровью «вытечет» и бесенок.
С этой же целью К. В Крещение окунают в прорубь, которую только что освятили. Действенным способом избавиться от кликушества считалось отчитывание священником — чтение псалмов, канонов, Евангелия и заклинатель — ных молитв.
К. также излечивали знахари с помощью заговоров (см. Знахарка). В них повелевалось нечистому духу выйти «из белого тела, из нутра, из костей, из суставов, из ребер и из жилов и уходить в ключи-болота, где птицы не летают и скот не бывает, идти по ветрам, по вихорям, чтобы снесли они злую силу в черные грязи топучие и оттуда бы ее ни ветром не вынесло, ни вихорем не вынесло». Однако при лечении этой болезни более действенными считались средства, которые использовались в церковной практике.
КНЯЖИЙ ОБЩ],
1. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994; 2. Торэн М. Д. Русская народная медицина XIX — начала XX в.». СПб., 1994.
Н. Мазалова