КИКИМОРА (ШИШИМОРА)
Женский мифологический персонаж, известный преимущественно в северно-русском регионе. По поверьям, являлся в облике маленькой девочки-бродяж — ки либо старушки, но чаще обнаруживал себя необъяснимыми звуками, слышимыми в доме (воем, свистом, плачем, скрипом, звуком крутящегося веретена), а также пропажей и падением с полок, печи, полатей разных предметов (лука, подушек и пр.) или спутанной пряжей, которую хозяйка оставляла на ночь на прялке. Следствием появления в доме К. считались ссоры и внезапное разорение хозяев, пожар, болезни и гибель кур.
В народных верованиях К. связана с комплексом представлений о детях, умерших некрещеными или проклятых матерью (см. Материнское проклятие). Всех новорожденных Принято было крестить, а слабых, нежизнеспособных крестила сама бабка-повитуха сразу после появления на свет. Некрещеными хоронили младенцев, вытравленных из утробы или тайно умерщвленных матерью сразу после родов. Как правило, это были внебрачные дети, сам факт появления которых мать старалась скрыть. Души некрещеных детей долго не находили упокоения, превращаясь в К. и являясь людям, в первую очередь матери. Появление К. в доме считалось результатом материнского греха (изгнания плода, детоубийства или проклятия ребенка), совершенного одной из женщин. Не обязательно это была сама хозяйка, так как К. могла наслать в чужой дом соседка или другая недоброжелательница.
Места появлений К. совпадают с традиционными местами захоронения некрещеных детей, которых нельзя было хоронить на кладбище, а потому их зарывали под порогом дома, под печью, в подполье, курятнике, в огороде, у перекрестков дорог или бросали в болото. По поверьям, К. являлись не только в доме, но и бродили в облике детей у дорог, пугая путников. Люди дорог — странники или пришлые плотники — могли «подсадить» (наслать) К. в дом, если хозяйка им чем-то не угодила: не напоила прохожего водой, плохо угостила плотников, пожадничала при расчетах.
Чаще всего К. проявляла себя как домовой дух (иногда считается женой домового), ей приписывали влияние прежде всего на женскую сферу деятельности: она спутывает оставленную неубранной на ночь кудель, бьет посуду, гоняет и ощипывает кур. На севере Костромской обл. этот персонаж, известный под именем «шишимора», по местным верованиям, ощипывает шеи курам. В других местах Костромской обл., а также в соседних районах Вологодской обл., на Вятке, в Заонежье (Карелия) подобная активность приписывалась К. Для защиты от нее у входа в курятник вешали камень с отверстием, известный как «куриный бог» или «урочный камень», а также горшок без дна, горлышко от разбитого кувшина (в наши дни — от бутылки). В Заонежье цыплят, чтобы предохранить от К, пропускали сквозь хомут, железный обруч или под расставленными лезвиями ножниц для стрижки овец. Оберегами от К. служили вещи с отверстиями или «пронимание» (протаскивание, прохождение) через отверстие, которые в народных верованиях служили устойчивыми символами материнства (см. Материнская защита).
В Никольском у. Вологодской губ. были отмечены поверья о К. как помощнице прилежных хозяек, которым она по ночам будто перемывала посуду и баюкала маленьких детей. Нерадивым же хозяйкам она всячески мешала и вредила: портила горшки и кринки, так что молоко в них приобретало неприятный запах, щекотала и пугала детей. В этом случае нужно было вымыть горшки и кринки горьким корнем папоротника.
К. сближали иногда с другим мифологическим образом — лихорадкой, являвшейся в виде растрепанной, страшной старухи, либо девицы, либо двенадцати страшных сестер, бродивших по дорогам и напускавших болезни. В ярославских говорах болезнь лихорадка прямо называлась «К.». Примечательно, что оберегами против лихорадки, как и против К, служили предметы с отверстиями и «пронимание» сквозь отверстие: больного лихорадкой пропускали в «воротца», образованными двумя березовыми сучками и связанными над его головой; протаскивали также между ребер палой скотины. У русских в Эстонии оберегом против лихорадки служил свиной пятачок — высушенный кусочек кожи с двумя отверстиями.
Литература:
1. Забылин М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М, 1992; 2. Логинов К. К. Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья. СПб., 1993. 3. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила (Этнографическое бюро кн. В. Н. Тенишева). СПб., 1903;
Т. Щепанская