Главная > Мужики и бабы в русской культуре > КАПУСТИН, (КАПУСТНИЦЫ, КАПУСТЯНКИ, КАПУСТНИК, КАПУС — ТЕНСКИЕ ВЕЧЕРА)

КАПУСТИН, (КАПУСТНИЦЫ, КАПУСТЯНКИ, КАПУСТНИК, КАПУС — ТЕНСКИЕ ВЕЧЕРА)

Вид девичьих и женских помочей (толок), заключавшихся в рубке капусты для засолки. Осо­бенностью К. было приглашение хозяйкой помощниц — родственниц и соседок — для совместной работы, которая обычно заканчивалась песнями, играми и угощением.

К, известные практически на всей территории рассе­ления русских, собирались осенью. Обычно они начинались с праздника Воздвиженья (14/27 сентября), который назы­вали «капустным». Ведь к этому времени завершался сбор капусты, который был последним в ряду уборочных работ, и тут же начиналась заготовка капусты на зиму. Проведение К. совпадало со временем осенних праздников, особо почи­таемых женщинами и девушками, а также периодом свадеб, Поэтому капустенская толока нередко превращалась в моло­дежную посиделку, на которой происходил смотр невест; Строились планы будущих свадеб.

К. происходили не только в деревнях, но и в городах и продолжались в течение двух недель. В разных губерниях характер К. и потребность в них для деревни зависели от многих причин: урожая капусты в данном году и важности самой культуры в данной местности, от проходивших в это время других занятий и развлечений, от возможности и обес­печенности хозяев. Иногда от этого зависел и способ раз­влечений на капустенских вечерках. Так, в Пермской губ — у зажиточных крестьян на К. танцевали под звуки скрипок и бубна, а у небогатых — балалаек и гармошек.

В г. Алексине Тульской губ. девушки обязательно надева­ли на К. нарядные одежды и ходили рубить капусту из дома в дом с песнями. В больших селах на К. собиралось до двух­сот человек. Приглашенные девушки — капустницы — при­носили свои сечки. Парни приходили без приглашения и развлекали помочанок шутками, песнями, игрой на гармош­ке и других музыкальных инструментах. Они приносили с собой гостинцы и высматривали себе невест. Существовало поверье, что если, собираясь на Воздвиженский К, девушка

КАПУСТИН, (КАПУСТНИЦЫ, КАПУСТЯНКИ, КАПУСТНИК, КАПУС - ТЕНСКИЕ ВЕЧЕРА)

Капустки

Семь раз прочитает заговор: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имярек) любовь ко мне девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не зно­била! Крепко мое слово, как железо!» (2, с. 371), то понра­вившийся ей парень обратит на нее внимание.

К вечеру обработка капусты заканчивалась, иногда за один день шинковали до пяти тысяч кочанов капусты. Время рабо­ты не превышало одного дня; количество девушек-капуст — ниц зависело от запасов хозяина, которому они помогали.

После окончания работы хозяева приглашали всю моло­дежь в избу на ужин. Затем водили хороводы, пели игровые и величальные песни, а также развлекались играми.

Так, в Псковской и Смоленской губ. на К. использовали следующую: один из играющих покрывал ладони другого игрока своими, второй стремился, ударяя по ладоням, по­пасть по рукам противника, а тот — отдернуть их; затем менялись ролями. Кроме того, была игра «завивать капуст — ку»: во время вождения хоровода присоединение каждого нового человека сопровождали песней:

Вейся, ты вейся, капуста, Завивайся, белая!

— Как же мне, капустке, не виться,

Как же мне, белой не клубиться?

Вечор на капусту,

Вечор на белую

Выпал частый дождик.

Сильный дождь поливает,

Белую капусту ломает.

Молодец девицу выбирает.

В Сибири с К. был связан такой обычай: капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с урожаем капусты как с праздником. Для гостей варилось пиво и готовилось уго­щение с главным блюдом — «хлебальным пирогом».

Литература:

1. Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991; 2. Коринф­ский А. А. Народная Русь. Смоленск, 1995; 3. Сахаров И. П. Сказа­ния русского народа. М, 1990.

О. Баранова

Комментировать