Главная > Мужики и бабы в русской культуре > ИЗБЕГАНИЕ

ИЗБЕГАНИЕ

Этнографический термин, введенный Э. Тэйлором и обозначающий совокупность ограничений на общение, обыч­но это касается отношений родства и свойства. Наиболее распространены обычаи сексуального И. (т. е. ограничений и запретов, налагаемых на сексуальные отношения), с кото­рыми, по мнению ряда исследователей, связаны и другие формы И.: запреты на участие в совместных трапезах, рабо­тах, празднествах, на прямое обращение, прикосновение взгляд, И. также предусматривало пространственное и вре­менное разделение различных категорий родственников и свойственников. Обычаи И. поддерживают сложившуюся систему семейно-родственных отношений и тем самым спо­собствуют предотвращению конфликтов. Такого рода обы­чаи чаще всего воспринимаются носителями традиции как проявление уважения.

В русской народно-бытовой традиции правила И. свя­заны с рядом стандартных ситуаций: вхождением в семью новых членов (особенно невестки), некоторыми состояниями женского организма (месячными, беременностью, родами), а также хозяйственными занятиями, преимущественно муж­скими (охотой, рыбной ловлей, пастьбой скота, пчеловодст­вом и др.).

Наиболее широко известны обычаи И., которые соблюда­ла молодуха (молодая жена) в доме своего мужа в период от шести-семи недель до одного года после свадьбы. В неко­торых местах первые шесть недель она не должна была про­износить ни слова в присутствии старших родственников («Шесть недель прошло — говорить можно», — пелось в старинной песне); ей не положено было поднимать глаза, когда к ней обращались, а только смиренно выслушивать и подчиняться. Менее заметно, но широко распространено ограничение для молодой невестки в течение первого года на участие в различных коллективных работах семьи. Впро­чем, уже в конце XIX в. современники говорят о разруше­нии этой традиции и более раннем привлечении невестки ко всем видам работ. Наиболее жестко соблюдался запрет на все формы общения между невесткой и свекром, что в некоторой степени было связано с опасностью снохачест­ва (см. Снохачество).

Обычаи И. были связаны также с некоторыми периодами в жизни женщины, отведенными для исполнения ею ре­продуктивных функций. Во время месячных очищений, вто­рой половины беременности («живая половина», когда уже ощущаются движения ребенка в утробе), а также в первые шесть недель после родов обычай запрещал половые отно­шения с мужем, кроме того, прикосновение или даже при­ближение к его одежде, оружию, орудиям труда и транс­портным средствам. Запрет мотивировался представлением о «нечистоте» женщины в эти периоды, а иногда магическими соображениями (в случае его нарушения женщине будет трудно рожать, лошади тяжело везти телегу, на путника нападет зверь и т. п.). В течение этого времени женщина избегала появляться и в общественных местах: на много­людных празднествах (что объяснялось опасностью для нее Уроков — дурного глаза) и в церкви (из-за ее нечистоты).

Некоторые правила И. соблюдали охотники, пастухи, пасечники и рыболовы, на период промысла бравшие обяза­тельства ограничить или прекратить вовсе свои отношения с женой и другими женщинами. Если же сексуальная связь возникала, то совершался комплекс очистительных обрядов. Прочие формы общения с женщинами существенно огра­ничивались. Правила И. распространялись на странников и другие категории лиц, пребывавших в дороге.

Литература:

1. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общи­ны XIX — начала XX в. Половозрастной аспект традиционной куль­туры. СПб., 1988; 2. Зайверт В.-Д. Избегание // Свод этнографи­ческих понятий и терминов. Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М., 1986.

Т. Щепанская

Комментарии закрыты.