ИЗБЕГАНИЕ
Этнографический термин, введенный Э. Тэйлором и обозначающий совокупность ограничений на общение, обычно это касается отношений родства и свойства. Наиболее распространены обычаи сексуального И. (т. е. ограничений и запретов, налагаемых на сексуальные отношения), с которыми, по мнению ряда исследователей, связаны и другие формы И.: запреты на участие в совместных трапезах, работах, празднествах, на прямое обращение, прикосновение взгляд, И. также предусматривало пространственное и временное разделение различных категорий родственников и свойственников. Обычаи И. поддерживают сложившуюся систему семейно-родственных отношений и тем самым способствуют предотвращению конфликтов. Такого рода обычаи чаще всего воспринимаются носителями традиции как проявление уважения.
В русской народно-бытовой традиции правила И. связаны с рядом стандартных ситуаций: вхождением в семью новых членов (особенно невестки), некоторыми состояниями женского организма (месячными, беременностью, родами), а также хозяйственными занятиями, преимущественно мужскими (охотой, рыбной ловлей, пастьбой скота, пчеловодством и др.).
Наиболее широко известны обычаи И., которые соблюдала молодуха (молодая жена) в доме своего мужа в период от шести-семи недель до одного года после свадьбы. В некоторых местах первые шесть недель она не должна была произносить ни слова в присутствии старших родственников («Шесть недель прошло — говорить можно», — пелось в старинной песне); ей не положено было поднимать глаза, когда к ней обращались, а только смиренно выслушивать и подчиняться. Менее заметно, но широко распространено ограничение для молодой невестки в течение первого года на участие в различных коллективных работах семьи. Впрочем, уже в конце XIX в. современники говорят о разрушении этой традиции и более раннем привлечении невестки ко всем видам работ. Наиболее жестко соблюдался запрет на все формы общения между невесткой и свекром, что в некоторой степени было связано с опасностью снохачества (см. Снохачество).
Обычаи И. были связаны также с некоторыми периодами в жизни женщины, отведенными для исполнения ею репродуктивных функций. Во время месячных очищений, второй половины беременности («живая половина», когда уже ощущаются движения ребенка в утробе), а также в первые шесть недель после родов обычай запрещал половые отношения с мужем, кроме того, прикосновение или даже приближение к его одежде, оружию, орудиям труда и транспортным средствам. Запрет мотивировался представлением о «нечистоте» женщины в эти периоды, а иногда магическими соображениями (в случае его нарушения женщине будет трудно рожать, лошади тяжело везти телегу, на путника нападет зверь и т. п.). В течение этого времени женщина избегала появляться и в общественных местах: на многолюдных празднествах (что объяснялось опасностью для нее Уроков — дурного глаза) и в церкви (из-за ее нечистоты).
Некоторые правила И. соблюдали охотники, пастухи, пасечники и рыболовы, на период промысла бравшие обязательства ограничить или прекратить вовсе свои отношения с женой и другими женщинами. Если же сексуальная связь возникала, то совершался комплекс очистительных обрядов. Прочие формы общения с женщинами существенно ограничивались. Правила И. распространялись на странников и другие категории лиц, пребывавших в дороге.
Литература:
1. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. СПб., 1988; 2. Зайверт В.-Д. Избегание // Свод этнографических понятий и терминов. Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М., 1986.
Т. Щепанская