ИКОТА
По народным представлениям, нечистый дух вселявшийся в человека и вызывавший болезнь с таким же названием (от «икать» — кричать, восклицать). Болезнь выражалась в судорожных припадках, во время которых человек громко кричал, разговаривал не своим голосом и т. д. И. также называли человека, страдающего этим заболеванием (см. Кликуша). Болезнь была распространена преимущественно по р. Пинеге, Мезени, Северной Двине, Печоре, Каме, как правило, страдали ею замужние женщины, это бабья, а не девичья болезнь.
Процесс насылания болезни (обычно колдуном) назывался «сажать И.». Это могло быть результатом конфликта с жертвой или по собственной злой воле колдуна. На Пинеге колдунов называли «икотники», а из-за значительного числа заболеваний И. в прошлом всех пинежан называли «икотники». Колдун пускал И. по ветру с наговором на определенное имя. По представлениям старообрядцев, живущих на Каме, если человек вел праведный образ жизни, постоянно крестился, не поминал нечистую силу, то вселиться в него И. невозможно. В Архангельской обл. считали, что И. проникает в жертву через рот, когда человек, споткнувшись, ойкнул или охнул, упомянул имя черта или лешего. Вселялась И. в тело человека, залетая в рот мухой. Иногда она невидима, но когда проникает в человека, слышно жужжание мухи. На Пинеге и Мезени И. имела облик хтониче — ского животного, связанного с подземным миром: червяка, мыши, ящерицы, жабы, лягушки или их икры. Одно из наиболее архаических представлений об И. — изображение ее в виде червя. Так, в «Деле о кликушах XVIII в.», опублико-
ИКОТА
Ванном в архангельских «Губернских ведомостях» в 1870 г., приводится описание обряда насылания болезни: «Дьяволы через учителей давали им разных родов червей… с приказанием пускать их на ветер, и буде кто пойдет со своего двора, не помолясь Богу, и будет браниться матерно, то червь такому человеку попадет в рот, а потом в живот». И., как и черти, выступали в роли помощников колдуна и постоянно требовали работы, заключающейся в причинении вреда человеку. На Пинеге в 1989 г. записана быличка о колдунье-икотнице, которой служили И.-мыши красного цвета (по народным представлениям, красный цвет трактуется как вариант золотого цвета царства мертвых): «Старуха была икотница. Женка сидела у нее в гостях. Как побежали мыши красные по избе. Икоты будто работы просят, всадить их в кого». Иногда встречалась И., представленная животным, которое имело необычные признаки, например двухголовой ящерицей, у нее одна голова спереди, другая сзади, что подчеркивало ее связь с потусторонним миром. Проникнув в тело человека, И. приносила ему невероятные страдания, грызла его внутренности, отнимая жизненную силу, что и вызывало судорожные припадки. Когда И. вселялась в женщину, у нее нередко появлялись странные пристрастия, порой связанные с пищей или ее определенным видом. Она начинала в огромных количествах поедать пряники, конфеты и т. д. Встречались И., которые не давали человеку работать.
Излечить от И. мог колдун, наславший ее, то есть «отозвать». Также сильный знахарь мог извлечь ее наружу. Одним из средств лечения болезни был деготь: больная его выпивала, и при успешном лечении вместе со рвотой выходила И. в виде мыши, лягушки или ее икры, причем это немедленно следовало сжечь в печке, где оно кричало страшным голосом, также необходимо было крестить заслонку. Верили, что в этот момент в дом под каким-нибудь предлогом должен был зайти колдун, наславший И. Если И. закопать в землю или просто выбросить на улицу, она старалась проникнуть в новую жертву или вернуться к своему хозяи — ну-колдуну. Чаще болезнь была неизлечимой, И. покидала жертву только в момент смерти, поэтому при последнем вздохе умирающего присутствующие старались не открывать рот и осеняли его крестным знамением, иначе вышедшая И. проникала в новую жертву.
На Северной Двине И., как правило, выступала в облике черта. Она, как и в животном образе, имела собственное имя, причем всегда мужское. На Северной Двине в 1988 г. рассказывали о женщине, в которую вселилась И.-бес по имени Федька и постоянно требовала махорки и вина. Если во время приступов болезни рядом оказывались женщины, они подвергались с ее стороны сексуальным домогательствам. Считалось, что избавиться от И. — беса невозможно.
Существует несколько разновидностей болезни. И.-«гово — руха» — это менее сильное истерическое заболевание, во время приступов которого больная начинала говорить чу — жым голосом, иногда членораздельно, иногда междометиями. Обычно голос у И. сдавленный, утробный. Нередко И. непристойно ругалась, и больная после приступа извинялась перед окружающими за нее. Часто И. произносили вполне осмысленные фразы. Так, они называли имя «хозяина», то есть наславшего их колдуна, и описывали обстоятельства, при которых они попали в тело жертвы. В одном человеке могут быть две И., например своя и материнская, тогда они разговаривают между собой. И. наделялась провидческими способностями: она могла назвать вора, указать, где спрятано краденое, предсказать будущие события и т. д. На р. Каме считалось, что И. не употребляла местоимение «я», говоря о себе, она использовала местоимение третьего лица. По сравнению с человеком, обладающим, по христианским понятиям, образом и подобием Божьим, а также способностью к самоидентификации, — у И. отсутствовали эти качества.
И.-«немая» или «немуха» — более сильное истерическое заболевание, при котором во время нервно-эпилептических припадков больная лишается способности говорить, а издает лишь непонятные, отрывистые звуки, как говорят на Пинеге, «икчет» (издает протяжные звуки, напоминающие завывание или лай собаки). Чтобы заставить больную говорить, ее вели к человеку, который также страдал П., и тогда в его присутствии первая И. начинала говорить или между ними завязывался диалог.
И.-«смертная» — истерическое нервное заболевание, при котором во время приступов, беспрерывно следующих один за другим, больная умирает в конвульсиях.
Литература:
1. Ефиненко П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. М., 1878; 2. Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.
Н. Мазалова
А^отмьнгсплюнькеосмихга’кчг./ж ^(tMIK’bWMCBUKM ГМ KuuaOM MlHI HWIIWI’HM’S ктм-ai »/мк ышьдщ er<tua — tfDMlAel nma 1НА<Л1 ~U4HU ИЧШ 1 Г ‘HI HO ‘" i НШК* iHUMnnV :г"«ъ< nnutu — •-ML* МОД ягк«АЛ1 |
К