ИГРЫ ПОСИДЕЛОЧНЫЕ
Форма общения молодежи — парней и девушек — на посиделках во время осенне-зимнего периода.
Помимо совместных игр существовали посиделочные игры отдельно для девушек и парней. Так, устав от работы и поджидая ребят, девушки устраивали развлечения, носившие испытательный характер, что было связано со стремлением младших приобщиться к более взрослому кругу. В таких развлечениях использовали иногда обидные насмешки, заголе — ние тела, щипки, толчки.
К развлечениям относились, например, кувыркания через скамейку: девушки по очереди упирались в нее руками и переворачивались. Не менее сложные трюки лежали в основе игр «лисицу в кряж (капкан) имать», «запрягать петуха», «коровушку доить». Быть «лисицей» уговаривали неопытную девушку, а «кряжем» становилась подруга постарше, ей связывали руки и ноги и укладывали на полу на бок. «Лисица» садилась напротив «кряжа» и просовывала между ее руками и ногами свои ноги, которые оказывались «защемленными». Затем она клала голову на бок «кряжа» и захватывала пальцы своих ног руками. Помощницы приподнимали «лисицу», отчего она еще ближе подвигалась к «кряжу», а затем ее резко опрокидывали на спину. При этом «кряж» перекатывался на другой бок, и «лисица» оказывалась в совершенно беззащитном положении прижатой к полу. Ее попытки как — либо освободиться вызывали веселье и смех окружающих. «Запрягали» «петуха» или «лисицу» несколько иначе. Для заглавной роли выбирали «девку, какая побестолковее». Ей велели присесть или нагнуться и связывали руки под коленями, а затем просовывали между руками и коленями палку так, что руки уже невозможно было высвободить без чьей-либо помощи. Чтобы освободиться, испытуемой предлагали достать ртом пятак, который клали на ее колени. Кувырки и падения при попытке освободиться нередко приводили к слезам под общий хохот окружающих. Другие варианты этой игры — в статье «Игровые испытания парня на посиделках».
В свою очередь парни, пришедшие на посиделку и ожидавшие, когда девушки закончат свою работу и можно будет начать пляски и развлечения, затевали свои игры, обычно на полу посреди избы или около входа. Это были разнообразные игры в карты и лодыжки (овечьи косточки). Проигравшего наказывали щелчками в лоб, что называлось «красить лоб»; в некоторых случаях дело доходило до «луковицы», то есть шишки.
Основными принципами совместных И. п. были выбор и перебор партнеров противоположного пола. Во многих играх выбор пары происходил на основе личных симпатий. Так, в широко распространенной игре в «столбушку», которая относилась к типу «поцелуйных» (см. Поцелуйные игры), Начинал действие один из парней обычно по просьбе девушек. Он становился в углу избы или у печного столба и пел:
Я горю, горю, горю, На калиновом мосту, Кто меня полюбит, Тот и выкупит.
Остальные подпевали ему до тех пор, пока его не «выкупала» одна из девушек. Она подходила к парню, кланялась ему и целовала, затем становилась на его место, еще раз целовала и просила, чтобы он прислал к ней кавалера. В подобных играх партнера могли вызвать для беседы не только к печному столбу, но и к голбцу, за печь, в сени — «на мост», на крыльцо. Считалось, что пока между парнем и девушкой идет беседа, — «столб горит». Когда один из партнеров возвращался, говорили: «Столб погашен». В некоторых местах долго отсутствующую пару на самом деле обливали водой. Таким образом, пары сменяли одна другую иногда на протяжении всего вечера. Такая игра служила своеобразным фоном для других занятий: развлечений, игр, плясок.
В ряде игр выбор партнера был связан с бросанием жребия. Так, широкое распространение получили варианты игры «имками», то есть «в жмурки». Одному из участников завязывали платком глаза, раскручивали и отпускали, чтобы он ловил разбежавшихся по избе игроков. В зависимости от местной традиции, водящий должен был найти того, кто хлопнул его по спине или кто завязал ему глаза, свою девушку или парня, любого игрока противоположного пола, кроме того, игрока с двумя палочками в руках, стук которых привлекал водящего. В некоторых случаях водящий должен был поцеловать пойманного, который затем становился водящим, и игра возобновлялась.
В ряде И. п., например «в солдатский набор» или «в женитьбу», выбор делался с помощью угадывания. Девушки садились на лавку и втайне от ребят назначали друг другу «женихов», после чего парни по очереди старались угадать свою «суженую». Парень подходил к девушке и кланялся; если он был назначен ей «женихом», то девушка вставала, кланялась и приглашала сесть к себе на колени. Если парень ошибался, то девушка в ответ на поклон вставала, но поворачивалась к нему спиной и снова садилась на лавку. Парень продолжал поиск своей «невесты». Когда все распределялись по парам — одновременно целовались. Затем менялись местами: парни садились на лавку, а девушки угадывали. Когда последние усаживались на колени к ребятам, снова все пары целовались, «женитьба» считалась оконченной.
Некоторые И. п. связаны с испытанием игроков. Действия испытательного характера должны были продемонстрировать «состоятельность» сложившейся пары. Так, в одном из вариантов игры «в женитьбу» парам предлагалось прыгать через огонь, устроенный из поленьев, уложенных на печные заслонки на полу избы: «какая пара перепрыгнет, то говорят, что она со всеми достоинствами. Кто же заденет полено, того называют слепым и хлещут поводком» (1, с. 119). Аналоги этому имели место и в обрядовой практике. Речь идет о типологически близком прыганье через огонь в праздник Ивана Купалы, а также катании парами с горы на Масленицу.
В играх зачастую испытанию подвергались не только игровые пары, но и реальные привязанности в кругу молодежи. Если девушка во время игры «в суседушку», заключавшейся в переборе пар, не хотела пересаживаться к другому парню, то водящий стегал ее ремнем. Нередко ухажер девушки мог «выкупить» ее, то есть принять удары ремнем вместо нее. Так было и в играх, в которых девушка, стараясь узнать, у кого из игроков находится тот или иной предмет (платок, ремень, мяч, бумажка), ошибалась. Иногда упорство кавалера, не желающего расстаться со своей «соседкой» по игре, доходило до более серьезных физических наказаний. За первый отказ его дважды били ремнем по ладоням, за второй он получал два «горячих», то есть удары смоченным в воде ремнем «с оттяжкой». Если парень не отступался и в этом случае, его продолжали бить до тех пор, пока он не отпускал девушку или не уходил с посиделки вовсе.
Темой большинства И. п. была свадьба, как в очевидной, так и в скрытой форме. Это прослеживается, прежде всего, в названиях игр: «в женитьбу», «в свадьбу», «свататься», «дружбу заводить», «невесту выбирать», «в пары» и т. п. Основным мотивом этих игр являлся выбор партнера — «невесты» или «жениха». Иногда в них в смеховой игровой манере совершались те или иные свадебные обряды: «выбор невест», «венчание», «угощение гостей пивом», «потчева — ние» девушками «суженых» с поклонами. Показательно и называние игроками друг друга по имени и отчеству. Обычно в играх предусматривалось, чтобы «переженивались» все присутствовавшие. В течение посиделки каждый парень и девушка встречались в игровой паре несколько раз, что помогало в результате случайного перебора игроков определиться с выбором друга или подруги по душе. Атмосфера игры позволяла молодежи внимательнее присмотреться друг к другу, так как здесь достаточно ярко проявлялся характер участников, что способствовало формированию мнения о парне или девушке, о соответствии их поведения общепринятым нормам.
Игровое поведение на посиделках и игрищах характеризовалось особым этикетом. Уклонение от игр, приглашений для беседы, поцелуев (в поцелуйных играх) считалось недопустимым, невзирая на личное отношение к игровому партнеру девушки, тем более если у нее не было постоянного уха жера. Такую наказывали: хлестали ремнем или выводили с беседы за руки. В результате она получала славу «гордёны», что непосредственно могло сказаться на ее судьбе. Девушке, по народным представлениям, следовало быть и в меру скромной, и в меру бойкой.
Взаимное уважение было характерно для поведения молодежи. Называли друг друга по имени и отчеству не только в игре, но и в обычном общении. В этом сказывалась ориентация на нормы поведения старших, семейных взрослых и Стариков. Одной из форм проявления уважения к девушке считались комплименты парней. Так, в игре «по коленям ходить», или «ходить по кругу» (см. Посиделка), каждый парень обнимал всех девушек по очереди. Если он не мог подойти к занятой другим кавалером девушке, в конце своего «обхода» он все-таки обнимал ее и произносил слова, обозначающие похвалу: «Эдакую девку пропустить обидно!»
Игра все же давала возможность продемонстрировать свое отношение к тому, кто почему-либо не нравился, посмеяться над ним и даже обидеть. Так, в игре «в столбушку» могли пригласить к столбу не того, кого попросили. Подошедшую высмеивали: «Что тебе надо? Зачем пришла? Нешто тебя звали». В этой же игре над вызванным могли подшутить: стоящий у столба незаметно вымазывал руки сажей и гладил подошедшего по лицу, что вызывало смех окружающих и недоумение объекта розыгрыша. Обычно проделки такого рода устраивали парни над девушками, изменявшими своему ухажеру, или над теми, которых вообще недолюбливали. В игре «в женитьбу», где «невеста» должна была потчевать «суженого» «пивом», называя по имени и отчеству, парень, решивший подвести девушку, не говорил своего настоящего имени. За ошибку ее ударяли жгутами, что сопровождалось дружным смехом. Еще более неприятным было положение девушки в играх, основанных на перемене пар, когда ребята, договорившись, начинали вызывать эту девушку все по очереди: не успев усесться на колени к одному, она должна была идти к другому. «Иной раз девку до тово допроменивают, што юбку до дыр протрет» (1, с. 133).
Посиделки, на которых не только играли, но и пели, плясали, водили хороводы, обычно завершались выбором пары: водящий — «хозяин», «урядник», «вожак» — по просьбам ребят постепенно отсылал в сени или на крылечко девушек, и пары, если это устраивало каждого из партнеров, больше не возвращались на беседу. Парень провожал девушку домой.
Литература:
1. Морозов И. А., Слепцова И. С. Праздничная культура Вологодского края. Ч. 1. Святки и масленица // Российский этнограф, № 8. М, 1993; 2. Морозов И. А., Слепцова И. С, Гилярова Н. //., Чижикова Л. Н. Рязанская традиционная культура первой половины XX века. Шацкий этнодиалектный словарь. Рязань, 2001.
Е. Мадлевская