Главная > Мужики и бабы в русской культуре > ИГРОВОЕ ИСПЫТАНИЕ ПАРНЯ НА ПОСИДЕЛКАХ

ИГРОВОЕ ИСПЫТАНИЕ ПАРНЯ НА ПОСИДЕЛКАХ

Развлечения, со­ревнования, розыгрыши на посиделках, вечеринках и игри­щах, представлявшие собой следы древней системы испыта — тельно-посвятительных обрядов, тем не менее и в XIX — начале XX в. парни в них проходили испытание на возраст­ную состоятельность.

ИГРОВОЕ ИСПЫТАНИЕ ПАРНЯ НА ПОСИДЕЛКАХ

Игровое испытание парня

Один из наиболее распространенных видов испытаний и подшучиваний — проверка страхом и смехом — был связан с процессом вхождения новичков (непосвященных) в сооб­щество взрослой молодежи. В Кичменгско-Городецком р-не Вологодской обл. на беседах старшие парни играли в «за­пряженную лисицу». Незнакомому с условиями игры и со­гласившемуся участвовать в ней молодому парню сначала связывали руки, затем он садился на корточки, а под его коленями и между сгибами локтей просовывали палку. После этого «лисицу» отпускали, и ее попытки освободить­ся, сопровождавшиеся кувырками и падениями, веселили присутствующих. В Тотемском р-не Вологодской обл. похо­жая забава называлась «доение коровушки».

Часто испытания подобного рода были приурочены к свя­точным обходам ряженых; например, на Русском Севере встречалось ряженье «петухом» или «курицей». Обычно парни на святочных вечеринках наряжали «петухом» под­ростка, для которого игра была не известна. Его руки и ноги попарно продевали в рукава балахона: правые в правый рукав, левые — в левый, концы балахона, изображавшие хвост, туго стягивались на спине. Вследствие этого «петух» не мог ходить, и его перевозили из избы в избу на санках, в доме он только прыгал и падал даже от легкого толчка, а подняться без посторонней помощи не мог. Потешаясь над ним, присутствующие то и дело дергали его за хвост, заставляя «куликаться» — барахтаться, а затем его вновь ставили на ноги. Забава продолжалась до тех пор, пока под­ростка не освобождали от костюма.

Ряженье, а также присутствующий в игре мотив кувыр­кания обладали древней магической символикой, связанной с «оборотничеством» — утратой инициируемым старого об­лика и приобретением нового. В то же время посвятительное значение этого эпизода тесно связано с приниженным стату­сом новичка и символическим наказанием его за попытку вторжения в мир взрослых. Поэтому в качестве «запряжен­ного петушка» могли также выступать дети, которых хотели попугать или наказать за излишнее любопытство, а также Девушки, которых желали «поучить», в последнем случае ряженье называлось «курочкой» (см. Игры посиделочные). На приниженный статус главного действующего лица этой игры указывает терминология. Такие эпитеты, как «петух», «кури­ца», «корова», относятся к древнейшему слою условных обо­значений новичков. Отголоском этого являются общеславян­ские экспрессивные значения этих слов, отражавшие отсут­ствие ума, знаний, навыков, воспитания. Так, ругательство «корова» означало: неуклюжая, неповоротливая, болтливая, не умеющая сохранить тайну. Аналогичные значения имеет и слово «курица». Слово «петух» использовалось для харак­теристики высокой сексуальной потенции и драчливости в ущерб уму. Пройдя такое испытание смехом, новичок наби­рался ума-разума и более на игру не соглашался.

248 ИГРОВОЕ ИСПЫТАНИЕ ПАРНЯ НА ПОСИДЕЛКАХ

Система наказаний проигравших в различных молодеж­ных и детских играх, возможно, также восходит к комплексу возрастных испытаний древности. Потерпевших поражение заставляли есть землю, вытаскивать зубами из земли колыш­ки, катали их спиной по палкам, били мячом по голове или спине, дергали за волосы, обсыпали пылью и т. п. Эти дейст­вия очень напоминают испытания при приеме в молодежные объединения украинцев, имевшие посвятительный характер.

Многие игры и соревнования устраивались только для того чтобы определить, кого надо наказывать. Это было характерно и для игр «в волосянку (голосянку)» и «в молчанку». На поси­делке какой-нибудь бойкий парень выходил на середину избы и говорил: «Ну, давайте-ка, ребята, голосянку тянуть. Кто не дотянет, того за волосы-ы-ы-ы!» Присутствовавшие при этом взрослые и дети всячески старались рассмешить играющих, заставить их прервать звук. Если же это им удавалось и кто — нибудь из парней не выдерживал и начинал смеяться, на него тут же набрасывалась толпа из игроков и зрителей, которые дергали его за волосы, теребили за уши и нос.

Во время игры «в молчанку» все парни и девушки по ко­манде: «Раз, два, три!» — должны были хранить молчание, которое также старались прервать окружающие, не участво­вавшие в игре. Тех, кто первым не выдерживал, подвергали условной каре: заставляли съесть пригоршню угля, поцело­вать старуху, позволить облить себя, сходить на гумно и при­нести сноп соломы, последнее считалось наиболее страшным из опасения попасть в лапы «огуменника». Если кто-нибудь отказывался понести наказание, его «катали на палках»: раскладывали на полу три-четыре круглых и гладких полена, на которые укладывали «виновного» и начинали его катать.

Среди развлечений испытательного типа важное место занимали одурачивание и розыгрыши новичков. У терских казаков при выпасе лошадей в ночном подростки подшу­чивали над новичками, предлагая им «поймать перепелку». Новичку завязывали глаза и отбирали у него шапку, кото­рую ставили на землю над кучкой свежих экскрементов. Молодому парню предлагали пролезть между ног кого-ни — будь из старших и найти шапку, под которой якобы сидит перепелка, на ощупь. При этом его предупреждали, что действовать надо очень осторожно, чтобы ее не спугнуть. Схватив шапку, новичок вымарывал ее или пачкался сам.

Обливание водой завершало такие розыгрыши, как «сол­нышко показывать», «сушить овин без огня», «чертей пока­зывать». В последнем случае парни наливали воду в ско­вороду и предлагали всем желающим «посмотреть чертей» того, кто соглашался и подходил, окатывало брызгами от хлопка ладонью по сковороде.

Часто в основе посиделочных игр лежал принцип соревно­вания, что позволяло испытать свою ловкость и силу. Значи­тельное распространение имела игра, называвшаяся по-раз ному: «петушиться», «стрелять глухаря», «стрелять рябков», «бить тетеревов». Посреди избы двое парней садились на широкую лавку лицом друг к другу и поджимали ноги по-ту — рецки, чтобы не касаться пола. Один из них прижимал к уху сложенные вместе ладони, второй с размаху бил по ним ладонью или кулаком. Если первый удерживался на лавке, то получал право нанести ответный удар. В случае падения (это называлось «застрелить рябка») на его место садился другой, причем право первого удара принадлежало победителю.

В игре «рябков ловить» к потолочной балке в сарае под­вешивали веревку так, чтобы на расстоянии одного метра от пола получились импровизированные качели. Желающий «поймать рябка» садился на веревку по-турецки, опираясь на небольшую палку. Затем он должен был ударить палкой по веревке перед собой и сзади. Если ему удавалось усидеть на веревке, то «рябка ловил», но удавалось это немногим.

Соревнования в ловкости часто служили не только для проверки новичков на возрастную состоятельность, но и вы­полняли дифференцирующую функцию в молодежном сооб­ществе. Так, чтобы стать «заводилой» («вожаком») в поси — делочных играх, парень должен был перевернуться под ухватом, коромыслом, ножом-косарем. Опираясь на зажатый в руке косарь, парень пытался провернуться под этой рукой так, чтобы косарь не оторвался от пола. Это получалось обычно у тех, кто обладал хорошей устойчивостью и значи­тельной силой.

Среди парней силовое противоборство играло важную роль, оно распределяло позиции внутри группы, создавало своеобразную иерархию. В Пензенской губ. для того, чтобы наиболее верно определить сильнейшего между собой, парни «тянулись на палках». Двое, сидя на полу, упирались друг в друга ногами, между которыми вертикально была зажата толстая палка. Оба брались за нее посередине и начинали тянуть каждый в свою сторону. Победителем становился тот, кто сумел не только перетянуть противника, но и приподнял его с земли. Тренироваться в этой забаве мальчики начинали с подросткового возраста, сначала соревнуясь между собой, а затем вызывая на поединок взрослых. Успех обеспечивал подростку уважение парней и скорое вхождение в их ряды.

В подобных соревнованиях и играх, равно как в кулачных боях, драках, состязаниях, парень проявлял себя. Будучи сна­чала «наказан» в игре за проникновение в запретный мир взрослых, он проходил проверку, демонстрируя удаль, силу, ловкость, разумность, и в дальнейшем должен был постоянно подтверждать свой статус. Соответствие возрастным требо­ваниям обеспечивало парню высокое положение в группе мужской молодежи и привлекательность в глазах девушки.

Литература:

1. Морозов И. А. Женитьба добра молодца. М, 1998.

В. Холодная


Комментировать