ИГРОВОЕ ИСПЫТАНИЕ ПАРНЯ НА ПОСИДЕЛКАХ
Развлечения, соревнования, розыгрыши на посиделках, вечеринках и игрищах, представлявшие собой следы древней системы испыта — тельно-посвятительных обрядов, тем не менее и в XIX — начале XX в. парни в них проходили испытание на возрастную состоятельность.
Игровое испытание парня |
Один из наиболее распространенных видов испытаний и подшучиваний — проверка страхом и смехом — был связан с процессом вхождения новичков (непосвященных) в сообщество взрослой молодежи. В Кичменгско-Городецком р-не Вологодской обл. на беседах старшие парни играли в «запряженную лисицу». Незнакомому с условиями игры и согласившемуся участвовать в ней молодому парню сначала связывали руки, затем он садился на корточки, а под его коленями и между сгибами локтей просовывали палку. После этого «лисицу» отпускали, и ее попытки освободиться, сопровождавшиеся кувырками и падениями, веселили присутствующих. В Тотемском р-не Вологодской обл. похожая забава называлась «доение коровушки».
Часто испытания подобного рода были приурочены к святочным обходам ряженых; например, на Русском Севере встречалось ряженье «петухом» или «курицей». Обычно парни на святочных вечеринках наряжали «петухом» подростка, для которого игра была не известна. Его руки и ноги попарно продевали в рукава балахона: правые в правый рукав, левые — в левый, концы балахона, изображавшие хвост, туго стягивались на спине. Вследствие этого «петух» не мог ходить, и его перевозили из избы в избу на санках, в доме он только прыгал и падал даже от легкого толчка, а подняться без посторонней помощи не мог. Потешаясь над ним, присутствующие то и дело дергали его за хвост, заставляя «куликаться» — барахтаться, а затем его вновь ставили на ноги. Забава продолжалась до тех пор, пока подростка не освобождали от костюма.
Ряженье, а также присутствующий в игре мотив кувыркания обладали древней магической символикой, связанной с «оборотничеством» — утратой инициируемым старого облика и приобретением нового. В то же время посвятительное значение этого эпизода тесно связано с приниженным статусом новичка и символическим наказанием его за попытку вторжения в мир взрослых. Поэтому в качестве «запряженного петушка» могли также выступать дети, которых хотели попугать или наказать за излишнее любопытство, а также Девушки, которых желали «поучить», в последнем случае ряженье называлось «курочкой» (см. Игры посиделочные). На приниженный статус главного действующего лица этой игры указывает терминология. Такие эпитеты, как «петух», «курица», «корова», относятся к древнейшему слою условных обозначений новичков. Отголоском этого являются общеславянские экспрессивные значения этих слов, отражавшие отсутствие ума, знаний, навыков, воспитания. Так, ругательство «корова» означало: неуклюжая, неповоротливая, болтливая, не умеющая сохранить тайну. Аналогичные значения имеет и слово «курица». Слово «петух» использовалось для характеристики высокой сексуальной потенции и драчливости в ущерб уму. Пройдя такое испытание смехом, новичок набирался ума-разума и более на игру не соглашался.
248 ИГРОВОЕ ИСПЫТАНИЕ ПАРНЯ НА ПОСИДЕЛКАХ
Система наказаний проигравших в различных молодежных и детских играх, возможно, также восходит к комплексу возрастных испытаний древности. Потерпевших поражение заставляли есть землю, вытаскивать зубами из земли колышки, катали их спиной по палкам, били мячом по голове или спине, дергали за волосы, обсыпали пылью и т. п. Эти действия очень напоминают испытания при приеме в молодежные объединения украинцев, имевшие посвятительный характер.
Многие игры и соревнования устраивались только для того чтобы определить, кого надо наказывать. Это было характерно и для игр «в волосянку (голосянку)» и «в молчанку». На посиделке какой-нибудь бойкий парень выходил на середину избы и говорил: «Ну, давайте-ка, ребята, голосянку тянуть. Кто не дотянет, того за волосы-ы-ы-ы!» Присутствовавшие при этом взрослые и дети всячески старались рассмешить играющих, заставить их прервать звук. Если же это им удавалось и кто — нибудь из парней не выдерживал и начинал смеяться, на него тут же набрасывалась толпа из игроков и зрителей, которые дергали его за волосы, теребили за уши и нос.
Во время игры «в молчанку» все парни и девушки по команде: «Раз, два, три!» — должны были хранить молчание, которое также старались прервать окружающие, не участвовавшие в игре. Тех, кто первым не выдерживал, подвергали условной каре: заставляли съесть пригоршню угля, поцеловать старуху, позволить облить себя, сходить на гумно и принести сноп соломы, последнее считалось наиболее страшным из опасения попасть в лапы «огуменника». Если кто-нибудь отказывался понести наказание, его «катали на палках»: раскладывали на полу три-четыре круглых и гладких полена, на которые укладывали «виновного» и начинали его катать.
Среди развлечений испытательного типа важное место занимали одурачивание и розыгрыши новичков. У терских казаков при выпасе лошадей в ночном подростки подшучивали над новичками, предлагая им «поймать перепелку». Новичку завязывали глаза и отбирали у него шапку, которую ставили на землю над кучкой свежих экскрементов. Молодому парню предлагали пролезть между ног кого-ни — будь из старших и найти шапку, под которой якобы сидит перепелка, на ощупь. При этом его предупреждали, что действовать надо очень осторожно, чтобы ее не спугнуть. Схватив шапку, новичок вымарывал ее или пачкался сам.
Обливание водой завершало такие розыгрыши, как «солнышко показывать», «сушить овин без огня», «чертей показывать». В последнем случае парни наливали воду в сковороду и предлагали всем желающим «посмотреть чертей» того, кто соглашался и подходил, окатывало брызгами от хлопка ладонью по сковороде.
Часто в основе посиделочных игр лежал принцип соревнования, что позволяло испытать свою ловкость и силу. Значительное распространение имела игра, называвшаяся по-раз ному: «петушиться», «стрелять глухаря», «стрелять рябков», «бить тетеревов». Посреди избы двое парней садились на широкую лавку лицом друг к другу и поджимали ноги по-ту — рецки, чтобы не касаться пола. Один из них прижимал к уху сложенные вместе ладони, второй с размаху бил по ним ладонью или кулаком. Если первый удерживался на лавке, то получал право нанести ответный удар. В случае падения (это называлось «застрелить рябка») на его место садился другой, причем право первого удара принадлежало победителю.
В игре «рябков ловить» к потолочной балке в сарае подвешивали веревку так, чтобы на расстоянии одного метра от пола получились импровизированные качели. Желающий «поймать рябка» садился на веревку по-турецки, опираясь на небольшую палку. Затем он должен был ударить палкой по веревке перед собой и сзади. Если ему удавалось усидеть на веревке, то «рябка ловил», но удавалось это немногим.
Соревнования в ловкости часто служили не только для проверки новичков на возрастную состоятельность, но и выполняли дифференцирующую функцию в молодежном сообществе. Так, чтобы стать «заводилой» («вожаком») в поси — делочных играх, парень должен был перевернуться под ухватом, коромыслом, ножом-косарем. Опираясь на зажатый в руке косарь, парень пытался провернуться под этой рукой так, чтобы косарь не оторвался от пола. Это получалось обычно у тех, кто обладал хорошей устойчивостью и значительной силой.
Среди парней силовое противоборство играло важную роль, оно распределяло позиции внутри группы, создавало своеобразную иерархию. В Пензенской губ. для того, чтобы наиболее верно определить сильнейшего между собой, парни «тянулись на палках». Двое, сидя на полу, упирались друг в друга ногами, между которыми вертикально была зажата толстая палка. Оба брались за нее посередине и начинали тянуть каждый в свою сторону. Победителем становился тот, кто сумел не только перетянуть противника, но и приподнял его с земли. Тренироваться в этой забаве мальчики начинали с подросткового возраста, сначала соревнуясь между собой, а затем вызывая на поединок взрослых. Успех обеспечивал подростку уважение парней и скорое вхождение в их ряды.
В подобных соревнованиях и играх, равно как в кулачных боях, драках, состязаниях, парень проявлял себя. Будучи сначала «наказан» в игре за проникновение в запретный мир взрослых, он проходил проверку, демонстрируя удаль, силу, ловкость, разумность, и в дальнейшем должен был постоянно подтверждать свой статус. Соответствие возрастным требованиям обеспечивало парню высокое положение в группе мужской молодежи и привлекательность в глазах девушки.
Литература:
1. Морозов И. А. Женитьба добра молодца. М, 1998.
В. Холодная