ИГРИЩЕ (ВЕЧЕРКА, ИМАЛЫДЫ, ПЛЯСКА, ПОВАДА, СБОРИЩЕ, СУББОТКА)
Молодежное собрание во время Святок.
В избу, где намечалось И., первыми в 5—6 часов вечера собирались девушки, делали последние приготовления и переодевались в праздничные наряды. Чуть позже подходили парни и остальные жители деревни. Постепенно вся изба наполнялась народом. Пока молодежь пела, водила хороводы, Плясала и затевала игры, взрослое население рассматривало и оценивало наряды парней и девушек, следило за их развлечениями и обсуждало самые разнообразные вопросы. Одни приходили, другие уходили, но шум и веселье продолжались на И. далеко за полночь. В самый разгар вечерки в избе появлялась ватага ряженых в необычных пестрых костюмах, они на определенное время, иногда достаточно продолжительное, завладевали вниманием всех присутствующих. Начинались игры ряженых (см. Ряженье), участниками которых становились все находящиеся в избе. После ухода ряженых пение и пляски возобновлялись. Ближе к полуночи, когда основная часть взрослых расходилась по домам, молодежь под руководством пожилых и опытных женщин устраивала гадания. Наиболее смелые отправлялись узнать свою судьбу в особо опасные места: на перекресток дорог или к проруби, а самые отчаянные — в полном одиночестве в баню. Обсуждение гаданий, рассказывание страшных историй, последние пляски и игры завершались к 4—5 часам ночи, и все отправлялись по домам. Парни, проводив девушек, нередко продолжали развлечения, устраивая шум и переполох у домов спящих мирным сном хозяев, а также подшучивая над подгулявшими мужичками, которые припозднились в гостях и возвращались домой. К раннему же утру расходились по домам и парни, чтобы отдохнуть и с новыми силами на следующий вечер продолжить гулянье.
|
В период перехода от старого года к новому И. являлись завершающим звеном в цепи посиделок-супрядок; отличительной их чертой было общение девушек и парней, что способствовало формированию брачных пар следующего
Годового цикла. Если для обычных повседневных посиделок обязательным элементом были трудовые занятия девушек (прядение, вышивание и пр.), то в Святки (праздничный период, отмечавший переход от старого года к новому и длившийся от Рождества до Крещения: 25 декабря / 7 января — 6/19 января) все время И. посвящалось разнообразным развлечениям и действиям ритуального характера.
В некоторых местных традициях начало праздничных сборищ приурочивалось к более ранним срокам, до наступления Святок. Так, в Новгородской губ. И. устраивались с Николы Зимнего (6/19 декабря) и от посиделок отличались большим составом участников, устраиванием складчин на артельных началах, праздничной атмосферой. По мнению исследователей, соотнесение Николина дня со Святками в новгородском регионе обусловлено развитием здесь культа Николая Чудотворца, который объединил в себе черты древнего дохристианского божества с чертами не только других святых, но и Иисуса Христа. Знаменательно также, что Ни — колин день предшествовал зимнему солнцевороту, соотносимому в народной традиции с празднованием Святок.
Вечерки, предшествовавшие Рождеству, но по своему характеру относящиеся к святочным, свидетельствуют о сохранении глубинной связи между сроком праздничных собраний молодежи и днем зимнего солнцестояния, как знаменательным для архаичного сознания (ориентированного на культ солнца) рубежом. Позднее этот рубеж уступил место христианскому празднику Рождества Христова.
В некоторых местах Вологодской губ. собрания молодежи праздничного характера начинались с 22—23 декабря / 4— 5 января: «В Кадниковском уезде… святочные празднества обнимают время с 22 декабря по 6 января (по ст. ст.). В вечер на сочельник, а иногда и 22 декабря в некоторых местах уезда девушки устраивают так называемый „копыль- ный вечер" (копыл-прялка). Девушки известной деревни покупают сообща муку, чай, сахар, пекут пироги и приготовляют яства. Вечером девушки собираются в одну избу, куда приглашают и парней, угощают их чаем, пирогами, яствами. После угощения девушки ставят на стол решето, куда им парни и кладут карамель, пряники, орехи и другие лакомства. Эти подарки девушки потом делят между собою. После этого начинаются игры, пляски, продолжающиеся всю ночь» (4, с. 23). Торжество, завершавшее дорождественский период, здесь же называлось «последней вечериной» или «пирожным вечером», где молодежь пила чай с пирогом — «рыбником», который пекли из собранных всеми участниками продуктов (рыбу приносили парни). Девушки также угощали парней моченым горохом, который для них собирали по домам маленькие дети.
Предсвяточные сборища подобного рода были известны и в Ярославской губ., в Пошехонье. Здесь они назывались «сборными» или «свозными» беседами, поскольку на них собирались девушки и парни из нескольких соседних деревень, чтобы высмотреть себе жениха или невесту.
В рамках святочного периода И. проводились ежедневно, за исключением сочельников (рождественского и Крещенского), кануна Нового года и праздника Рождества Христова. В некоторых местных традициях существовал запрет на вечеринки в течение первых трех рождественских дней. В случаях, когда И. устраивались только до Нового года, молодежь собиралась два раза в день — утром и вечером. Дневные И. были похожи на обычные гулянья. Вечерние же включали специальные игры и развлечения.
Проведению И. предшествовали подготовительно-организационные действия. Прежде всего, молодежь нанимала просторную избу. В одних случаях это была изба, выбранная еще осенью для девичьих супрядок на весь осенне-зимний сезон; в других — нанимаемая всем молодежным коллективом специально для святочных бесед под названием «жировой». В зависимости от местной традиции расходы за наем помещения оплачивались либо парнями, либо всеми вместе. Плату передавали за весь срок сразу или за каждый вечер, также следили за порядком в избе для И. Девушки перед Святками начищали избу: скоблили полы, мыли лавки и стены. Стол отодвигали в угол, часть мебели, если нужно, выносили.
Если молодежи не удавалось снять помещение для И., то устраивали их по очереди в своих домах. В некоторых локальных традициях, например в Казанской губ., святочные беседы проводились в доме, где имелось несколько дочерей, достигших брачного возраста. Дом, в котором проводились П., всегда можно было узнать в деревне по ярко освещенным окнам. Очень часто изба освещалась за счет парней: ими приобретались керосин или свечи. Но иногда свечи покупали на деньги, вырученные девушками за пение величаний: колядок и виноградий. В Кадниковском у. Вологодской губ. лучину для освещения собирали мальчики 7—10 лет, также во время колядования. Тексты колядок в таком случае включали слова, указывающие на непосредственное назначение лучины:
.. .Кумушка-голубушка, Пожертвуйте лучинки На святые вечера, На игрища, на сборища.
Свечи или лампу ставили повыше, на полки; а лучину вставляли в светец, который могли перемещать по избе. За освещением обычно следил хозяин дома. В обязанности парней входило добывание дров для «жировой» избы, нереД’ ко — посредством воровства, а девушки каждый день должны были протапливать помещение. В некоторых локальных традициях, например в Заонежье, каждый из участников И. ежедневно приносил по полену.
Состав присутствующих на И. варьировал в зависимости от местных обычаев. Большей частью в «жировой» избе собирались представители почти всех возрастных групп общины, хотя ведущая роль здесь принадлежала холостой молодежи. На И. часто присутствовали парни и девушки из соседних деревень. К гостям, как правило, относились с уважением и старались, чтобы чужие девушки не скучали, а парням предоставляли возможность общаться с «баскими» (красивыми) девушками «первого сорта» — самыми пригожими. Тем не менее с приходящих парней обязательно брали плату за вход на И., которая шла в пользу хозяина дома. В некоторых местах плата с чужих ребят была двойной. В случае, когда чужак ухаживал за местной девушкой, ему приходилось выставить «коренным» парням в качестве отступного водку, иначе его могли побить и даже нанести увечье. В Вологодской губ. собрание, на котором собиралось очень много чужих девушек, называлось уже «повадой».
Дети на И. выступали в роли наблюдателей: младший брат нередко следил не только за общим ходом вечеринки, но и за тем, что происходит вокруг его взрослой сестры. Замужние женщины, женатые мужчины и старики непосредственного участия в забавах не принимали; оставаясь зрителями, они вели свои разговоры, обсуждали наряды и поведение молодежи, мужчины играли в карты и рассказывали анекдоты, сказки, загадки. Нередко в такой атмосфере складывалась репутация девушек и парней. В Заонежье существовал обычай наблюдать за поведением дочерей на беседах: обычно мать просила об этом тетку, сватью или какую-нибудь знакомую. Однако так было не везде. Например, в г. Торопце Псковской губ., где святочные посиделки назывались «субботками», женатые и замужние в избу не допускались.
Распределение на И. всех участников в пространстве избы имело свои особенности. Девушки усаживались на лавках вдоль стен от печки до лицевого угла и от него до красного окна; лучшие места — ближе к углу — предназначались для «славниц» — девушек-невест, славящихся красотой, рукодельным мастерством, нарядами и богатством, а также для гостящих девушек. Парни устраивались на лавках от красного окна и на скамьях, поставленных напротив девушек.
Дети занимали места на печи и полатях. Женатые и замужние, а также старики сидели на лавках около печи и на запечке. Если на И. собиралось много женщин, мужчины оставались в сенях и на крыльце. В сенях же «находился „купец с товаром", чаще всего старик-торговец с пряниками, стручками и прочими незатейливыми сладостями» (2, с. 33).
На И. все являлись в своих лучших одеждах. Но более всего вечеринку украшали наряды молодежи. Девушки готовили к Святкам новые модные и богатые наряды, их приносили прямо в узлах в избу для И. Бедные девушки старались занять хоть какие-нибудь наряды у подруг и знакомых или вовсе не приходили на святочную посиделку, что, впрочем, осуждалось общиной. На протяжении одного вечера было принято менять наряды несколько раз. В Вологодской губ. девушки договаривались одеваться в одежду одного цвета. Так, на И. в первый день Рождества надевали красные сарафаны и кофты или парочки, на второй — белые, в Новый год — голубые и синие, в Крещение — розовые.
Развлечения молодежи на И. составляли песни, пляски, вождение хороводов, игры. В некоторых местных традициях вечер начинали с величания одного из пришедших парней. В Псковской губ. девушки при входе каждого гостя величали виноградьем с припевом: «Дунай!» Тот, кому спели, должен был одарить девушек деньгами, которые шли хозяйке дома. Большинство песен, звучавших на И., пели и на обычных посиделках. Но особенностью исполнения их в святочный период было инсценирование песен. Девушки отдельно или с парнями ходили рядами, кругами, завивались цепочкой, кланялись друг другу, целовались и т. п. В народе такое разыгрывание песен воспринималось как святочное, и назывались они, соответственно, «святовскими». Лирические и свадебные песни, таким образом, становились игровыми или хороводными. Как правило, в финале такой игры парень и девушка целовались.
Мотив выбора пары являлся доминирующим в игровом репертуаре святочных посиделок: нередко на это указывали и сами названия игр «женитьба», «свадьба». В разных играх пары складывались неодинаково, в одних — в зависимости от личных симпатий игроков, в других — по случайному стечению обстоятельств: бросанию жребия, угадыванию. Благодаря этому возникала наибольшая вероятность того, что в конечном счете каждый найдет себе пару по душе.
В комплексе святочных игр в «женитьбу» значительная роль принадлежала группе молодых женщин, недавно вышедших замуж. «Молодухи» и припевали парней к девушкам, перебирая всех по очереди, и руководили ходом каждого игрового сюжета. Иногда в инсценировке таких свадебных мотивов, как встреча парня и девушки, ухаживание, выбор невесты, мужскую роль брали на себя «молодки». Все это свидетельствует о своего рода передаче знаний в игровой форме. Посвятительный характер имели также игры ряженых, появление которых на И., благодаря их ярким костюмам и эмоциональному поведению, вызывало целый комплекс сильных ощущений у присутствующих (см. Ряженье) —
Таким образом, тема брака, активно звучавшая в песнях и играх, хороводах и действах ряженых, превращала святочные И. в важный период в семейно-брачной обрядности. В этом смысле собрания молодежи в Святки представляли собой подготовку и испытание для тех, кто достиг брачного возраста; тем более что после наступал «мясоед» — традиционное время свадеб.
В конце XIX — начале XX в. значительное место на святочных вечерках стали занимать модные «французские» танцы-пляски — кадриль, ланчик и др., исполняемые под частушки. Некоторые хороводные игры, относившиеся к старому танцевально-песенному стилю, постепенно тоже превращались в пляски. Считалось, что девушка и во время пляски должна была сохранять чинность и сдержанность, не делая ни лишнего притопа, чтобы ни при едином движении сарафан не шелохнулся. Для парней пляска являлась возможностью продемонстрировать свою молодецкую удаль. Чем больше «колен» мог «продробить» танцор, тем большее уважение он вызывал у зрителей. В некоторых деревнях Вологодской губ. парни часто устраивали состязания: кто больше, сложнее или смешнее выдаст «коленцев», — что превращало пляску в своеобразную игру. На И. иногда исполнялись шуточные пляски-насмешки, во время которых девушкам, долго не выходившим замуж, на шею надевали коровий колокольчик.
При всей популярности плясок у молодежи, плясовые динамичные движения, резкие верчения, громкие притоптывания воспринимались старшим поколением, особенно в старообрядческой среде, как «бесовские» и греховные, поскольку они делали танцующих похожими, по традиционным представлениям, на нечистую силу. В народе верили, что именно во время П., от Нового года до Крещения, нечистая сила бегает по улицам, пляшет и ее привлекают собрания молодежи с плясками. Поэтому в некоторых местных традициях, например на вологодчине, не разрешалось плясать во время «страшных вечеров». Парни и девушки сами опасались нечистой силы. Чтобы после И. никого «не завело», в Новгородской губ., например, посиделку заканчивали «крестом»: все становились посреди избы так, чтобы получилась форма креста, и под пение менялись местами.
Литература:
1. Едемский М. Б. Вечерованье и городки (короводы) в Кокшень — ге Тотемского уезда // ЖС. СПб., 1905. Вып. III—ГУ; 2. Калашникова Р. Б. Беседы и бесёдные песни Заонежья второй половины XIX века. Петрозаводск, 1999; 3. Морозов И. А., Слепцова И. С. Праздничная культура Вологодского края. Ч. 1. Святки и Масленица // Российский этнограф. № 8. М„ 1993; 4. Неуступов А. Д. Святочные обычаи в Кадниковском уезде // Известия Арх. об-ва Русского Севера. 1913. № 1.
Е. Мадлевская