ГОНЧАР (ГОРШЕЧНИК)
Одна из традиционных мужских специализаций; персонаж фольклора.
Занятие Г. олицетворяло власть над стихиями огня и земли, которую он превращал из природного, неоформленного состояния (глина) в предметы, принадлежащие сфере культуры. Основная продукция Г. — глиняная посуда — на символическом уровне относилась к числу «женских» вещей (см. Бабий кут). Горшки, кувшины, глиняные подойники, посуда для заквашивания теста в народной магико — ритуальной практике связаны с символикой женского плодородия. Горшки и плошки били на свадьбе, желая молодым много детей («Сколько черепков, столько пареньков»), а женщина, не желавшая беременеть, прятала пустой горшок в чулан или под кровать, где его никто не мог тронуть. В обоих случаях горшок символизировал женское (материнское) лоно. Осколки разбитых на свадьбе горшков разбрасывали в хлеву и на огороде (чтобы обеспечить плодовитость скоту и плодородие земле), а горлышко разбитого кувшина вешали в курятнике для плодовитости кур и как оберег их от кикиморы.
Фигура горшечника также связана в народных верованиях с темой брака и плодородия. Обычно Г. продавали свои изделия на ярмарках либо развозили по деревням. Визиты горшечника в деревню были приурочены к Святкам — периоду свадеб либо к Великому посту. В Полесье приезд горшечника воспринимался как знак того, что в деревне скоро будет свадьба, а девушки старались украсть с его воза и разбить горшок — чтобы выйти замуж. Впрочем, существовала и противоположная примета: на улице, по которой
|
Проехал Г., ни одной свадьбы не будет, и поэтому девки били у него посуду, «чтоб не сидеть, как горшки».
В фольклоре имеются следы поверий о связи Г. с нечистой силой. В сказках встречается сюжет о черте, который нанимается к Г. в работники. Приведем сказку, записанную в Костромской губ. и опубликованную в 1920 г. Горшечник встречает на дороге парня, который напрашивается к нему в работники. Хозяин дает ему непосильное задание, заставляя делать горшки всю ночь. Работник справляется с заданием, хозяин продает тысячу горшков и обогащается. На следующую ночь он решает подглядеть за работником и видит сквозь щель множество собравшихся чертей, слепых и хромых, которые вместе с его работником (тоже чертом) лепят горшки. Один из чертей бросает ему в глаз комок глины. Наутро хозяин рассчитал своего помощника и продал оставшуюся посуду. Однако больше ему не удалось продать ни одного горшка: люди говорили, что купленная у него прежде (сделанная чертями) посуда сразу же лопалась, как только ее ставили в печь.
Рассказы о связи Г. с нечистой силой касаются, как правило, его отношений с помощником — учеником-подмастерьем. В этих отношениях нередко возникали конфликты. У горшечников существовали профессиональные секреты, которые передавались в пределах одной семьи (и обычно только по мужской линии), а наемному помощнику-подмастерью не открывались. Особым спросом пользовалась продукция известных Г., посуда которых отличалась прочностью, славилась тем, что в ней не скисало молоко, а сметана получалась особенно густой и вкусной. За обучение этим секретам учению! платили довольно значительную сумму. Г. из д. Горка Шенкурского у. Архангельской губ. ездил учиться за несколько десятков верст в Верховажье, где освоил секреты изготовления посуды из белой глины с цветной поливкой. За обучение заплатил 40 рублей, в то время — стоимость быка.
В приведенном выше сюжете о черте-помощнике, которого нанял Г., подмастерье кажется более умелым, чем он сам (производит больше продукции); кроме того, Г. наказан за попытку подсмотреть, в чем состоят профессиональные секреты подмастерья. Возможно, здесь обыгрываются и отношения конкуренции среди Г.: в конце рассказа помощник, испортив репутацию нанявшего его горшечника, фактически устраняет конкурента.
1. Зимин М. М. Ковернинский край // Труды Костромского научного общества по изучению местного края. Вып. 17. Кострома, 1920; 2. Топорков А. Л. Гончарство: мифология и ремесло // Фольклор и этнография. Л., 1984; 3. Архив МАЭ РАН, ф. К-1, оп. 2, д. 1569, 1570.
Т. Щепанская