Главная > Мужики и бабы в русской культуре > ГАДАНИЕ О ПОЛЕ РЕБЁНКА

ГАДАНИЕ О ПОЛЕ РЕБЁНКА

Приметы и ритуальные действия, используемые беременной или ее близкими для определения пола будущего ребенка. Традиция гадания основана на пред­ставлении о том, что тело беременной и ее поведение могут свидетельствовать о природе еще не родившегося ребенка. К числу наиболее популярных относились гадания, исполь­зующие для толкования универсальную соотнесенность мужского начала с правой стороной, женского — с левой. Так, если плод в первый раз пошевелится в правом боку, то родится мальчик, в левом — девочка; в Вологодской губ. считали, что если живот беременной выдается в правую сто­рону, то это к мальчику, в Сибири определяли по груди: если правая грудь полнее, то родится мальчик. Наблюдали также за тем, как двигается беременная женщина: если сидит, вытянув правую ногу, или встает, опираясь на пра­вую руку, — родится мальчик. Общераспространенным яв­ляется гадание по форме живота: если живот «острый», «торчком», «кверху», то родится мальчик, если живот круг­лый, «брюхо и зад плоски» — появится девочка. В Сур­гутском крае существовала традиция определять по животу беременной пол не только ее собственного ребенка, но и других беременных женщин села: «Когда какая-нибудь жен­щина мается родами и у нее „шибко" болит спина (родит парня), — то по мнению сургутян, — и все другие беремен­ные парнями женщины тоже чувствуют в это время боль в спине, а если женщина мается девкой, у всех беременных болит живот».

Пигментные пятна, появляющиеся в период беременно­сти, также указывали на пол: если желтые пятна на лице в виде «бороды», то родится мальчик, если на лбу или по всему лицу — девочка. Если соски черные или на животе черная полоса — будет мальчик, если соски светлые — де­вочка, болят зубы — к девочке, сочится молоко из груди — к мальчику.

ГАДАНИЕ О ПОЛЕ РЕБЁНКА

Большинство примет указывает на то, что мальчика но­сить тяжелее: беременность переносится с трудом, у жен­
щины изменяется голос, худеет лицо, часто болит живот, особенно в последние шесть месяцев. Хотя есть и исклю­чения: русские в Сибири считали, что если живот часто и сильно болит, то родится девочка. Также о рождении девочки свидетельствовали более выраженные изменения во внешности беременной: если у нее лицо оставалось чис­тым, то родит мальчика, если появлялись пятна, то девочку.

Для определения пола плода весьма информативными, по народным представлениям, были пищевые прихоти будущей Матери. Так, если беременная хорошо ест всякую пищу или предпочитает селедку, лук, хрен, то будет мальчик; а если не может есть мясного или «прихотничает» на свеклу, редь­ку, — родит девочку.

В русской традиции повсеместно распространенными были Г. о п. р. по «бессознательным» реакциям беременной женщины. В этих реакциях проявлялось особое — погра­ничное — состояние будущей матери, когда ее личность как бы «растворялась» в прихотях и желаниях утробного мла­денца. Так, например, если на вопрос о времени разреше­ния от бремени женщина покраснеет, то она беременна де­вочкой, тот же результат будет, если беременная охотно слушает песни и смотрит на пляски. В южно-русских губер­ниях специально, часто без ведома будущей матери, устра­ивали гадания: «Кладут беременной под изголовье (незамет­но) соли, если, проснувшись, она произносит мужское имя, будет мальчик»; «Чтобы узнать, мальчика или девочку родит женщина, кладут на сундук нож и вилку и покрывают чер­ным платком… если беременная сядет на нож, родит маль­чика, если сядет на вилку, то родит девочку». В Новгород­ской губ. считали, что если беременная во время первого движения плода в утробе посмотрит или подумает о муж­чине, то «ждется» мальчиком. А в южнорусских районах пол новорожденного определяли непосредственно во время родов: если первый в дом вошел мужчина — будет маль­чик. В Рязанской губ. полагали, что беременность, наступив­шая сразу после месячных, предвещает мальчика. В том же регионе сами беременные прибегали к следующим гада­ниям: брали деревянный прут, употребляемый при тканье холста, и выбегали на улицу, при этом если первый встреч­ный будет мужчина, то родится мальчик; брали уголь от лу­чины и садились под окном соседского дома, и если услы­шат мужское имя — родится мальчик. В Смоленской губ. беременные женщины выкапывали корень травы «кукуш­ки», которая имеет «вид ребенка: есть и голова и ручки и ножки, а также соответствующие половые органы чело­века… по нему угадывают, кто родится: мальчик, девочка или двойни».

Особую группу составляют Г. о п. р. еще до наступления беременности. Так, определяли по менструальной крови: «у какой месячные более обильны, у той будет больше мальчиков», а также по крови, образующейся при дефлора-

Ции: «При осмотре результатов свахи замечают, что если кровь на рубашке будет ала, то родится мальчик, а если сроза, то — девочка». В Сургутском крае «рубашку после месячных очищений вымывают в корыте и поганую воду выливают в подполье, под передний угол. Потом эту ямочку прикрывают горшком, а через три месяца смотрят: если под горшком появится цветок, то будут дети, если вырастет белый цветок, то первый ребенок будет дочь, а если синий или голубой, то — сын».

Литература:

1. Делшч В, Ф. Педиатрия у русского народа. СПб., 1892; 2. Ма — залова Н. Е. Состав человеческий. Человек в традиционных сомати­ческих представлениях русских. СПб., 2001; 3. Покровский Е. А. Физическое воспитание детей у разных народов преимущественно России. Материалы дгш медико-антропологического исследования. М., 1884; 4. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. По мате­риалам этнографического бюро кн. В. Н. Тенишева. СПб., 1903; 5. Архив РЭМ, ф. 7, on. 1.

Д. Баранов

Комментарии закрыты.