ГАДАНИЕ О ПОЛЕ РЕБЁНКА
Приметы и ритуальные действия, используемые беременной или ее близкими для определения пола будущего ребенка. Традиция гадания основана на представлении о том, что тело беременной и ее поведение могут свидетельствовать о природе еще не родившегося ребенка. К числу наиболее популярных относились гадания, использующие для толкования универсальную соотнесенность мужского начала с правой стороной, женского — с левой. Так, если плод в первый раз пошевелится в правом боку, то родится мальчик, в левом — девочка; в Вологодской губ. считали, что если живот беременной выдается в правую сторону, то это к мальчику, в Сибири определяли по груди: если правая грудь полнее, то родится мальчик. Наблюдали также за тем, как двигается беременная женщина: если сидит, вытянув правую ногу, или встает, опираясь на правую руку, — родится мальчик. Общераспространенным является гадание по форме живота: если живот «острый», «торчком», «кверху», то родится мальчик, если живот круглый, «брюхо и зад плоски» — появится девочка. В Сургутском крае существовала традиция определять по животу беременной пол не только ее собственного ребенка, но и других беременных женщин села: «Когда какая-нибудь женщина мается родами и у нее „шибко" болит спина (родит парня), — то по мнению сургутян, — и все другие беременные парнями женщины тоже чувствуют в это время боль в спине, а если женщина мается девкой, у всех беременных болит живот».
Пигментные пятна, появляющиеся в период беременности, также указывали на пол: если желтые пятна на лице в виде «бороды», то родится мальчик, если на лбу или по всему лицу — девочка. Если соски черные или на животе черная полоса — будет мальчик, если соски светлые — девочка, болят зубы — к девочке, сочится молоко из груди — к мальчику.
|
Большинство примет указывает на то, что мальчика носить тяжелее: беременность переносится с трудом, у жен
щины изменяется голос, худеет лицо, часто болит живот, особенно в последние шесть месяцев. Хотя есть и исключения: русские в Сибири считали, что если живот часто и сильно болит, то родится девочка. Также о рождении девочки свидетельствовали более выраженные изменения во внешности беременной: если у нее лицо оставалось чистым, то родит мальчика, если появлялись пятна, то девочку.
Для определения пола плода весьма информативными, по народным представлениям, были пищевые прихоти будущей Матери. Так, если беременная хорошо ест всякую пищу или предпочитает селедку, лук, хрен, то будет мальчик; а если не может есть мясного или «прихотничает» на свеклу, редьку, — родит девочку.
В русской традиции повсеместно распространенными были Г. о п. р. по «бессознательным» реакциям беременной женщины. В этих реакциях проявлялось особое — пограничное — состояние будущей матери, когда ее личность как бы «растворялась» в прихотях и желаниях утробного младенца. Так, например, если на вопрос о времени разрешения от бремени женщина покраснеет, то она беременна девочкой, тот же результат будет, если беременная охотно слушает песни и смотрит на пляски. В южно-русских губерниях специально, часто без ведома будущей матери, устраивали гадания: «Кладут беременной под изголовье (незаметно) соли, если, проснувшись, она произносит мужское имя, будет мальчик»; «Чтобы узнать, мальчика или девочку родит женщина, кладут на сундук нож и вилку и покрывают черным платком… если беременная сядет на нож, родит мальчика, если сядет на вилку, то родит девочку». В Новгородской губ. считали, что если беременная во время первого движения плода в утробе посмотрит или подумает о мужчине, то «ждется» мальчиком. А в южнорусских районах пол новорожденного определяли непосредственно во время родов: если первый в дом вошел мужчина — будет мальчик. В Рязанской губ. полагали, что беременность, наступившая сразу после месячных, предвещает мальчика. В том же регионе сами беременные прибегали к следующим гаданиям: брали деревянный прут, употребляемый при тканье холста, и выбегали на улицу, при этом если первый встречный будет мужчина, то родится мальчик; брали уголь от лучины и садились под окном соседского дома, и если услышат мужское имя — родится мальчик. В Смоленской губ. беременные женщины выкапывали корень травы «кукушки», которая имеет «вид ребенка: есть и голова и ручки и ножки, а также соответствующие половые органы человека… по нему угадывают, кто родится: мальчик, девочка или двойни».
Особую группу составляют Г. о п. р. еще до наступления беременности. Так, определяли по менструальной крови: «у какой месячные более обильны, у той будет больше мальчиков», а также по крови, образующейся при дефлора-
Ции: «При осмотре результатов свахи замечают, что если кровь на рубашке будет ала, то родится мальчик, а если сроза, то — девочка». В Сургутском крае «рубашку после месячных очищений вымывают в корыте и поганую воду выливают в подполье, под передний угол. Потом эту ямочку прикрывают горшком, а через три месяца смотрят: если под горшком появится цветок, то будут дети, если вырастет белый цветок, то первый ребенок будет дочь, а если синий или голубой, то — сын».
Литература:
1. Делшч В, Ф. Педиатрия у русского народа. СПб., 1892; 2. Ма — залова Н. Е. Состав человеческий. Человек в традиционных соматических представлениях русских. СПб., 2001; 3. Покровский Е. А. Физическое воспитание детей у разных народов преимущественно России. Материалы дгш медико-антропологического исследования. М., 1884; 4. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. По материалам этнографического бюро кн. В. Н. Тенишева. СПб., 1903; 5. Архив РЭМ, ф. 7, on. 1.
Д. Баранов