Этнография пола
Итак, представления о «мужском» и «женском» не составляли особую часть народной культуры, а пронизывали все ее сферы, от жизнеобеспечения (мужские и женские занятия, особенности питания и т. д.) до организации пространства и предметного мира, ритуально-магической системы, фольклора и мифологии. Половой символизм был важнейшим классификационным признаком, на котором базировался порядок всей системы народной культуры, ее стабильность и преемственность. Тем не менее в этнографических описаниях этот аспект народной культуры до недавнего времени не находил полноценного отражения.
В, отечественной этнографии тематика пола представлена, как правило, в работах, посвященных свадебным и родильным обрядам, реже — половозрастному разделению труда. Систематическое изучение всего комплекса «этнографии пола» (полоролевого аспекта культуры) активизировалось преимущественно в последние десять — пятнадцать лет XX столетия. В эти годы вышел ряд научных сборников и монографий об этнических стереотипах мужского и жен-
Ского поведения[1], мужских и женских мифоритуальных традициях, взаимоотношениях полов, распределении между ними хозяйственных занятий и ритуальных обязанностей[2], ролей в семейном быту[3], общине и традиционных структурах власти[4]. Были опубликованы книги по этнографии человеческого воспроизводства и связанных с ним феноменов (секс и эротика, беременность и роды[5]) Однако обобщающих работ, посвященных проблематике «мужского» и «женского» в русской народной традиции, до сих пор не появилось, что может быть связано как с неравномерной изученностью проявлений фактора пола в разных областях русской культуры, так и с принадлежностью занимающихся этой темой исследователей к разным дисциплинарным областям (от социальной истории и антропологии до фольклористики и культурологии).
В предлагаемом читателю энциклопедическом издании в популярной форме представлены результаты исследований отечественных фольклористов, историков и этнографов (в том числе членов авторского коллектива энциклопедии), посвященные самым разным аспектам проблематики пола в русской традиционной культуре. Кроме научной литературы использованы архивные источники, прежде всего богатейшее собрание Этнографического бюро князя В. Н. Тени — шева — огромная коллекция сведений, поступивших на рубеже XIX—XX веков из разных губерний Европейской России в ответ на специально разосланную анкету, вопросы которой охватывали все области народной культуры. Материалы Тенишевского бюро, хранящиеся в архиве Российского Этнографического музея (АРЭМ, фонд 7, опись 1), легли в основу многих статей настоящего издания. Некоторые из них публикуются впервые. Наряду с этим, авторы статей используют материалы этнографических экспедиций и фольклорные записи последних десятилетий XX века, отражающие бытование старинных традиций, местные предания, воспоминания представителей старшего поколения о событиях пятидесяти — семидесятилетней давности, рассказы их дедов и родителей и т. п. Если в статьях энциклопедии приводятся цитаты без ссылок на литературу, это означает, что используются архивные сведения или собственные полевые материалы, собранные авторами во время этнографических экспедиций. Их архивные номера (эти материалы хранятся в архивах РЭМ и МАЭ РАН) указаны в списках источников, прилагаемых к каждой статье.
Т. Щепанская, И. Шангина
А
АТАМАН
(ПРЕДВОДИТЕЛЬ, ГЛАВАРЬ, ВОЖАК). Глава территориального объединения парней — ватаги. Пользовался значительным авторитетом и руководил парнями во время гуляний и драк.
Обычно А. становился признанный лидер, который первенствовал еще среди подростков. Им был наиболее физически сильный, задиристый и известный своим отчаянным поведением парень. При этом главным его боевым качеством считалась смелость; парень сознательно шел на риск, доказывал, что готов сражаться до конца, может в одиночку противостоять нескольким противникам, отбить «своего», окруженного неприятелем, остаться на поле боя, когда его товарищи отступили. Он не страшился после драки пойти под вечер во враждебную деревню к девушке, за которой ухаживал, и оказывать ей знаки внимания на глазах местных парней и т. п.
В каждой возрастной группе был свой А. В Старорусском р-не Новгородской обл. его избирали на общем собрании парней и подростков в укромном месте за деревней. В других местностях им мог стать самый старший из парней или тот, кто обладал недюжинной силой и никогда не убегал с поля боя во время драки.
Став А, парень подбирал себе команду, с помощью которой осуществлял свою политику, заставлял подчиняться принятым в ватаге правилам и законам чести, наказывал предателей. Силой, личным примером формировал общественное мнение, оказывал влияние на поведение остальных деревенских парней. С этого момента он становился их главным заступником, мстил за их обиды, а во внутригрупповых разногласиях выступал арбитром. Признав его главенство, парни «слушались, делали то, что он скажет», поддерживали его в драке: «Семеро в могилу ляжем за него за одного».
Готовясь к празднику, А. выступал инициатором в разработке тактики столкновений с другими ватагами.
На гуляньи А. был гордостью, лицом компании, задавал тон ее поведению. Иной раз достаточно было осадить во
|
Атаман с ватагой
Время взаимных подначиваний к драке или победить в единоличной схватке А. противников, чтобы парни из его ватаги ретировались и отступили. Нередко случалось, что драка сводилась к поединку между А, начиналась или завершалась им. В то же время восхваление своего и оскорбление чужого А. в частушке могло спровоцировать драку:
Ах, не ходите, не водите Атамана своего. У нас был такой «товарищ» Мы зарезали его.
Во время гулянья А. шел всегда во главе или в центре компании. Ему принадлежала ведущая роль в «заигрыше» на бой. Если А. запевал частушку, остальные ее подхватывали. В момент сближения двух враждующих ватаг, приплясывая и припевая, он делал вызывающие жесты и позволял себе резкие выходки, в то время как артель пела. В Вологодской обл. «выламывание» было характерной чертой поведения именно А. (см. Ломалъщик). Допев куплет, он плевал на землю, высоко подпрыгивал в пляске, а иногда, схватившись за ворот, рвал на себе рубаху, что указывало на его желание биться насмерть. В Вашкинском р-не Вологодской обл. А. держал в руках «прикол» — толстую палку или кол, — которым бил по земле, когда, приплясывая, подходил к группе противника. Иногда это превращалось в соревнование между А. Считалось большим позором, если кол от удара о землю ломался, это говорило о слабости как А, так и всей «артели».
Чтобы спровоцировать драку, А. посылал к противникам «заводилу», а когда страсти накалялись до предела, подавал знак к началу сражения. Во время боя А. отдавал команды, подбадривал дерущихся. Он мог быть главной ударной силой, способной в самом начале смешать ряды противников, но нередко входил в драку в самый разгар или под конец сражения.
Отличительной чертой внешнего облика А. чаще всего было вооружение: дубинка, «прикол», особенная треска, нож и т. п. В некоторых местах, например в Рамешков — ском р-не Тверской обл., существовал обычай ношения А. серьги в левом ухе, исчезнувший к 1920-м гг.
В частушках «под драку» А. наделялся мифологическими характеристиками, служившими для его возвеличивания и устрашения противника. Его возраст амбивалентен — молод и одновременно очень стар:
Атаман у нас молоденький — Семидесяти лет За его седую бороду Бороться будем век!
Его смерть стоит многих жизней, как чужих, так и своих:
Атаман у нас молоденький, Не вщдадим его.
Семерых в могилу вгоним За него за одного.
Иногда А. находится как бы между жизнью и смертью, обладает чертами залежного покойника, которого хоронят вне кладбища, в чистом поле, без видимых обозначений могилы, и который может из нее выйти:
Атаманова могила Вся осокой заросла. Я осоку выкошу, Атамана выпущу.
Где убили атамана, Там не вырастет трава, В поле камешки потрескают, Завянут дерева.
Говорят, что утопили Атамана во реке. Атаман идет по улице, У него кинжал в руке.
Литература:
1. Морозов И. А. Драки // Духовная культура северного Бело — зерья. М., 1997; 2. Щепанская Т. Б. Драки и браки (сельские праздничные драки: по материалам поездок в Курскую, Псковскую, Новгородскую области в 1996—1997 гг.) // Материалы полевых этнографических исследований. Вып. 4. СПб., 1998; 3. Архив РЭМ, ф. 7, on. 1, д. 130; ф. 10, on. 1, д. 88, 95, 99.
В. Холодная
БАБА
(БАБИНА, БАБ И Ц А). В структуре традиционного общества замужняя женщина любого возраста, в том числе и старуха. С этой точки зрения показательно псковское выражение «выйти в бабы», означающее «выйти замуж», а также называние жены (по отношению к мужу) «бабой». Так могли называть и вдову, потому что прежде чем приобрести данный статус (вдовы), она должна была участвовать в свадебном ритуале.
С проблемой номинирования соотносился тот факт, что с момента вступления в брак женщина зачастую утрачивала свое настоящее имя и носила имя мужа или прозвище, которое возникало от прозвища мужа или его имени (например, Сухарихой называли по прозвищу мужа — Сухарь), свое имя она вновь обретала, становясь старухой. Наиболее распространенное обращение мужа к жене было «мать» (свидетельствующее о наличии детей в семье), «женка», «хозяйка»; свекра и свекрови — «дочка», «молодка». В Каргополье замужнюю женщину приветствовали: «бабина», «бабица».
Понятие «замужняя женщина» по отношению к слову «баба» более общее. В русской традиции существовала дробная дифференциация в рамках статуса замужней женщины. На уровне состава семьи понятие «баба» относилось к женщине, имевшей и своих детей, и внуков. Причем в той или иной локальной традиции имело место колебание как нижней, так и верхней границы, обусловленное местными представлениями о переходе женщины из одной возрастной группы в другую.
Так, нижняя граница использования номинации «баба» определялась рождением у замужней женщины ребенка, то есть с обретением ею статуса матери. До этого момента ее называли «молодухой», «молодкой», «молодицей». В этом плане показательны характерные для псковского, нижегородского, пермского народных говоров слова «бабиться», «бабничать» со значениями «начинать рожать детей», «становиться матерью», относящиеся к молодухе. В некоторых местностях — в Тамбовской, Тверской, Ярославской губ. —
Вышедшую замуж называли «молодухой» только до беременности, так как на уровне физиологии статус «бабы» связывался с утратой регул (месячных очищений), обусловленной Зачатием ребенка.
Вместе с тем в ряде местных традиций для изменения номинации, закрепляющей переход от статуса «молодухи» к статусу «бабы», в рамках семейной терминологии мог иметь значение пол первого ребенка. Так, женщина, родившая первой девочку, в Вологодской губ. называлась «баби — цей», в Оренбуржье и Казанской губ. — «бабой», во Владимирской — «родиткой». Родившая же мальчика продолжала именоваться «молодухой». В Пермской губ. женщину называли «молодухой» вплоть до женитьбы сына. В Сибири говорили: «Если первую дочь родила, то уже и не молодуха. А если только сыновей рожает, то молодухой зовем <…> Как девчонку принесет, так уже и не молодуха» (6, с. 301).
Несмотря на свойственное русскому крестьянству представление о престижности рождения сына и ожидание появления на свет именно его, все же очевидно, что в традиции более высокий статус имела женщина, которая родила девочку (баба), а не мальчика (молодуха). Этот факт, вероятно, связан с тем, что родившая девочку, по народным представлениям, максимально реализовала свои репродуктивные возможности, поскольку произвела на свет замену себе — того, кто в будущем сможет продолжить воспроизводство жизни (потомства).
Показателем верхней границы статуса «баба» в крестьянской среде воспринималась утрата женщиной репродуктивных способностей, а также изменение социовозрастного статуса ее детей. Так, в Воронежской губ. считали, что если баба «отмылась», то есть «временное» (регулы) у нее закончилось, рожать больше не может, то она «устарела», стала старой. «По данным переписи 1897 г., в западных губерниях Российской Империи… детородный период длился 20— 22 года. Климакс наступал между 42 и 47 годами» (3, с. 214). Известные поговорки: «Сорок пять — баба ягодка опять», а также: «Бабий век — сорок лет» — указывают на сближение статусов девушки/молодухи и старухи. Воронежские крестьянки так описывали это состояние: «Старость… баба из строя выходит, у ней кровя прекращаются, она и слабеет. Я еще маленькая была, помню, к матери приходила старушка одна, она рассказывала: — Когда первого ребенка родит, как с кадушки обруч осыпался, второго родила — второй осыпался, как восьмого родила, так — как кадушка без обручей, и рассыпалась».
Кроме того, повсеместно показателем наступления старости женщины было взросление и изменение социовозрастного статуса ее детей. Так, в Воронежской губ. женщина считалась старой, когда женили ее старшего сына, в юго — западных русских областях — когда все ее дети вступят в брак. Во многих местах статус старухи соотносился с появлением внуков, то есть нового поколения в роду. При этом женщину в семье начинали называть «бабушкой». В Псковской губ. женщина начинала считаться старой с того момента, как ее внуки начинали говорить, то есть обретали дар речи — важнейший признак человека как социального существа, и тем самым как бы «дооформлялись» как «люди».
Традиционно статус замужней женщины проявлялся во внешнем виде: в особом способе убранства волос, в особенностях одежды и головного убора. Изменение прически и костюмного комплекса происходило в процессе свадебного обряда. После венчания или после первой брачной ночи женщины причесывали новобрачную «по-бабьи» и надевали на нее женский убор — «повойник», подносили зеркало и говорили: «Ну-у-у, ты теперь, голубушка, уж баба» (4, с. 250).
У русских в качестве женской прически преобладали две косы, уложенные надо лбом или закрученные узлом на затылке. Способ плетения кос «по-бабьи» был иным, чем у девушек. Последние укладывали пряди волос снизу вверх, а женщины — сверху вниз. В некоторых местных традициях замужние заплетали левую косу по-девичьи, а правую — по-женски. В западно — и южно-русских областях женщины не плели кос, а скручивали и укладывали волосы на затылке. На Дону такая прическа соответственно называлась «бабник». Головной убор, независимо от его формы, почти всегда полностью закрывал волосы замужней женщины.
Отличительной деталью костюма замужней женщины в ряде центральных и южных губерний являлась понёва — поясная одежда. Даже если в некоторых местах, например в Воронежской губ., эта деталь входила в комплекс одежды не только находящихся в браке, но и достигших совершеннолетия девушек, то по отделке понёвы можно было определить, к какой социовозрастной группе относится ее владелица. У Б. понёвы понизу «обделывались» шерстью, а у девок украшались атласными лентами. Различные элементы декора рубахи, понёвы, передника (тип вышивки, ее цвет, орнамент, количество, месторасположение и т. п.) позволяли судить о возрасте, статусе и жизненных обстоятельствах женщины. Так, в Бирюченском у. Воронежской губ. показателем того, что у женщины есть грудной ребенок, был особый орнамент на подоле понёвы, носящий название «орлиный глаз». Если девушки носили, как правило, расшитые передники, то женщины — преимущественно простые. В целом одежда замужних женщин среднего возраста по сравнению с костюмами девушек и молодух была более сдержанной в цветовой гамме и имела меньше декоративных элементов. С возрастом в костюме уменьшалось и количество украшений. При возникновении тех или иных веяний моды, распространяющихся на одежду, женщины в возрасте все же тяготели к традиционному покрою и материалу. Так, в Псковской губ. в конце XIX — начале XX в.
Девушки предпочитали юбку как более модную деталь костюма, женщины же продолжали носить сарафан. (Подробнее см. Бабий наряд). В отличие от девушек и молодух, женщины среднего возраста практически не использовали косметические средства: белила, румяна, сурмила (см. Бели — ла-румяна).
В некоторых местных традициях существовали свои формы принятия в женское сообщество молодухи — недавно вышедшей замуж (см. Бабняк). Своего рода приемом в сообщество матерей являлся северно-русский обычай посещения женщинами селения роженицы и ребенка в течение шести недель после родов (см. Роженица).
Сфера бытовой и обрядовой деятельности замужней женщины была обширной. На ней лежала ответственность за пищу и одежду для всей семьи, за утварь в доме, воспитание детей и уход за стариками. Крут ежедневно выполняемых работ зависел от типа семьи. В условиях большой семьи среди женщин выделялась болъшуха, имевшая статус хозяйки, которая распределяла работу между остальными (см. Болъшуха).
Почти повсеместно хлеб на всю неделю (или по потребности) пекла болыпуха, а также каждый день готовила еду на три-четыре приема, поэтому ей приходилось вставать раньше других, растапливать печь и стряпать. Всякий раз после еды следовало мытье посуды.
К ежедневным заботам хозяйки относилось кормление домашней птицы и скотины, доение коз и коров два или три раза в день, в зависимости от времени года и количества корма. Ценность коровы в крестьянском хозяйстве и ответственность за скотину, лежащая на женщине, породили известную пословицу: «Пусти бабу в рай, а она и корову за собой ведет».
Женским занятием была уборка дома, с особым тщанием проводившаяся накануне праздников. Каждую субботу женщина топила баню, а если ее не было, — печь, для того чтобы все семейство могло помыться, а она — выстирать белье. В любое время года белье после стирки несли на реку, озеро или другой близлежащий водоем для полоскания.
Поздней весной, летом и ранней осенью помимо ведения домашнего хозяйства на долю женщины выпадало много работы вне дома: посадка и прополка огородных культур, ворошение сена в период сенокоса, жатва и вязание снопов, почти все операции по возделыванию и обработке льна и конопли: прополка, дерганье, мочение, сушка, мятье, трепание, чесание. Для многих из этих работ женщины зачастую собирались вместе, нередко устраивали друг другу помочи. На южно-русских территориях женским занятием была также стрижка овец и обработка шерсти.
С Филипповского (Рождественского) поста до посевных работ труд женщины ограничивался домашними делами, а в свободное от повседневных хлопот время она была занята изготовлением пряжи, тканьем и шитьем. В целом ткаческий цикл — от сева до отбелки полотна — растягивался на год, и ему в значительной мере подчинялся годовой цикл женщины.
Обработка растительных волокон и шерсти, ткачество были самыми трудоемкими в женском производстве и вместе с тем важными, так как обеспечивали семью тканями для одежды, постельных принадлежностей, полотенец, скатертей, мешков и др. Многие тканые предметы изготавливали особо для различных обрядов, праздничных дарений в церковь, а также для расчетов с пастухами, коновалами и прочими специалистами.
В семье каждая женщина и взрослая девушка имела свой участок для засева льна, который назывался «льняной со — бинкой». Уборка обычно начиналась с собинки. В центральных и южных губерниях, где дерганье льна совпадало с жатвой в начале — середине августа, женщины выходили на эту работу по праздникам и в выходные дни.
Каждой возрастной группе традиционно соответствовала та или иная операция в процессе изготовления тканых предметов. Девочка семи — девяти лет только научалась прясть; для девушек-подростков и достигших совершеннолетия прядение было основным занятием. Взросление сопровождалось постепенным освоением разных операционных приемов, восходящих по сложности. Так, снование нитей, перенесение их на ткацкий стан и заправка последнего, как требующие большой точности и навыка, осуществляли в основном замужние женщины. И хотя девушки овладевали умением ткать и работали на кроснах, наиболее тонкие и сложные по фактуре ткани создавались именно женщинами. В плане противопоставления статуса Б. и молодухи показательно то, что последняя нередко могла ставить свой ткацкий станок «кросна» для работы не в доме мужа, а в доме матери.
Повсеместно наиболее распространенным временем для прядения был Филипповский пост; отсюда тверское выражение «бабий сенокос», означающее период этого поста, когда бабы спешили прясть. Ткали по большей части в Великий пост. Однако кросна могли устанавливать в избе уже осенью или в мясоед. В некоторых местах, например в Смоленской губ., женщины ткали осенью и зимой только для себя, а весной — на семью.
По сути, ткачество являлось главным занятием женщины. Поэтому орудия для обработки льна и изготовления нити стали символами женского труда, что закрепилось в пословицах и поговорках: «Знай, баба, свое кривое веретено» и «Пропало бабье трепало». Женская символика прялки, гребня, веретена обусловила также тот факт, что на них перерезали пуповину родившейся девочки для закрепления ее половой природы.
Магико-ритуальная деятельность женщины, не менее обширная, чем бытовая, распространялась на многие стороны крестьянской жизни и была направлена на благополучие семьи, а также и всей общины. Взрослые женщины участвовали во множестве обрядовых акций на протяжении всего календарного года.
В сфере земледельческой обрядности чаще всего именно женщина выступала в роли медиатора (посредника) в диалоге между миром природы и социумом, то есть миром культуры, что обусловливалось народными представлениями о единстве сущностей земли и женщины, заключающемся в основополагающей функции репродукции. Так, женщины были исполнительницами обрядов кормления природных стихий: в Святки и в момент перехода от зимы к весне зазывали и угощали ритуальной пищей мороз (как вариант — диких зверей), в Духов день — переход от весны к лету — кормили землю, которая в этот день считается именинницей. Посредническая роль женщины особенно очевидна в тех случаях, когда ее магические приемы дополняли действия мужчины. Так, в Западной Сибири в процессе посева муж вывозил в поле на бороне жену с распущенными волосами, которая произносила заговор, что должно было способствовать хорошему урожаю. Такие действия производили и перед другими важными полевыми мужскими работами. Кроме того, женщины на протяжении весеннего сезона изготовляли обрядовое печенье и пищу для ритуальных трапез в доме и поле. Именно женщины проращивали отобранное для посева зерно, а также подготавливали семена огородных растений. При посадке овощей они же совершали действа продуцирующей магии: раздевались, садились на грядки, произносили приговоры, голыми, с распущенными волосами, обегали огород. Прополка полей сопровождалась трапезами, кормлением земли яйцами, творогом. Запретные для других возрастных групп общины женские трапезы ве — сенне-летнего цикла включали ритуальные блюда и хмельные напитки, приготовленные в складчину. Такие трапезы имели общее название «ссыпчин», «братчин» (подробнее см. Моргосъе); при этом женщины также совершали действия, стимулирующие рост злаков и волокнистых растений: подбрасывали вверх яйца, ложки, произнося заговоры.
Во время уборки хлеба только женщинам позволялось петь жнивные (бороздные, межевые, полевые) песни. Непосредственный контакт с землей осуществлялся в обрядах катания по ниве, которые приурочивались к моментам завершения жатвы и были направлены на возвращение женщине ее растраченной силы, чтобы иметь возможность выполнять работы осенне-зимнего периода (см. Жница).
В заключающем уборку хлеба обряде «завивание Николи- ной бороды» проявлялась принадлежащая женщине функция регуляции в процессе перераспределения сил в природе: этим обрядом земле возвращалась сила для того, чтобы она могла «родить» через год и тем самым обеспечить следующий урожай.
Женщины были основными хранительницами ритуальных текстов — заговоров, песен, приговоров. Это обусловило их руководящую роль во многих обрядах календарного цикла. Во время Святок нередко опытная женщина присутствовала при наиболее страшных гаданиях девушек, совершая необходимые магические приемы в случае опасности. Женщины обучали девушек весенним закличкам и пели их вместе с ними. В рамках троицко-семицкой обрядности в некоторых местностях, например в Орловской губ., женщины готовили ритуальную пищу из собранных и принесенных девушками продуктов и устраивали для них трапезу.
Чрезвычайной насыщенностью магическими приемами, а также традиционными предписаниями и нормами поведения, отличалась сфера работ ткаческого цикла. Уже в Масленицу замужние женщины старались прокатиться с горы на донцах прялок или гребней «на долгий лен», то есть чтобы лен уродился длинным. Обрядовые функции женщин в период выращивания волокнистых культур были аналогичны обрядам, направленным на получение хорошего урожая хлеба. Это — хождение в поля, во время которого, например, в Калужской губ. разбрасывали творог с тем, чтобы лен был белым. В Вологодской губ. для того, чтобы качество волокна было высоким, женщина, стеля лен для вымачивания на лугу, приговаривала: «Улежи-ко, мой ленок, белый да мягкой, в китову жилу, в Комарову кость, не бойся ни ветру, ни вихрю, ни частого дождичка, ни красного солнышка». Во время дерганья волокнистых растений, как и при жатве, исполняли специальные песни, которые так и назывались «льняные» и «конопляные». Повсеместно у русских различные этапы обработки льна отмечались обрядами в рамках семьи или всего женского коллектива деревни.
В жизнедеятельности как семьи, так и крестьянской общины большая роль принадлежала женским обрядам, направленным на устранение тех или иных стихийных бедствий. Если мужчины в таких случаях вытирали «живой» огонь, строили «обыденные» кресты, храмы, то женщины создавали «обыденную» новину — нить, холст, полотенце, пелена, изготовленные за один день. Так, во многих местностях широко бытовали семейные охранительные обряды, в которых четверговой пряжей — нитью, спряденной в Великий четверг, — обматывали дом. В Приангарье, Казанской, Нижегородской, Орловской, Пензенской губ. по обету или во время кризисных событий обыденные холсты ткали всем женским коллективом общины. На Русском Севере было известно изготовление пелены. В Вологодской губ., например, ее делали по обету на девятую пятницу: женщины со всего селения вместе теребили лен, пряли нить, ткали пелену, мыли и белили ее, после чего пели и плясали. Пелену, как и другие ритуальные предметы подобного рода, приносили в церковь.
В рамках семьи на женщине лежала ответственность за благополучие в доме и хозяйстве, за здоровье всех домочадцев. В Крещение, Чистый четверг и другие значимые дни календаря хозяйка совершала очистительные обряды: окропляла освященной водой все углы в избе и хозяйственных постройках, мелом или углем на всех дверях ставила кресты, затыкала в притолоки и другие подобные места растения, обладающие, по народным представлениям, охранительной силой, объезжала на помеле или кочерге дом и т. д. Каждая женщина с годами овладевала элементарными магическими приемами для лечения детей и взрослой родни, прибегая к ним в случаях, которые не требовали профессионального вмешательства знахарок.
В этом же ряду стоит действие, совершаемое женщиной при переезде в новый дом. Типологически оно близко обряду катания по ниве; но в данном случае все манипуляции направлены на благополучие семьи. Так, в Новгородской губ. «хозяйка дома до рассвета (чтобы никто не видал) старается три раза обежать новую избу нагишом с приговором: „Поставлю я около двора железный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не перескочил, ни гад не переполз, ни лихой человек ногой не переступил, и дедушка-лесной через него не заглядывал". А чтобы был этот „замок" крепок, баба в воротах перекидывается кубарем также до трех раз и тоже с заученным приговорным пожеланием, главный смысл которого выражает одну заветную мысль, чтобы „род и плод в новом доме увеличивались"» (5, с. 29).
Женской задачей была также ритуальная забота о скоте. В этой связи женщиной осуществлялись обходы скотины в день св. Егория, заменяющие или дополняющие действия пастуха, и очистительные обряды в течение всего года. Хозяйка овладевала магическими приемами для того, чтобы самостоятельно отводить порчу от своей скотины и обеспечивать обилие молока и приплод. Во все предписанные традицией дни она кормила домашних животных обрядовым печеньем.
Женщина практически полностью отвечала за приготовление ритуальной пищи: как для календарных обрядов, так и для событий жизненного цикла. Показательно, что в свадебном цикле в процессе изготовления каравая — важнейшего обрядового атрибута — могли участвовать только опытные женщины, находящиеся в фертильном периоде, то есть способные к деторождению. Коллективно женщины — родственницы обеспечивали все необходимое и для поминальных столов, а также ежегодно готовили так называемые милостыньки — те или иные принятые в местной традиции продукты для раздачи односельчанам, прохожим, нищим на помин души умершего.
Женщины, как правило, не были активны в увеселениях. С появлением детей женщина переставала участвовать в играх, хороводах, беседах. Она скорее выступала в роли зрителя и судьи происходящего на празднике, что не исключало в праздники хождения в гости к родственникам и соседям. Лишь в период широкой Масленицы — со среды до субботы — женщины развлекались: катались на санях и донцах, иногда со своими мужьями. Тут же на горке они пели песни.
У замужних женщин были свои, так называемые бабские праздники, которые характеризовались обетами и воздержанием от женских видов работ: прядения, ткачества, огородничества, приготовления пищи. Так, «бабиным днем» называлось рождественское гулянье женщин у повитухи (26 декабря/8 января; см. «Бабьи каши»). Бабьими праздниками считались также день Благовещения (25 марта/7 апреля), Фомино воскресенье — второе после Пасхи и вся неделя Жен-мироносиц (см. Моргосъе), день Рождества Богородицы (8/21 сентября).
Показательны в русской культурной традиции хроно- нимы, образованные от слова «баба». Самый известный из них — «бабье лето». Чаще всего так называли несколько погожих дней осенью. В этом случае понятие «бабье лето» в крестьянском сознании соотносилось с осенними праздниками, связанными с культом Богородицы (Успение, Рождество Богородицы, Покров), и с сентябрьским новолетием, о чем свидетельствует русская поговорка: «Семен бабье лето наводит». В Тверской губ. и на Северной Двине этот хроно — ним означал «время, когда женщины убирают лен», на Пи — неге — «время уборки хлеба, трав», в некоторых местах — «период работ в огороде, уборка картофеля, прополка капусты», в Костромской губ. — «женское гулянье, связанное с окончанием полевых работ».
Женщина в крестьянской среде имела права на вещи, произведенные ею самой, и продукты, полученные ее трудом. Так, она была полноправной хозяйкой своего свадебного приданого, «льняных» доходов от прядильно-ткацких работ (кудель, пряжу, холст, готовые предметы из льняной ткани женщина могла продавать по своему личному усмотрению), а также доходов от молочных продуктов. В Архангельской губ. деньги от продажи масла, молока, яиц, кур составляли личную собственность старшей женщины в семье и назывались «женскими» или «масляными» деньгами. Имущество, принадлежащее женщине, называлось «бабиной».
Традиционно женщина считалась хранительницей домашнего очага. В рамках распределения пространства внутри избы женщине соответствовал бабий угол (печной, кухня) — место около печи (см. Бабий кут), а также «долгая», или «бабья», лавка, идущая вдоль боковой стены к красному углу; на ней женщины сидели, когда ели или работали (пряли, шили).
Очевидно, что роль женщины в жизни семьи и общины была чрезвычайно велика. Отсутствие в доме хозяйки могло быть восполнено только другой женщиной. Отсюда народная пословица: «Мужик без бабы пуще малых деток сирота». В Оренбуржье по этому поводу говорили так: «Мужчина без
Женщины — никудышный народ. Женщины — они терпеливее». В этой связи показательно, что даже срок траура для вдовца в народной традиции был короче, чем для вдовы.
Вместе с тем в пословицах, затрагивающих противопоставление мужчины и женщины, зачастую подчеркиваются характеристики, которые снижают образ последней: «Курица не птица, баба не человек», «Не петь курице петухом, не быть бабе мужиком», «Собака умнее бабы: на хозяина не лает», «У бабы волос долог, да ум кроток», «У семи баб одна душа», «У бабы не душа, а пар».
Номинация «баба» в рамках семейно-родственных отношений распространялась на бабушку, а в системе социальных ролей — на повитуху, то есть женщину, которая занимается родовспоможением, а по народному выражению — «бабит».
1. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — нач. XX века. Половозрастной аспект традиционной культуры. JL, 1988; 2. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М, 1986; 3. Кабакова Г. И. Антропология женского тела в славянской традиции. М., 2001; 4. Костоловский И. В. Из свадебных и других поверий Ярославской губ. // Этнографическое обозрение. 1911. № 1—2;
5. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994;
6. Словарь русских говоров Новосибирской обл; 7. Архив РЭМ, 2001, Воронежская обл.
Е. Мадлевская
БАБИЙ КУГ
(ПЕЧНОЙ УГОЛ, ШОЛНУША, ШОМЫША, ПЕРЕГОРОДКА, КУХНЯ). Место в русской избе около печи, отделенное от остального пространства дощатой перегородкой или занавеской, табуированное для мужчин и гостей. В бабьем углу женщины занимались приготовлением пищи, мытьем посуды, мелкими постирушками и прочими домашними делами, а также некоторыми знахарскими действиями (гаданием и лечением детей).
Печь тесно связана с символикой и практикой родов. Вплоть до середины XX в. в сельской местности сохранялся обычай рожать в печи, особенно в тех районах, где не строили отдельно стоящих бань. Роженица влезала в печь, положив на под соломенную подстилку — постельничек. Ей помогала повитуха, которая принимала ребенка, перерезала и перевязывала льняной ниткой пуповину и обмывала младенца теплой водой. Если ребенок не подавал признаков жизни, тут же, у печи, производились действия, направленные на его оживление. В деревнях Буйского р-на Костромской обл., как и во многих других местах, такие действия совершали еще на памяти ныне живущих стариков, в 1950—1960-е гг.: «Девочка мертвая родилась. Бабушка, тетушка (т. е. пови-
|
|
Бабий кут
Туха. — Т. Щ.) …полечить ее в печку… колотить и отколотила ее. Девочку-то. Вот ожила девочка-то. Ой, как напуга — лася-то!» Ребенка слегка похлопывали по ягодицам, чтобы заставить откашляться и задышать. В той же печке повитуха сразу после родов «доделывала» ребенка, придавая нужную форму его тельцу и головке. «Паришь, паришь… [головку], чтобы кругленька была, — рассказывает повитуха из Костромской обл. — Бывает, что настоится головка. А которые кругленьки. Как задержится в проходе. Роды нормальны, так кругленька головка позади». По народным представлениям, от этих действий повитухи зависела красота принятых ею детей.
В знахарских обрядах печь символизировала материнское лоно. В ней совершали обряд «перепекания» младенца, который объясняли как его символическое «перерождение». При лечении ребенка от грыжи, собачьей старости (младенческой немочи, слабости, сухотки — детской дистрофии), испуга, полуночницы (бессонницы) его погружали в теплую печь на хлебной лопате или в корыте, завернув в пеленку или хлебное тесто: «Ревит ребенок, беспричинно ревит и ревит. Ну вот. Бабушку попросят, бабушка в печку, выпарит, заговорит грыжу». Погружая малыша в печь, знахарка Как бы заново повторяла процесс его рождения, стремясь закончить и поправить то, что не удалось при настоящих родах. В Архангельской обл. так лечили от собачьей старости, при этом приговаривали: «Пеку хварость, собачью старость», а кто-нибудь отвечал: «Пеки, пеки, чтобы век не была». В Вельском р-не, на юге Архангельской обл., подобным образом новорожденного старались предохранить от испуга, то есть детских страхов, и разнообразных последствий его (бессонницы, крика, немоты, заикания, а иногда даже слабоумия и смерти). Для этого ребенка трижды сажали в печь сразу после рождения: «Печь не боится ни жару, ни пару, так и мой ребеночек не боится ни шуму, ни гаму».
В печном углу проводили и обряды, направленные на сохранение семьи. В Архангельской обл. женщина наговаривала в печную трубу магические слова, чтобы вернуть ушедшего на заработки и надолго пропавшего мужа. Рано утром растопив печь, она говорила: «Дым дымовой, верни хозяина домой!» — веря, что эти слова полетят к ее мужу с первым дымом. Тот же способ использовался и для возвращения потерявшихся домашних животных. Если корова не пришла с пастбища домой, хозяйка трижды приговаривала в трубу: «Дым дымовой, пошли коровушку (имя) домой».
В народных верованиях и фольклоре печь — постоянный символ материнства, ее называют «матенка», «матушка», «мать родная». В пословицах горящая печка сравнивается с беременной женщиной: «Женщина без живота — что печка без огня». На Украине о счастливом человеке говорили, что он «в печурце родився» (что могло быть не только метафорой), а в Белоруссии подшучивали над стариками, родившими ребенка: «И в старой печи огонь хорошо го- риць» (1, с. 179, 180). Печь, по поверьям, незримо связана с благополучием семьи, в первую очередь — с рождением и судьбой детей. По белорусским поверьям, если в момент рождения ребенка в печи гаснет огонь, то новорожденный будет злодеем или разбойником. Известны также поверья о том, что у хозяйки, которая опрятно держит печной шесток, дети не будут возгрявы (т. е. грязны и сопливы), а если под вечер отдать в другой дом хлебную лопату или жар из печи, то ребенок будет страдать бессонницей.
В обрядах выпечка хлеба или приготовление пищи в печи соотносится с вынашиванием и рождением детей. Сажая пироги или хлебы в печь, вологодские женщины говорили: «Матушка печка, укрась своих детушек», а вятские: «Печка — матка, пеки, не сожги, моих детушек накорми». В некоторых местах на Русском Севере женщина, посадив хлебы в печь, подымала подол, словно имитируя высокий живот беременной, и говорила: «Подымайся выше!» — чтобы так же высоко поднялся и хлеб. Пока хлеб в печи, женщины соблюдали ряд запретов: не садились на печь, не мели избы, не разрешалось, чтобы под печью в это время лежал веник, а то «хлебы испортятся». Запрет держать веник под печью явно соотносится с традиционным запретом спать с мужем во время беременности, если учесть, что веник в традиционных представлениях — мужской символ, который соотносится с печью как символом женским. «В подпечье и помело — большак», — гласит пословица. Процесс выпечки хлеба служил поводом для гаданий о будущем семьи: если верх хлебов наклоняется внутрь печи — к прибыли, наружу—к убытку; если стряпня поломается (т. е. хлеб выйдет неудачным, не поднимется) — к несчастью, гибели кого-то из детей.
Хлеб в ритуалах мог служить символом не только ребенка, но и материнского лона. Широко распространенным способом обрядового «перерождения» ребенка было протаскивание его в хлебный калач. «У меня девочка родилась, а муж ушел в армию, — вспоминает жительница Архангельской обл. — Является прохожий человек и говорит: — Почему у вас девочка такая плохая (т. е. худенькая. — Т. Щ)? — Какой корм, такая и девочка. — Нет, у нее собачья старость… Испеки калач такой большой, продерни ее через калач этот в пеленке. А потом отдай этот калач собаке: — Ешь, собака, и это забери». Эта запись сделана на р. Ваге, но аналогичные обряды фиксируются также на р. Кокшенге и в других районах Архангельской и Вологодской обл. На Русском Севере и в Поволжье ребенка при «перепекании» в печи заворачивали в хлебное тесто.
Б. к., расположенный за печью, воспринимался как женское место, где были сосредоточены женские хозяйственные принадлежности: полки с разнообразной посудой (горшками, мисками), квашня с поднимавшейся хлебной опарой, ушаты с постирушкой, ведра и пр. Все эти вещи имели, кроме прямого практического, также символическое, риту — ально-магическое значение, которое было связано в основном с тематикой родов и материнства.
Необходимый предмет в Б. к. квашня (дежа) — атрибут хозяйки дома, болыиухи, символизировавший ее обязанность и право печь хлеб для всей семьи. В обрядах квашня, как и печь, обозначала материнское рождающее лоно. В Череповецком у. Новгородской губ. при трудных родах звали сельского старосту и просили пролезть через обруч от квашни, поясняя, что так же младенец пройдет через материнское лоно. О разрешившейся от бремени женщине говорили как о рассыпавшейся квашне — «обручи спали». В некоторых деревнях Архангельской обл. в квашне проводили обряд «перерождения» маленьких детей при лечении от испуга и Порчи. Ребенка на полчаса сажали в квашню на тесто и прикрывали крышкой. Если малыш долго не начинал говорить, его сажали под квашню: «Как мои хлебы кисли, так и ты, мое дитятко, кисни (т. е. полней. — Т. Щ.); как мои хлебы всходили, так и ты ходи; как я, мое дитятко, говорю, так и ты говори». С той же целью его накрывали корытом, при этом мать еще и садилась на него сверху, прямо имитируя роды. В загадках замешивание теста в квашне изображается как зачатье, а набухание теста — как беременность. В Полесье для квашни устраивали «праздник» или «выходной» под Крещенье, в Чистый четверг или день Введения Богородицы во храм. Тогда квашню мыли, чистили, украшали красным поясом и держали свободной. По поверьям, если в этот день замесить в ней тесто, то квашня будто бы стонет, кряхтит и жалуется, что «ей тяжко» (ср. обычный эвфемизм беременности — «тяжела», а не носящую беременность женщину называли «праздной»). Поднимающееся в квашне тесто прочно ассоциируется с ростом плода в материнском чреве, поэтому, по полесским представлениям, тесто хорошо поднимается только в «женской» квашне — деже (ее опознавали по четному количеству клепок), а в дежуне (т. е. мужской квашне) будто бы никогда не поднимется. Квашня, как и печь, в народных верованиях связана с материнскими функциями женщины. По поверьям заонежан, если ссыпать в квашню муку, оставшуюся на столе, то детей будет много. Эту муку добавляли в пойло скотине — для плодовитости. По полесским верованиям, следует помешать тесто в деже, чтобы дети мешались, а последний ребенок в семье, по замечанию этнографа С. М. Толстой, назывался у восточных славян так же, как последний хлебец из остатков теста: поскребыш, выскребок.
Женская символика вещей Б. к.: ступы, горшка, котла и др. — хорошо просматривается в пословицах: «Баба что горшок: что ни влей — все кипит», «Бабье сердце что котел кипит», «Лукавой бабы в ступе не утолчешь». Та же симво-
Лика и в загадках о горшке, корыте, бадье, корзине: «Баба у колодца елозила — да хвост приморозила (Бадья)»; «Висит баба на грядках, вся в заплатках. Заплата на заплате, а дырье не зашито (Корзина)». (См. Гончар.)
Литература:
1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Т. 1. М., 1865; 2. Даль В. И. Пословицы русского народа: В 3 т. М„ 1993; 3. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: Структур — но-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб, 1993; 4. Логинов К. К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993; 5. Топорков А. Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX — начала XX в. Вып. 2. М., 1990; 6. Топорков А. Л. Перепекание детей в ритуалах и сказках восточных славян // Фольклор и этнографическая действительность. СПб, 1992; 7. ТЦе — панская Т. Б. Пронимальная символика // Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы. СПб., 1999.
Т. ГЦепанская
БАБИЙ НАРЯД
(БАБЬЯ НАРЯДА, ОБРЯДА. СПРАВА). Костюм замужней женщины.
Основной одеждой замужних крестьянок вплоть до 1880-х гг. был костюм традиционного типа. Он бытовал, наряду с европейской одеждой, и позднее в некоторых селах южной России и Алтая, что фиксировалось еще в 1930-е гг. Костюм русских женщин не был единым на территории России.
В северных и центральных губерниях Европейской России, на Волге и в Сибири традиционный костюм состоял из рубахи, сарафана, а также различного рода короткой нагрудной одежды с рукавами: шугая, нарукавника, нагрудника; или без рукавов: душегреи, епанечки. Головным убором по праздничным дням служил кокошник, разнообразный по форме и характеру украшений, а по будням повойник — мягкая шапочка, надевавшаяся обычно с платком.
В большинстве сел южных губерний Европейской России женский костюм включал в себя рубаху, понёву — поясную одежду из шерстяной темно-синей ткани в клетку, пояс, передник с рукавами или без рукавов, длинную нагрудную одежду с рукавами или без них (шушун, шушпан, кодман), сороку — головной убор на твердой основе, состоявший из нескольких не скрепленных друг с другом частей, которые надевали на голову по отдельности.
В некоторых селах южной России, где укрепились потомки служилых людей, защищавших в XVI—XVII вв. границы Российского государства, женщины надевали поверх рубахи полосатую юбку (андарак), жилетку-корсетку, широкий пояс и высокий, пристегивавшийся на пуговицах воротник. Головным убором был кокошник.
Казачки из станиц Дона и частично Терека носили кубелёк (кубилёк) — платье, сшитое в талию и надевавшееся поверх рубахи с широкими рукавами. Костюм дополняли длинные штаны и вязаный колпак.
Эти четыре комплекса представляли собой утвержденный традицией стандарт, которого женщины обязаны были придерживаться. Однако в рамках каждого имелось множество вариантов, наличие которых было обусловлено огромными пространствами России, а потому различными природными условиями и, следовательно, разными историческими судьбами населения. Локальное своеобразие проявлялось в деталях костюма, их количестве, в манере ношения, цветовой гамме и орнаментации.
Традиционный костюм обладал рядом признаков, которые напрямую указывали на статус замужней женщины. Прежде всего — головной убор, который, в отличие от венца или повязки девушки, полностью закрывал заплетенные в две Косы волосы. Косы плелись на висках, а затем их либо укладывали надо лбом, либо закручивали сзади узлом. По русским поверьям, женщина с непокрытой головой являлась носительницей зла. Ее открытые волосы могли принести вред людям, хозяйству и урожаю, неблагоприятно повлиять на результаты охоты или рыбной ловли. В русском быту было известно три типа женских головных уборов: кокошник, сорока, повойник. Широкое распространение также имели квадратные платки, которые надевались поверх головных уборов.
Кроме того, символом замужества была понёва, входившая в состав южно-русского костюма. Во многих селах выражение «она надела понёву» означало замужество. Более того, девушка согласие на брак часто объявляла в ходе специального обряда, главным атрибутом которого была понёва. На следующий день после сватовства мать невесты предлагала своей дочке прыгнуть с лавки в понёву, которую держала в руках. «Вскаци, дитятко, вскаци милое», — говорила она дочери. Дочь отвечала: «Хацу — вскацу, хацу — не вскацу». После прыжка «в вечный хомут — бабью понёву» вопрос о согласии девушки на брак пересмотру не подлежал.
Понёва шилась из трех полотнищ темно-синей или черной, реже красной, шерстяной ткани в крупную клетку. Она надевалась на невесту всегда перед венцом, в отличие от бабьего головного убора, который полагалось надевать сразу же после венца или после брачной ночи. Во многих деревнях надевание понёвы представляло ритуальное действие. Младший брат невесты с головой накрывал свою сестру понёвой. При этом она причитала: «Братец, мой милый не надевай-ко на меня сухотушку-заботушку, не скидай с меня девичью красоту» — и старалась ее скинуть. В деревнях,
Где имел место этот обряд, невеста стояла под венцом уже в понёве.
Замужняя женщина за свою жизнь носила несколько вариантов традиционного костюма. Молодая баба, находившаяся в браке сравнительно короткий срок, имевшая одного, максимум двух детей, в праздничный день должна была выглядеть очень нарядно. Ее костюм включал до двадцати различных предметов яркого цвета, богато орнаментированных вышивкой, тканым узором, лентами, блестками, позументом, кружевом, красивыми пуговицами, а также дополнялся большим количеством украшений. С течением времени количество предметов в костюме сокращалось, кокошник и сороку в праздничные дни заменял повойник, цвет одежды становился более темным, постепенно снимались украшения. Костюм женщины, перешедшей в статус старухи, Включал в себя два-три предмета одежды и был, как правило, темного цвета.
В последней трети XIX в. молодые женщины особенно в больших торговых селах, ремесленных пригородных слободах стали отдавать предпочтение костюму европейского образца, который казался им более красивым и модным.
1. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Л., 1988; 2. Гаген-Торн Н. И. Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы // Советская этнография. 1933. № 5—6; 3. Зеленин А. К. Обрядовые празднества совершеннолетия девиц у русских // Живая старина. 1911. Вып. 2; 4. Лебедева Н. И. Народный быт в верховьях Оки и верховьях Десны. М., 1926; 5. Маслова Г. С. Народная одежда русских, украинцев, белорусов в XIX — начале XX века // Восточно-славянский этнографический сборник. М., 1956; 6. Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начала XX в. М., 1984; 7. Чижикова Л. Н. Русско-украинское пограничье: История и судьбы традиционно-бьгговой культуры (XIX—XX вв.) М., 1988.
И. Шангина
БАБНЯК
(БАБИНА, БАБЕНБ, БАБЬЁ). Собирательное название женской половозрастной группы, а также сообщества взрослых женщин как относительно замкнутой части традиционного общества. Полноправными участницами его были женщины, обладающие статусом бабы, то есть замужние и имеющие детей; вдовы и бездетные женщины считались менее влиятельными, а незамужние (Девушки и вековухи) полностью из него исключались. В бабье сообщество входили все женщины одной деревни либо части селения: одного конца, улицы, квартала; иногда они группировались по родственному, земляческому (вышедшие замуж из одной и той же деревни) или соседскому признаку.
Приобщение к бабьему сообществу молодых женщин сопровождалось целым рядом ритуальных действий. Особое место среди этих посвятительных обрядов занимали гулянья И угощения, устраиваемые молодой. В Пермской губ. молодая собирала на угощение в своем доме, приглашая замужних женщин. В конце застолья подавался пирог с морковью — «выгонщик», после чего женщины выходили из-за стола, набрасывались на хозяйку, валили на лавку, задирали подол, хлестали веником, затем срывали с себя головные уборы и уходили. Подобные угощения нередко были приурочены к неделе Жен-мироносиц, когда устраивались и коллективные женские пиры-ссыпчины. В Архангельской губ., на р. Мезень, молодуха затевала угощение в день, когда в первый раз выходила с другими женщинами на работу в поле.
Окончательно молодая женщина приобретала статус бабы и полноправного члена бабьего сообщества примерно через год после свадьбы, после рождения первого ребенка, до этого пребывая в промежуточном статусе молодухи (см. Молодожены). В число послеродовых обрядов входили «наведы» или «провидки» — посещения роженицы женщинами, имевшие характер ее символического приобщения к женскому сообществу. На второй-третий день после родов соседки, родственницы, знакомые и посторонние женщины посещали роженицу с подарками «на зубок». Как правило, приносили угощение (пироги, борщ), иногда вещи, предназначенные ей или ребенку. По обычаю, навестить роженицу после родов с подарками и благопожеланиями должны были все знающие ее женщины, имеющие детей.
Роды играли роль посвятительного испытания молодой женщины перед ее принятием в сообщество матерей. Это было испытание ее терпения, способности переносить боль (до сих пор сохранился неявно выраженный запрет кричать или по-иному проявлять страдание во время родов), но главным образом — ее способности к деторождению. Характерно, что, посещая роженицу, женщины оценивали внешний вид (рост, упитанность, цвет кожи, форму головы), а также голос и степень подвижности новорожденного, стараясь по этим и другим признакам угадать его будущую судьбу: «Громко кричит — полководец будет!»; «Слишком полный и рыхлый — не жилец!» Предсказание счастливой судьбы младенцу было возможностью выразить доброжелательное отношение женского общества к его матери, и наоборот, плохое предсказание означало выражение скрытого недовольства в ее адрес. Фактически эти предсказания-пожела — ния были формой, в которой женское сообщество высказывало свое отношение к роженице, то есть косвенно обозначало ее статус и репутацию.
Физические недостатки, а тем более уродство ребенка считали следствием вины матери, материнского греха, нарушения ею одного из запретов, которые полагалось соблюдать во время беременности. Например, по поверьям, ребенок мог родиться злобным, слабоумным, немым, слепым, косоглазым, с «волчьей пастью» или «заячьей губой», если женщина во время беременности ругалась и ссорилась с кем-то или просто на кого-нибудь злилась, пила вино или не смогла сдержать свой испуг: сильно испугалась собаки, покойника, пожара. Результатом испуга матери считались родимые пятна у ребенка. Поэтому любое физическое отклонение у новорожденного становилось поводом для выяснения женщинами, какой запрет, правило поведения во время беременности нарушила его мать. Это могло означать, что она недостаточно освоила нормы женского сообщества. К физическим недостаткам относилось не только ярко выраженное уродство, но и мелкие отклонения от местной нормы: «слишком умный» взгляд (говорили, что такой ребенок «не жилец»), слишком длинные волосы, бледный или синюшный оттенок кожи, резкие или, наоборот, слабо выраженные движения и пр. Полноправный статус в бабьем сообществе приобретала женщина, родившая ребенка, полностью соответствующего по своим психофизическим характеристикам местной норме или, во всяком случае, признанного таковым женщинами во время послеродовых посещений. Наибольшее значение для приобщения женщины к бабьему сообществу и формирования ее статуса имели первые роды; однако и после каждых следующих родов, навещая роженицу, Б. тем самым заново подтверждал ее женский статус и репутацию. Наведы играли важную роль и как средство консолидации женского сообщества вокруг главной его ценности и главного символа — материнства.
Средствами консолидации женского сообщества были также совместные работы и праздничные застолья. Наиболее известные женские пиры — братчина, ссыпчина (ссыпка), приуроченные обычно к неделе Жен-мироносиц. Основным угощением подавали кашу из недозревшей ржи, в изобилии выставляли хмельные напитки, в том числе пиво, сваренное в Пасху. Женщины во время этих празднеств сбрасывали обязательные для них в обычное время головные уборы и плясали простоволосыми. Женские эротические пляски, песни и шутки, по мнению исследователей, призваны были стимулировать плодородие засеянной («беременной») земли. По данным из Нижегородской, Костромской, Московской, Курской, Калужской, Орловской губ., женские ссыпчины или братчины разделялись по возрастам, в каждой группе в среднем насчитывалось до десяти человек. В небольших селениях вместе собирались все женщины, независимо от возраста. Девушки на ссыпчины обычно не допускались.
Важной функцией женского сообщества была взаимопомощь, выражавшаяся в обмене как трудовыми, так и материальными ресурсами. В деревнях практиковались женские помочи (толоки) для коллективного осуществления тяжелых работ, чаще всего на их завершающем этапе. Наиболее известны среди женских помочей: дожинки (завершение жатвы), помощь в обработке льна и конопли, супрядки (помощь в прядении), избомытье (уборка избы перед праздником), капустки (рубка капусты для квашения), Навозница (вывоз навоза на паровые поля). Роль взрослых женщин ярче всего выражена в дожинках и обработке льна, которая в Новгородской губ. так и называлась «бабьи помочи». Капустки и навозницы в одних местах были женским, в других молодежным (с участием девушек и парней) видом коллективных работ. Общим для всех видов взаимопомощи было праздничное настроение, коллективное угощение и зачастую ритуальное оформление наиболее тяжелых работ, приобретавших характер игрового состязания. Нередко все происходило втайне от мужчин, в особой таинственной и эротически-взвинченной атмосфере, допускавшей вольные разговоры, например откровенное обсуждение «мужских достоинств» потенциальных женихов для дочерей.
Самым распространенным видом женских помочей были дожинки, когда женщины собирались вместе для завершения жатвы поочередно на чьем-либо поле. В дожинках могли участвовать и девицы, но их поведение отличалось пассивностью: они почти все время молчали и во всем должны были слушать взрослых женщин, которым принадлежала главная роль. Последние не только обучали молодежь трудовым приемам, но и много шутили, пели, совершали обряды, призванные обеспечить плодородие полю, а себе здоровье и легкие роды. Самыми известными элементами этих обрядов были: «завивание бороды», изготовление последнего снопа, катание по полю. В ряде мест все празднество дожинок называлось «бородное угощение» или «борода». «Бородой» называли сооружение в виде арочки (колосья пригибали к земле) или пучка из последних оставленных в поле несжатыми колосьев, иногда им придавали антропоморфную форму, надевая шапочку («клобучек»). По сведениям XIX в., эти колосья оставляли на «бородку» Илье, Николаю или Егорию. Закончив жатву, женщины втыкали серпы в последний снопик или протаскивали их под «бородкой» (арочкой из колосьев). Последнее действие называлось «женитьбой серпа». В этом ритуале серп символизирует мужское, а «бородка» женское репродуктивное начало («бородкой» иносказательно называли лобковые волосы у женщин). Затем женщины со стонами и оханьями катались по полю, чтобы «силушку» вернуть себе и полю. Исследователи видят в этих действиях имитацию родов: жатва воспринималась как роды матери-земли, оплодотворенной во время сева и выносившей плоды в течение лета. С другой стороны, на период жатвы часто приходились реальные роды у женщин, особенно первые роды у молодух (после зимних свадеб). Тяжелая работа ускоряла разрешение от бремени.
Не случайно до сих пор в деревнях говорят, что раньше «в поле рожали», прямо во время жатвы, а молодуху, родившую первенца-мальчика, называли «ржаницей», как и сжатое поле. Символическое сближение жатвы и родов заметно и в гаданиях беременных женщин: если из-под оставленного на поле снопа выползет паучок, то родится мальчик, если «козявка» — то девочка.
После окончания дожинок все участницы собирались в доме хозяйки сжатой полосы, выставлявшей для них обильное (иногда до пятнадцати перемен) угощение, перемежавшееся гуляньями женщин по улице, катанием на лошадях, плясками и пением. Главное место на столе занимала каша и ее разновидности (например, саломата), бывшая главным ритуальным угощением также на родинах и ежегодных праздниках повитух и рожениц — «бабьих кашах», а кроме того, на второй день после Рождества. На Севере женщины угощались шаньгами в два этапа, между которыми выходили гулять на улицу.
Осенью устраивали бабьи помочи, чтобы мять лен; участницы приходили со своими мялками. Мялки устанавливали в круг, и работа шла всю ночь до рассвета при свечах или лампе, сопровождаемая пением и плясками. Каждая при этом должна была успеть измять сотню, то есть сто снопов льна, что служило основанием для оценки не только ее трудового участия, но в целом здоровья и силы. Особенно придирчиво во время коллективных работ бабы оценивали работу молодых женщин, так что эти виды взаимопомощи приобретали еще и смысл одного из посвятительных испытаний. На следующий день хозяева угощали участниц. Помочи поочередно, дом за домом, охватывали порой всю деревню.
Осенью происходили и капустки (собрания женщин, девиц и молодиц для рубки капусты. В конце XIX столетия, однако, в них участвовали главным образом девушки, приглашая для развлечения парней. С осени до Рождества устраивались супрядки, что в данном случае понималось как помощь отдельным семьям, имевшим недостаток в женской рабочей силе. Нуждающаяся в помощи баба раздавала по деревне сырье (лен, коноплю, шерсть), из которого женщины, взявшие его, изготавливали пряжу или нитки. Некоторое время спустя хозяйка объявляла день супрядок, в который женщины собирались в ее доме, отдавали готовую работу, после чего следовало угощение. В ряде мест, например в Костромской губ., супрядки устраивали поочередно у разных хозяев и обычно подразделялись на «девичьи» («большие» и «малые» для девочек-подростков) и «женские» (только для замужних женщин).
Женские помочи проводили обычно в отсутствие и по возможности скрытно от мужчин. Исключение делалось иногда для хозяев, собравших помочь, либо для мужей и тех родственников участниц, которые исполняли функции возчиков или грузчиков. Во время угощений на супрядках, как и на дожинках, присутствовавшие женщины вели себя весьма свободно. Женщина могла привести с собой мужа, который имел, однако, подчиненный статус «захребетника», получая угощение от жены и не имея права голоса. Если жена не хотела пить, она отдавала водку или пиво мужу. Остальные женщины не делали скидку на его присутствие, не сдерживая себя в выражениях и поведении.
Бабье сообщество, осуществляя социальную функцию — взаимопомощь, вместе с тем формировало общественное мнение и выполняло социальные санкции — преимущественно в женской среде, а в ряде случаев и за ее пределами. Важной социальной функцией женского сообщества был контроль за поведением не только своих членов, но и других односельчан, главным образом в брачно-репродуктив — ной сфере. Один из рычагов такого контроля — обвинение в колдовстве, которое выдвигалось, как правило, в ситуации длительного, часто скрытно протекающего, но тягостного для коллектива конфликта (см. Колдун). Обвинению предшествовали разговоры среди женщин, в которых высказывались подозрения в адрес одного из виновников конфликта. Как правило, в колдовстве подозревали стариков и старух, Одиноких мужчин и женщин, старых девиц, чужаков, бездетных — то есть тех, кто не принадлежал к бабьему сообществу. Наиболее часто встречавшаяся ситуация — невестка обвиняла свекровь или свекра. Значительно реже обвинение относилось к соседкам, причем в этом случае оно носило нередко перекрестный (взаимный) характер. Признание одной из соседок колдуньей зависело от того, на чью сторону встанет общественное мнение (основная часть бабьего сообщества). После того как мнение сформировалось и один из участников ссоры определен колдуном, следовали санкции. Чаще всего — изоляция: одинокой бабушке, уже не способной держать корову, женщины переставали носить молоко, как делали до этого; с «колдуньей» не здоровались, избегали разговаривать с ней, ничего не давали из дому (даже когда она просила такую мелочь, как соль или спички), не приглашали в праздники и т. д. Отмечены и случаи физической расправы: еще в конце XIX в. сельских «ведьм» или «колдунов» публично секли. Во время эпидемии были зарегистрированы единичные случаи сожжения живьем в срубе старухи, признанной «ведьмой», и попытки заколоть вилами старика, подозреваемого в колдовстве. Инициатива в подобных случаях, как правило, исходила от бабьего сообщества.
Бабье сообщество участвовало в социальном надзоре за внутрисемейным насилием (см. Плеть). Если муж избивал жену, она с детьми могла найти убежище у одной из соседок, правда это было связано со значительным падением статуса ее семьи, но давало физическую защиту. Обычно соседка посылала своего мужа утихомирить разбушевавше-
Гося соседа. В дальнейшем такое поведение буяна становилось предметом обсуждения среди женщин, после чего, если он не прекращал избиения жены, мужья соседок собирались специально, чтобы с ним «поговорить» (что предполагало применение мер физического воздействия). Инициатива таких «разговоров» опять-таки исходила от женского сообщества.
1. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Половозрастной аспект традиционной культуры. JL, 1988; 2. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986.
Т. Щепанская
БАБЬИ ЗАПУГИ.
Распространенный в женской среде обычай пугать, используемый как способ социальной манипуляции и регуляции поведения. Как правило, пугали детей, молодежь, но также молодых женщин, особенно в период первой беременности.
Во время беременности женщину пугали тем, что с ее ребенком может произойти несчастье, если она не будет выполнять некоторых предписаний: не пинать кошку, собаку — а то ребенок родится волосатым, не смотреть на пожар — у ребенка будет пятно, как обожженное, не смотреть на покойника — ребенок может умереть. Таким образом, страх за здоровье и благополучие будущего ребенка использовался женским сообществом как мотивировка и подкрепление ряда обычаев-запретов. Среди них: запрет работать в праздники, жить с мужем и украшать себя во время беременности, проявлять агрессию, присутствовать без специальных предосторожностей на похоронах и некоторых других обрядах или просто в общественных местах.
Еще чаще запуги применялись по отношению к детям. Запугивания были главным средством отлучения ребенка от груди, что происходило в возрасте приблизительно полу — тора-двух лет. С этой целью мать намазывала грудь сажей (символика огня, ср. с символикой пожара, которым пугали беременных). При этом малыша пугали букой: «Титю у мамы бука съела; вон, какая страшная стала! Смотри не тронь, а то тебя съест!» Бука как мифологическое существо фигурировала исключительно в женских запугах и колыбельных песнях; само название «бука» связывают с символикой золы, которой обрабатывали — бучили — льняное полотно. В Псковской и Ленинградской обл., чтобы отучить малыша от груди, мать подкладывала за пазуху щетку, мохнатую варежку или кусок меха: «Варежку приложишь или чо-нибудь такое в шерсти, мохнатое: он [ребенок] увидит, испугается. Скажешь: — Собака злая там! — испугается, больше не подойдет». Заметим, что в Б. з. страх находит символическое выражение в образах огня (или его атрибутов: золы, угля, сажи) и животных.
Аналогичные образы страха использовались и в других ситуациях, например чтобы подкрепить запрет для детей ходить в определенные места. «Не ходи на речку: там русалка», — говорили матери ребятишкам. «Не ходи к кузнице — там Баба Яга железная, съест тебя!» Летом не пускали детей в поля, где зрела рожь, пугая русалкой или полудни — цей — страшного вида лохматой и оборванной женщиной, которая будто бы бродила во ржи в самое жаркое полуденное время. Такие запуги иногда сопровождались инсценировкой: кто-нибудь из взрослых наряжался «русалкой» и шел в поля, стуча в сковороду; одно из наиболее общих мест этих действий — обмазывание сажей, то есть опять использовалась символика огня.
Б. з. следует рассматривать как одно из средств социальной регуляции поведения детей и молодых женщин со стороны бабьего сообщества (см. Бабняк). Менее действенными они были по отношению к мужчинам. В Псковской и Новгородской обл. записаны рассказы о русалках и другой нечистой силе (лешачихе), которыми женщины путали своих мужей, чтобы те не ходили пьяными, особенно ночью. Рассказывали, будто возле дороги между деревнями жила русалка (лешачиха и т. п.), которая ночью заманивала пьяных мужиков, приглашая их к себе на печку, те, раздевшись, засыпали, а утром их находили замерзшими на придорожном камне. Подобные истории в устах женщин, адресованные мужьям, можно рассматривать как попытку социальной манипуляции с использованием традиционного для женской среды средства — запугов. Мужская часть общества, однако, стремилась дистанцироваться от подобных воздействий, объявляя «бабьи запуги» несерьезным проявлением женских страхов и заблуждений.
1. Дивильковский. Уход и воспитание детей у народа (Первое детство) // Изв. Архангельского общества изучения Русского Севера. 1914. № 18; 2. Щепанская Т. Б. К этнокультуре эмоций: испуг (эмоциональная саморегуляция в культуре материнства) // Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. М, 2001.
Т. Щепанская