ДВОЙНИ (БЛИЗНЕЦЫ)
В народных представлениях воспринимались негативно. Такое отношение было обусловлено мотивами двойничества и обезличенности, воплощениями которых они являлись. Число два считалось опасным, дьявольским. Верили, что черта или другую нечисть можно сразить только одним ударом, если же ударить дважды, то он снова оживет и даже удвоится. В фольклоре персонажи с одинаковыми лицами были представителями потустороннего мира. Рождение Д. считалось позором и даже Божьей карой за грехи. Так, в Костромской губ. говорили, что «горе тому отцу, если родится двойня — не дадут ему прохода насмешками»; в Рязанской губ. полагали, что «рождение близнецов ложится на родителей стыдом». Об определенной «неполноценности» Д. свидетельствует лексика: для обозначения их рождения используется «животная» терминология, например: «котить» — «рожать двойню»; также «близнецами» (близенца — ми) называли незаконнорожденных детей. В случае Д. скрывали от посторонних глаз обряд крещения, в Рязанской губ. их «из зазрения совести» крестили дома. Отрицательная мифологическая сущность Д. обнаруживается в поверье, по которому они появлялись в результате их зачатия в канун праздника, когда запрещалась супружеская близость.
Согласно мифопоэтическим представлениям у Д. одна судьба на двоих, поэтому на Русском Севере верили: они долго не живут либо, как полагали в Ярославской губ., один из них «отбирал» долю у другого, в частности один из Д. рождался бесплодным. С другой стороны, мотив удвоения служил, вероятно, основанием для формирования идеи плодовитости, связанной как с родителями, так и с самой Д. В Ярославской губ. полагали, что если родится Д. одного пола или в «одном месте», то появится еще Д. у кого-либо поблизости. В Псковской губ. считали, что дети всегда «идут по потомству», то есть у Д. родятся в свою очередь тоже Д. Чтобы избежать этого, нельзя было вдвоем качать колыбель с младенцем, девушкам и женщинам запрещалось есть что-либо сдвоенное, например сросшиеся плоды, яйца с двумя желтками.
1. Мазалова Н. Е. Состав человеческий. Человек в традиционных соматических представлениях русских. СПб., 2001; 2. Толстой Н. И. Близнецы (мифологический образ) // Славяноведение. 1995. № 3; 3. Архив РЭМ, ф. 7, on. 1.
Д. Баранов