Главная > Мужики и бабы в русской культуре > ДВОЙНИ (БЛИЗНЕЦЫ)

ДВОЙНИ (БЛИЗНЕЦЫ)

В народных представлениях воспринимались негативно. Такое отношение было обусловлено мотивами двойничества и обезличенности, воплощениями которых они являлись. Число два считалось опасным, дьявольским. Вери­ли, что черта или другую нечисть можно сразить только одним ударом, если же ударить дважды, то он снова оживет и даже удвоится. В фольклоре персонажи с одинаковыми лицами были представителями потустороннего мира. Рожде­ние Д. считалось позором и даже Божьей карой за грехи. Так, в Костромской губ. говорили, что «горе тому отцу, если родится двойня — не дадут ему прохода насмешками»; в Ря­занской губ. полагали, что «рождение близнецов ложится на родителей стыдом». Об определенной «неполноценности» Д. свидетельствует лексика: для обозначения их рождения используется «животная» терминология, например: «ко­тить» — «рожать двойню»; также «близнецами» (близенца — ми) называли незаконнорожденных детей. В случае Д. скры­вали от посторонних глаз обряд крещения, в Рязанской губ. их «из зазрения совести» крестили дома. Отрицательная мифологическая сущность Д. обнаруживается в поверье, по которому они появлялись в результате их зачатия в канун праздника, когда запрещалась супружеская близость.

Согласно мифопоэтическим представлениям у Д. одна судьба на двоих, поэтому на Русском Севере верили: они долго не живут либо, как полагали в Ярославской губ., один из них «отбирал» долю у другого, в частности один из Д. рождался бесплодным. С другой стороны, мотив удвоения служил, вероятно, основанием для формирования идеи плодо­витости, связанной как с родителями, так и с самой Д. В Яро­славской губ. полагали, что если родится Д. одного пола или в «одном месте», то появится еще Д. у кого-либо поблизости. В Псковской губ. считали, что дети всегда «идут по потомст­ву», то есть у Д. родятся в свою очередь тоже Д. Чтобы избе­жать этого, нельзя было вдвоем качать колыбель с младен­цем, девушкам и женщинам запрещалось есть что-либо сдво­енное, например сросшиеся плоды, яйца с двумя желтками.

Литература:

1. Мазалова Н. Е. Состав человеческий. Человек в традиционных соматических представлениях русских. СПб., 2001; 2. Толстой Н. И. Близнецы (мифологический образ) // Славяноведение. 1995. № 3; 3. Архив РЭМ, ф. 7, on. 1.

Д. Баранов

Комментарии закрыты.